Использование нетрадиционных способов рисования в изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития
материал по рисованию по теме

«Использование  нетрадиционных способов рисования в изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития».

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой  актуальной и ответственной функцией общества остаётся воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека.

 Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование  нетрадиционных способов рисования в изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития».

Актуальность и перспектива опыта.

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой  актуальной и ответственной функцией общества остаётся воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека.

 Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.  

Как говорил   В. А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли.  Другим словом, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

 Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

 Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит,  обедняется личность, снижается возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.  Развивая с помощью взрослых художественно – творческие способности, ребёнок создаёт  новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.  Дошкольник в своём эстетическом развитие  проходит  путь от элементарного  наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами.

Таким образом, необходимо создать базу для его творчества. Рассматривая развитие творческих  способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности. Недостаточно эта проблема рассматривалась в процессе такой формы художественно – продуктивной деятельности, как нетрадиционные способы рисования.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

 Но несформированность  графических навыков  и умений мешает ребёнку с задержкой психического развития  выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для детей с ЗПР является и методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Считаю, рисование нетрадиционными  способами, интересным и доступным для детей. Сам вид материала, его простота стимулирует  творческую активность ребёнка, активизирует познавательный интерес, формирует  эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Новизна опыта.

  К сожалению, лишь в последнее время, с увеличением числа детей с проблемами в развитии, стало уделяться больше внимания коррекционной педагогике и психологии.

Перед  педагогическим коллективом  дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей дошкольного возраста стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни.  А для этого необходима достаточно полная

коррекция и развитие  компенсаторных механизмов, максимальное приближение всего психологического развития к нормальному состоянию.

Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развитья играет ранняя коррекционно – воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему.  Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию познавательной деятельности.

Успешные занятия с детьми могут подарить ребёнку и взрослому много радостей совместного познания и поиска, удовлетворения от успехов и расширения кругозора. Усилия педагога принесут заметные плоды в психическом развитии ребёнка лишь при условии огромного терпения и постоянной планомерной работы с учетом индивидуальности каждого ребёнка.    

Условия возникновения развития опыта.

Ребёнок  дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной.

Проблемами становления и развития творчества в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как: О.М.Дьяченко,  Л.С.  Выготский,  Д.Б. Эльконин,  А.В. Запорожец,

В.В. Давыдов, Л.А. Венгер и др.  Они отмечали, что дошкольный возраст является сенситивным  для развития данного психического процесса и указали на особую важность работы в этом направлении.

Формировать творчество у дошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию его воображения (В. В. Давыдов).  При этом, как указывал  А. В. Запорожец, при выборе средств педагогу необходима операция на новизну продукта, его оригинальность, вариативность решений, эмоциональные проявления в процессе деятельности, интеллектуальную  активность.  «Что особенно ярко проявляется в развёртывании творческого процесса»   (Д. Б. Богоявленская).  

В муниципальном дошкольном учреждении детский сад  компенсирующего вида, я работаю два года. Предлагаемый мною опыт  является результатом работы с детьми с задержкой психического развития по развитию творческих способностей с помощью нетрадиционных способов рисования.

В моей практике выяснилось, что конкретная работа развивает детскую самостоятельность, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

1.Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развитияа)   Развитие психических процессов у детей с ЗПР.Познавательная деятельность — это сознательная деятель...

Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития

Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.(Психологический словарь 199...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей с задержкой психического развития.

laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».  Ральф Уолдо Эмерсон...

Игровая деятельность детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития – проблема комплексного характера. У малышей с задержкой психического развития (ЗПР) очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо “не хотят&r...

Воздействие методики сочетания средств художественной литературы, изобразительной деятельности и конструирования на эмоциональную и социально-коммуникативную деятельность детей с задержкой психического развития.

Воздействие методики сочетания средств художественной литературы, изобразительной деятельности и конструирования на эмоциональную и социально-коммуникативную деятельность детей с задержкой психическог...

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития....