Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рамках парциальной программы "Синтез" К.В.Тарасовой
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

II.Прогностический этап 2007-2009

Создание творческой группы

В 2003году музыкальный руководитель повышала профессиональную квалификацию по теме «Синтез искусств в непрерывном образовании» городе Москве.

По приезду делилась опытом с коллегами. Она с восхищением рассказывала - какой результат дает  «Синтез» в развитии творческих способностей детей, а  в нашем детском саду творческое развитие детей было не на высоком уровне.

Курс профессиональной подготовки служил целью - показать, как развивать творческие способности у детей дошкольного возраста посредством синтеза искусств.

Идею  творческого развития детей посредством «синтеза» искусств педагоги ДОУ одобрили.

И еще несколько доводов для  изучения и реализации программы «Синтез»:

- базовая программа «Детство» не отвечает в полной мере современным требованиям к реализации художественно-эстетического развития, так как содержание программы «Детство» не предусматривает комплексного подхода к художественно-эстетическому развитию дошкольников  в разных видах детской деятельности;

-анкетирование родителей;

-у детей нет возможности посещать музеи по изобразительному искусству, поспешать концерты классической музыки, балета.

Для того чтобы претворить идею в жизнь, необходимо было приобрести программу «Синтез» К.В.Тарасовой  с методическим обеспечением.

Поставили цель:

 Разработать условия для художественно-эстетического развития ребенка на высоком уровне.

Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: музыки, художественной литературы, изобразительного искусства

Задачи:

1.Создание эстетически развивающей среды на основе различных видов искусства, особого предметного окружения

2.Формирование у детей способов творческого отражения своих представлений об окружающем мире;
3.Развитие нравственно-эстетического аспекта художественной деятельности, формирование целостного отношения к действительности;

4.Развитие связанной  эмоционально окрашенной речи детей, речевого творчества.

4. Повысить квалификацию педагогов ДОУ «Бобренок» по художественно-эстетическому развитию.

5. Развитие творческих способностей детей в изобразительной, музыкальной деятельности через «синтез искусств»

6. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

 1 этап – 2007-2008учебный год – Создание материально-технических условий, обеспечение методической литературой, создание временной творческой группы.

Сформированность материально-технической  базы

7. Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания.

IIIэтап .Внедрения и реализации

В 2009-2010учебном году педагоги ДОУ реализовали парциальную программу «Синтез» К.В.Тарасовой   в образовательно-воспитательном процессе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Бобренок» п.Лыхма» «Детский сад  «Бобренок»

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в рамках  реализации парциальной программы «Синтез» К.В.Тарасовой»

В 2003году музыкальный руководитель повышала профессиональную квалификацию по теме «Синтез искусств в непрерывном образовании» городе Москве.

По приезду делилась опытом с коллегами. Она с восхищением рассказывала - какой результат дает  «Синтез» в развитии творческих способностей детей, а  в нашем детском саду творческое развитие детей было не на высоком уровне.

Курс профессиональной подготовки служил целью - показать, как развивать творческие способности у детей дошкольного возраста посредством синтеза искусств.

Идею  творческого развития детей посредством «синтеза» искусств педагоги ДОУ одобрили.

И еще несколько доводов для  изучения и реализации программы «Синтез»:

- базовая программа «Детство» не отвечает в полной мере современным требованиям к реализации художественно-эстетического развития, так как содержание программы «Детство» не предусматривает комплексного подхода к художественно-эстетическому развитию дошкольников  в разных видах детской деятельности;

-анкетирование родителей;

-у детей нет возможности посещать музеи по изобразительному искусству, поспешать концерты классической музыки, балета.

Для того чтобы претворить идею в жизнь, необходимо было приобрести программу «Синтез» К.В.Тарасовой  с методическим обеспечением.

Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств «Синтез» К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан, Т.М.Шуман, рекомендована Министерством образования РФ.  В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы.

Программа «Синтез», авторы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова – новая программа для дошкольников по слушанию музыки на основе синтеза трех основных искусств – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы

Программа «Синтез» состоит из 3частей: для детей 5года жизни, 6года жизни, 7года жизни детей.

Потеряли год на приобретение программы «Синтез» К.В.Тарасовой и методического обеспечения.

Аналитический

В 2005-2007учебном году изучали всем педагогическим коллективом программу «Синтез» К.В.Тарасовой. Итоги обсуждения программы проводили на методическом объединении, так как программа «Синтез» на  основе синтеза трех основных искусств, мы решили реализовать ее через музыкальную, изобразительную и художественную  деятельность.  

Поставили цель:

 Разработать условия для художественно-эстетического развития ребенка на высоком уровне.

Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: музыки, художественной литературы, изобразительного искусства

Задачи:

1.Создание эстетически развивающей среды на основе различных видов искусства, особого предметного окружения

2.Формирование у детей способов творческого отражения своих представлений об окружающем мире;
3.Развитие нравственно-эстетического аспекта художественной деятельности, формирование целостного отношения к действительности;

4.Развитие связанной  эмоционально окрашенной речи детей, речевого творчества.

4. Повысить квалификацию педагогов ДОУ «Бобренок» по художественно-эстетическому развитию.

5. Развитие творческих способностей детей в изобразительной, музыкальной деятельности через «синтез искусств»

6. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

7. Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания.

Этапы реализации парциальной программы «Синтез» К.В.Тарасовой

 1 этап – 2007-2008учебный год – Создание материально-технических условий, обеспечение методической литературой, создание временной творческой группы.

Сформированность материально-технической  базы

  1. Материально-техническая база:

музыкальный зал, просторный, эстетически оформленный музыкальный зал, оборудованный музыкальным центром, магнитофоном, фортепьяно, детскими музыкальными инструментами, телевизором с видеомагнитофоном, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра

изостудия, оборудованная  столами для рисования, магнитной доской для рисования фломастерами, различными материалами и средствами для изобразительной деятельности, оформлен вернисаж детского творчества     

  1. центр театрализации, включающие разнообразные виды кукольных театров, декорации к ним;
  1. методический кабинет, оснащен современной оргтехникой; программно-методическим обеспечением, отвечающим целям и задачам эстетического развития детей всех возрастных групп; перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно - досуговой деятельности детей по всем группам; конспекты занятий, сценарии досугов и праздников; дидактические музыкальные игры и по изодеятельности.

Каждая группа детского сада эстетически оформлена, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. В целях художественно-эстетического развития в МДОУ имеется картинная галерея.

         В пакет материалов наряду с программой «Синтез» К.В.Тарасовой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.  Приобретали соответствующие репродукции картин.

    В «Детском саду «Бобренок» материальная база отвечает художественно-эстетическим требованиям.

С целью управления инновационной деятельностью в дошкольном учреждении нами разработан локальный акт:  Положение о временной творческой группе.

Одной из активных форм работы по внедрению парциальной программы «Синтез» в нашем детском саду явилась деятельность временного творческого коллектива, в который входили: музыкальный руководитель, педагог, углубленно работающий по изобразительной деятельности, дошкольного учреждения, логопед, творческие и инициативные педагоги групп, а также старший воспитатель.

Цель: Объединение педагогов, участвующих научно-педагогическом исследовании, осуществляет освоение программ художественно-эстетического направления, разработка  рабочих программ, проектов,   методического  обеспечения  нововведений для совер- шенствования  художетственно-эстетического развития детей.

  1. участие в подготовке и проведении показательных мероприятий, конкурсов, педагогических советов, семинаров, консультаций;
  1. оказание методической помощи педагогам.

Старший воспитатель и творческая группа детского сада по включению в инновационную деятельность всех педагогов активно использовала следующие формы работы:
1. Лекции в форме диалога.
2. Семинарские занятия по типу малых групп.
3. Семинар-интервью.
4. Семинары - творческие занятия.
5. Игровое моделирование.
6. Групповая дискуссия «мозговая атака

7. Смотры-конкурсы (уголков изодеятельности, художественно-эстетического содержания развивающей среды группы)

8.Взаимопосещение занятий по художественно-эстетическому направлению.

Педагогический коллектив МДОУ «Детский сад «Бобренок»

В МДОУ «Детский сад» работают 13педагогов, из них:

музыкальный руководитель / музыкально студии «Веселые нотки» (1 кв. категория);

воспитатель по изодеятельности / руководитель изостудии «Нескучайка» (1 кв. категория); учитель-логопед, психолог

Первая квалификационная категория  47%

Вторая квалификационная категория  23%

Высшее образование   7 (53%)

Среднее специальное  - 6 (47%)

Сетка занятий в МДОУ «Детский сад «Бобренок» не изменилась: во всех группах -2музыкальных занятия,, 1рисование, 1 лепка, а в подготовительной  группе – 2рисования.

Не было снижено количество занятий с введением интеграции, так как одну тему рассматривают с разных сторон, ставятся разные задачи, помимо «синтеза искусств».

II.Прогностический этап 2007-2009

На заседании временной творческой группы воспитатель Степанова Н.А.внесла предложение – внести элементы «синтеза искусств» на занятия по развитию речи, природный мир и в свободную деятельность детей. Педагоги поддержали эти предложения и решили внедрить синтез искусств  в развитие речи детей, природный мир, для развития творчества детей в этих разделах.

В ходе деятельности ВТК было составлено перспективное планирование по разделам: «Развитие речи», «Изобразительная деятельность», «Музыка», занятия по этим методикам перекликаются между собой

Основной принцип построения планирования - тематический, он включает 7 основных тем (блоков) которые изучаются в течение одного – двух месяцев  и повторяются в каждой возрастной группе, согласно требованиям усвоения программы в области развития речи, художественной деятельности и музыке.

      Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка живописи, музыки и средств языковой выразительности  в единстве с окружающей нас действительностью и  нашим настроением. Он систематизирует знания полученные детьми, способствует поддержанию интереса  к занятиям. Так как программа построена на интеграции искусств, блочное планирование проводилось в тесном контакте с руководителями по музыке и изобразительной деятельности.


Тематическое  планирование по блокам:

№  1 « Сказки про краски»

сентябрь

№ 2 « Природа и настроение»

октябрь-ноябрь

   №3  «Сказочка»

декабрь

№4  «Настроение и чувства»

январь

№5  «Движение в искусстве»

февраль

№6 «Народные промыслы»

март

№7 «Живой мир»

апрель-май

Тематика блоков разработана так, чтобы дети постепенно знакомились разными художественными материалами, осваивали изобразительные умения и навыки.

Каждому блоку предшествуют занятия-беседы, на которых дети знакомятся с особенностями творчества разных художников, композиторов и их произведениями. К каждому занятию подобраны созвучные с темой художественные, музыкальные и литературные произведения, пластические этюды.

Перспективное планирование ПРИМЕР

IIIэтап .Внедрения и реализации

В 2009-2010учебном году педагоги ДОУ реализовали парциальную программу «Синтез» К.В.Тарасовой   в образовательно-воспитательном процессе, под руководством старшего воспитателя Сабитовой З.М.

Система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса

.Музыкальный репертуар программы включает камерные произведения разных эпох и стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности. Новым в дошкольной педагогике является обращение к музыкальным жанрам оперы и балета. В ней представлены выдающиеся произведения русских и зарубежных композиторов от А.Вивальди до С.Прокофьева, входящие в «золотой» фонд мировой музыкальной культуры. Пакет материалов включает в себя: программу с методическими рекомендациями и конспектами занятий, хрестоматии с музыкальным репертуаром, аудиокассеты со студийными записями, видеокассеты со слайдами и записью балетов «Спящая красавица» П.И. Чайковского и «Золушка» С.Прокофьева.

Интегративные подходы в организации  занятий

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, изобразительного искусства в общении с ними развитие ребенка идет по качественно иному пути. Перед нами стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной, изобразительной жизни, по развитию речи в нашем детском саду стали интегрированные занятия.

Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, художественное слово), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых  интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания,  ориентируемся на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.
Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале  творческого поиска занятия носили сезонный характер: «Весенняя капель», «Где гуляет зима», «Вьюжная сказка» и др. К музыкальным произведениям подбирали поэтические строки, наиболее доступные детям: «Под голубыми небесами... » А.Пушкина или «Заколдован невидимкой» С.Есенина и др. Беден был и демонстрационный материал по изобразительному искусству (он представлял собой наиболее красочные репродукции и фотографии природы из журналов, или изображения, нарисованные педагогами).

Эффективность занятий по программе «Синтез» обеспечивают следующие педагогические условия:

∙        организация интегрированных занятий, включающих различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов и художественной прозы; просмотр слайдов, видеоматериалов; музыкальное движение, рисование);

∙        ознакомление со спектаклем в целом (просмотр видеозаписи).

В этом году  решили познакомить детей с балетом С.Прокофьева «Золушка». Ознакомление проходит на 6-8 занятиях. Хотелось увидеть, будет ли нашим детям, не имеющим возможность посещать театры и музеи, понятен язык музыки и сценического искусства танца. Для того чтобы облегчить детям знакомство и ввести детей в атмосферу самого балета, я разработала занятие «На балу у Золушки» На этом занятии дети не только смотрели сцену из балета «Бал», но и узнали много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях я использую следующие нетрадиционные методы:

∙        метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

∙        диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;

∙        игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия  ориентируемся на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства в рисунках.

На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет "наглядности" другого.

Так, например, абстрактность музыки восполняется выразительностью литературного произведения или музыкальное произведение углубляет выразительность живописного полотна. Предлагаемые в программе музыкальные, литературные или иллюстративные примеры не всегда могут быть в наличии у педагога. В этом случае вступает в силу принцип вариативности, дающий возможность применять другой материал, не противоречащий теме занятия. Подбирая материал к занятию, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению. 

Содержание занятий по искусству желательно выстраивать по схеме: прочувствовать- осознать - выявить свое отношение. Только в такой последовательности полученные знания становятся частью мировоззрения ребенка и приобретают для него реальную ценность.

Музыка, изодеятельность и развитие речи - эти занятия должны стать триединством для решения задач формирования художественной культуры дошкольников

На занятиях музыки, в части слушание, дети знакомятся с музыкальными произведениями, анализируют их, сопоставляют с произведениями изобразительного искусства (иллюстрацией) цветовыми пятнами (холодными и теплыми тонами); рисуют характер музыки плавными и отрывистыми линиями, штрихами, точками, используют поэзию, пластические этюды.

На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомяться с картинами (репродукциями), анализируют их и сопоставляют с музыкальными произведениями, используют художественное слово.

На занятиях по развитию речи, связанные с темами природы,  дети рассматривают  картины (репродукции), слушают и подбирают соответствующие музыкальные произведения.

Например, открытое интегрированное занятие «Как развеселить жителей страны УНЫЛЛОУ», проводили его музыкальный руководитель и воспитатель по изо.

Цель занятия: развивать у детей художественный вкус, воображение, изобразительные способности;

-передавать в цвете эмоциональное настроение (радость), активно применять в новых условиях знания и умения;

развивать способность детей передавать настроение мимикой, изобразительными навыками;

учить сопоставлять музыкальные произведении- «Полька пиццикато» муз. И.Штрауса, «Болезнь куклы» муз. Чайковского и  иллюстрацию  сказки «Снежная королева»;

расширять словарный запас детей, закреплять высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

В реализации программы большое значение я придаем творческим заданиям. Некоторые варианты заданий  предлагаются ниже. 

Творческие задания на активизацию внимания предполагают сравнение произведений различных видов искусства. Такое сравнение приводит детей к пониманию того, что в произведениях различных видов искусства отражается одна и та же окружающая действительность, эмоции, настроения. Например, П.И.Чайковский "Осенняя песня" из цикла "Времена года", стихотворение А.С.Пушкина "Унылая пора", картина И.Левитана "Золотая осень".

Творческие задания на развитие ассоциативного мышления предполагают сравнение настроения, а не содержания произведений различных видов искусства. Например, Э. Григ "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" и картины А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", Ф.Васильев "Перед дождем", А.Дубовской "Притихло". Здесь важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и различие с помощью наводящих вопросов.

Творческие задания на развитие воображения и фантазии. Дети очень любят такие задания. Я предлагаю им поставить себя, например, "внутри пейзажа Шишкина", представить, какое у них будет настроение, какую музыку они слушали бы, находясь в этом месте, какого характера была бы их собственная музыка. С другой стороны, можно представить себя героем музыкальной пьесы, пофантазировать, какие, например, стихи мог бы прочитать этот герой, с каким чувством, силой голоса и т. д. Затем привести авторское стихотворение (например, стихотворение А.С.Пушкина "Осень", "Осенняя песня " П.И.Чайковского и пейзаж А.Шишкина "Золотая осень").

В этом году  решили  предложить детям следующие творческие задания:

 "Мы рисуем музыку". Рисование доставляет детям особое удовольствие. Чувство цвета как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное эмоциональное после прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы рисунков детей часто делают видимыми их желания и проблемы, высказанные по-детски искренне. Задача взрослых понять истоки этих мыслей, чувств ребенка и помочь в их разрешении.

Творческие задания "Сочини сказку об услышанном", "Подбери созвучные музыке поэтические строчки или сочини их сам", "Придумай название музыкальному произведению" - варианты для развития литературного языка ребенка, культуры его чувств и умственной деятельности, которые закладываются, в том числе, и через слово. Слушая стихи, ребенок учится воспринимать красоту русского языка. Поиск подходящего по содержанию, характеру, образному строю и настроению стихотворения созвучного музыке, помогает детям развивать умение выражать свои чувства.

В детском саду  функционируют кружки эстетической направленности: по музыкальному развитию «Веселее нотки», изобразительному «Нескучайка»,  танцевальная студия «Ритмика».

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки  которые изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…" и др.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, творческие вечера. Педагоги оформляют папки – ширмы, в детском саду.

Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. 

Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, МОУ п.Лыхма, домом культуры «Романтик», вокальной и танцевальной студиями, музыкальной школой.  Проводятся взаимопосещения отчетных концертов музыкальной школы, танцевальной и вокальных студий.

IIIэтап Результаты, проблемы перспективы.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам

Мы видим по таблице, что уровень художественно-эстетического развития детей повысился.

Наименование

2007-2008

2008-2009

                          2009-20010

Музыкальная деятельность

3,4(85%)

3,4(85%)

3,6(90%)

Изобразительная деятельность

3,4(85%)

3,5(87,5%)

3,6(90%)

Развитие речи

3,4(85%)

3,4(85%)

3,5(88%)

Развивающий  эффект  обучения  просматривается  в  динамике проявления творческих способностей детей  во всех видах художественно-творческой    деятельности.

Анализ    детских  художественных  работ  итоговых  диагностических  срезов показывает, что у старших дошкольников возросло умение находить различные  способы  для  передачи  своего  замысла:  в  образах  рисунков  появляется выразительность, использован колорит как средство выражения содержания,  маленькими  художниками даны  разные  композиционные решения.  Дети  легко  владеют  различными  нетрадиционными  техниками рисования,  способны  нестандартно  мыслить,  работать  с  разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их.

Старшие  дошкольники  активно  используют  в своей речи  метафоры, сравнения, определения, фразеологические обороты. Хорошо владеют различными приемами творческого рассказывания.

 

Эмоциональная отзывчивость к музыке является показателем развития эмоционально-оценочного отношения к музыке. Высказывания детей о характере музыки, смене настроений в частях произведений, оценочные суждения о красоте музыки. Дети старшего возраста могут сочинить небольшой рассказ, о чем эта музыка, у детей развивается воображение

Педагоги показали применение инновационной технологии, основа которой синтез искусств. В среднем  возрасте появлялась нерешительность и боязнь не справиться с заданием. Часто дети не видят цветового многообразия, не могут самостоятельно приступить к работе, ждут указаний, механически повторяют, что предлагает им педагог.

Ограничение во времени не позволяет на одном занятии прослушать и проанализировать музыкальное и литературное произведение, внимательно рассмотреть картину, понять, о чем хотел рассказать ее автор и передать свои впечатления в рисунке, такие занятия оставляют много незаконченных работ. Интеграции искусств помогает решить эти проблемы, т.к. занятия одного вида искусства дополняют другой вид.

Дети могут высказать мнение, видят, что за внешним выражением   есть внутреннее состояние, настроение, так же дети сопереживают персонажам картин, литературного, музыкального произведения. Детям знакомы различные виды и жанры изобразительного, музыкального искусства, могут увидеть их особенности.

Большинство детей, после выпуска из детского сада, посещают  музыкальную школу, студию по вокалу.

Результатом повышение активности педагогов явилось разработка рабочих учебных программ: «Речевое развитие»,«Мир музыки», «Мир искусства и художественная деятельность (рисование)».. Рабочие учебные программы составлены на основе материалов С.Д.Сажиной «Составление рабочих учебных программ для ДОУ» (методические рекомендации - М.: ТЦ Сфера, 209 г.).Но необходимо провести внутреннюю экспертизу и утвердить.

Проблемы материально-технического плана: не хватает репродукций картин, в музыкальный зал необходимо приобрести современную аудиоаппаратуру.

ВЫВОДЫ:

∙        Систематизированная работа по эстетическому воспитанию выработала у детей интерес к искусству;

∙        Использование музыкального сопровождения на занятиях способствовало созданию психологического комфорта;

∙        Знакомство с различными видами искусства способствовало развитию эстетического вкуса, творческого восприятия детей;

∙        Использование синтеза искусства благотворно повлияло на развитие личности детей;

∙        В результате полученных знаний дети умеют высказывать личностные суждения о произведениях искусства, находить общие выразительные средства;

∙        Выпускник эстетической группы самостоятелен, активен, проявляет инициативу, творческие способности, имеет ярко выраженную индивидуальность; эмоционально отзывчив на красоту окружающего мира и произведений искусства; имеет практические умения и навыки для внесения изменения в окружающую его среду.

Наши наблюдения показали, что для развития творческих способностей дошкольников  необходима  дальнейшая комплексная  систематическая  работа педагогического коллектива, родителей и детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности.

В статье по развитии пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности описывается о том с чего надо начинать работ у, начиная с младшего дошкольного возраста. продол...

План мастер-класса с родителями подготовительной группы на тему «Развитие воли у детей дошкольного возраста» в рамках знакомства с ФГОС (конспект, презентация, памятка).

Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, ...

«Использование ИКТ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Материал о преимуществах использования ИКТ на ОД по художественно-эстетическому развитию (музыка)...

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ .

Представлен опыт работы ГБОУ прогимназии № 698 «Пансион» в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Определены и описаны особенности эмоционального развития дошкольников. К...

Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

«Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»

laquo;Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»...