Техника нетрадиционного рисования в младшей группе
календарно-тематическое планирование по рисованию (младшая группа) на тему

Коровина Ирина Владимировна

Пояснительная записка  и перспективное планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №21 «Теремок» города Дубны Московской области

ТЕХНИКА НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

                                           

                                            Подготовила

                                                          воспитатель первой

квалификационной категории

                                               Коровина И.В.

“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

В.А.Сухомлинский

         С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Работая в этом направлении,  я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?

         Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

         Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В  своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования»,  программу  И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

Цель:  развитие творческих способностей младших дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой.
  2. Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции,  наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
  3. Воспитывать  интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
  4.  Вызывать у детей желание помочь кому-либо.

Основные техники нетрадиционного рисования:

Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Я стараюсь  показать  много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы  маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком , ватной палочкой линию (ручеек или дождик).

Рисование ладошкой - детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток  на бумаге.

Рисование  пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими  салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Рисование  тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».  

Оттиск  поролоном. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как  размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.

Планирование организованной образовательной деятельности  соответствует  лексическим темам. Все игры-занятия представляют интеграцию образовательных областей  «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Необычное начало работы, применение современных технологий и устного народного творчества – все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Сентябрь

№ п/п

Тема организованной образовательной деятельности

Техника

Оборудование

1.

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

- листы светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины;

- синяя гуашь в мисочках,

- салфетки,

- зонтик для игры;

- магнитофон.

  2.

«Рябинка»

Рисование ватными палочками

- гуашь красного цвета в баночках;

- незавершенные композиции «Ягодки на веточках», подготовленные заранее воспитателем;

- игрушка – птичка.

3.

«Осенние листочки»

Рисование ватными палочками

- силуэты березы;

- гуашь желтого цвета;

- салфетки.

4.

«Мухомор»

Рисование пальчиками

- вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;

- гуашь белого цвета;

- чашечки;

- салфетки;

- иллюстрации мухоморов.

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Ласковый котенок»

Рисование поролоном

- листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;

- игрушка котенок;

- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;

- салфетки;

2.

«Вышла курочка гулять свежей травки пощипать»

Рисование  поролоном

- силуэты курочек;

- гуашь желтого цвета.

3.

«Яблочные компоты в баночках»

Оттиск печатками из картофеля

- вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;

- гуашь красного  и  желтого  цвета в чашечках;

- салфетки;

- банки с вареньем;

- чайные ложки.

4.

«Ёжик»

Рисование жёсткой полусухой кистью

- силуэты ежиков;

- гуашь коричневого цвета.

Ноябрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Путешествие по Дубне на автобусе»

Оттиск картофеля

- заготовки автобуса  без колес;

- гуашь синего и зеленого цвета.

2.

«Звездочки на небе»

Рисование пальчиками

- листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;

- гуашь желтого  цвета в чашечках;

- салфетки;

- иллюстрации с ночным звездным небом;

3.

«Наряды для наших кукол»

Рисование ватными палочками

- вырезанные из бумаги силуэты платьев;

- куклы;

- гуашь разноцветная в чашечках;

- салфетки;

4.

«Воздушные шарики»

Оттиск печатками картофеля

- листы бумаги с изображением клоуна;

- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета.

Декабрь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Снегопад»

Рисование ватными палочками

- листы светло-голубого цвета;

- белая гуашь в плошках,

- салфетки.

2.

«Пушистая

ёлочка»

Рисование жесткой полусухой кистью

- силуэты елочек;

- зеленая  гуашь в плошке,

- салфетки,

- магнитофон

3.

«Ёлочные шары»

        Рисование пробками

- гуашь красного, желтого, синего цвета;

-магнитофон.

4.

«Шапка Деда Мороза»

Рисование пальчиками

- заготовки  Деда Мороза;

-гуашь синего и красного цвета;

- магнитофон.

Январь

№ п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Зайка»

Рисование жесткой полусухой кистью

- листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;

- гуашь белого цвета;

- чашечки;

- салфетки;

- магнитофон.

2.

«Рукавички для мамы»

Рисование пальчиками (кружочки и полоски)

- заготовки рукавичек;

- гуашь красного, желтого, синего, зеленого цвета.

3.

«Зернышки для воробышков»

Рисование ватными палочками

- листы с изображением  воробышков;

- гуашь желтого цвета.

4.

«В январе много снега во дворе (сугробы)»

Оттиск поролона

-  листы бумаги голубого цвета;

- гуашь белого цвета;

- силуэты санок.

Февраль

№ п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Снеговик»

Рисование жесткой полусухой кистью

- листы голубого цвета с изображением снеговиков;

- гуашь белого цвета.

2.

«Украсим  

 галстук

 для папы»

Рисование ватными палочками (полоски)

- силуэты галстуков;

- гуашь синего и зеленого цвета.

3.

«Чашка для дедушки»

Рисование пробками

- силуэты чашек;

- разноцветная гуашь.

4.

«Бусы

для куклы

 Кати»

Рисование пальчиками

- листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;

- кукла Катя;

- гуашь разноцветная;

- чашечки для краски;

- салфетки.

Март

№ п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Веточка мимозы»

Рисование пальчиками

- листы бумаги с веточками мимозы;

- гуашь желтого цвета;

- чашки для краски;

- салфетки;

- магнитофон.

2.

«Весёлые матрёшки»

Рисование ватными палочками

- образцы матрешек; бумажный силуэт матрешки;

- красная, желтая, синяя гуашь;

- салфетки.

3.

«Забавный щенок»

(потешка «Баю –баю-баю-бай…)

Рисование жесткой полусухой кистью

- силуэты животных;

- гуашь коричневого цвета.

4.

«Медвежонок проснулся»

Рисование поролоном

- листы с изображением медвежат;

- гуашь коричневого цвета.

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

Солнышко

 (коллективная работа)

Рисование ладошками

- лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;

- гуашь жёлтого цвета в плошке.

2.

«Волшебный дождик»

Рисование свечой

-листы  бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками;

- тушь синего цвета.

3.

«Украсим крылья бабочки»

Рисование колпачками от фломастеров

- силуэты бабочек;

- гуашь красного, желтого, зеленого, синего цвета;

- магнитофон.

4.

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Рисование пальчиками

 - листы бумаги светло-зеленого цвета;

- гуашь желтого цвета в чашечках;

- салфетки;

- магнитофон

Май

№ п/п

Тема занятия

Техника

Оборудование

1.

«Теремок»

Рисование поролоном

- шаблоны вырезанных домиков – теремков;

- гуашь жёлтого цвета;

-  настольный театр «Теремок».

2.

«Цветочная поляна»

Рисование пробками

- листы бумаги;

- силуэты бабочек.

3.

«Травка»

Рисование ладошкой

- листы бумаги;

- силуэты жучков, бабочек.

4.

«Божьи коровки на лужайке»

Рисование ватными палочками

- вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;

- чёрная гуашь в мисочках;

- ватман;

- салфетки.

Список литературы

  1. Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике! // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11. – С. 14 – 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во 2-й младшей группе по теме: Нетрадиционные техники в рисовании младших дошкольников «Полосатые полотенца для лесных зверушек"

Цель НОД: Закрепление умений детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике, используя нетрадиционную технику рисования: рисование ватными палочками.Задачи: 1....

Презентация "Техники нетрадиционного рисования в группе раннего развития"

Презентация рассказывает о нетрадиционных техниках рисования детьми, их польза, о материалы для данных техник , а также показаны результаты моих воспитанников....

Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: рисование (техника нетрадиционное рисование) «Осьминог» для детей второй младшей группы

Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие " на тему рисование "Осьминог" для детей второй младшей гр...

Родительское собрание в средней группе «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования»

Родительское собрание в средней группе «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования»В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как ...

Отчет воспитателя II младшей группы о видах нетрадиционной техники рисования, используемых в работе с детьми. материал по рисованию (младшая группа)

В своей работе мы используем следующие виды техники нетрадиционного рисования:Тычок жесткой полусухой кистью;Рисование ватными палочками;Отпечатки листьев.Рисование пальчиками, ладошкой, ступней;Оттис...