Методическая разработка коррекционных занятий по изо(с использованием нетрадиционных техник рисования) с младшими дошкольниками.
методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме

Нарута Дарья Сергеевна

В процессе коррекционных занятий дети погрузятся в сказочную атмосферу.Будут учиться представлять, воображать, фантазировать. Каждое занятие будет проходить как новый этап путешествия по волшебной стране, в которой детям предлагалась помочь героям в трудной ситуации или, наоборот, выполнить задание вместе с ними. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка «Путешествие в страну Рисовандию»

Глава №1

Жила-была девочка Оля. Больше всего на свете она любила рисовать. Рисовала она где придется и чем придется: красками и карандашами на бумаге, мелом на асфальте, угольком на доске….У Оли была любимая игрушка – клоун Гоша, с которым она никогда не расставалась. Смешной и очень добрый.

И вот однажды ночи Оля проснулась от необычного шума и очень удивилась: в комнате, кроме нее и Гоши, никого не было. Приподняв голову, Оля увидела, что Гоша сидит на столе и разговаривает… С кем? С красками. Да-да, именно с красками! А краски громко спорили между собой: кто из них главнее- непрозрачные гуашевые или прозрачные акварельные? Спор становился все более жарким. Оля не выдержала и громко сказала:

-Зачем вы ссоритесь? Вы все главные! Посмотрите сюда: здесь нарисован щенок. Он очень любопытный и все время норовит выглянуть в окошко. Но его мама ему не разрешает, он может выпасть из окна. Как помочь щенку? Если нарисовать стекло, щенок будет в безопасности и и в то же время увидит все, что происходит на улице. Вот здесь нам и помогут акварельные краски: ведь они прозрачные. А вот в этом гнезде спряталась маленькая птичка, она вся дрожит и еле слышно пищит от страха: за ней охотится сердитый черный кот. Кто поможет птичке? Гуашевые краски, потому что они непрозрачные.

Довольные, краски перестали спорить. Они поблагодарили Олю за то, что она их помирила, и пригласила ее и Гошу в волшебную страну Рисовандию.

Предложите детям закрасить окошко в доме щенка акварелью, а гнездо с птичкой – гуашью.

Глава 2.

Весь день Оля думала о том, что это за неведомая волшебная страна, и с нетерпением ждала следующей ночи. А когда она наступила, незаметно для себя заснула. Оля не слышала, как часы пробили полночь, не видела, как ожили краски, и проснулась только тогда, когда Гоша тронул ее за плечо. Он был страшно огорчен.

-Оля, краски дали мне ключ в волшебную страну, а я потерял его! – Гоша чуть не плакал.

-Где?

-Не знаю, но его нигде нет.

-Давай поищем вместе.

И друзья наши отправились в путь. Долго шли они. На пути им попался колодец, заглянули в него – нет ключа! Поднялись на высокую горную вершину – нет ключа! Оказались на берегу реки – нет ключа! Устали, отчаялись и отправились в обратный путь. Вот и дом…И тут им навстречу выбежал…

Предложите детям подумать, кто бы мог быть, и нарисовать его: ведь именно этот «кто-то» принес ключ, который О. и Г. так долго искали.

Глава 3.

И вот настал долгожданный момент: Оля и Гоша оказались в волшебной стране Рисовандии. Она на самом деле была волшебная! По улицам разгуливали нарядные девочки – кисточки и мальчики – карандаши, бегали непосед – краски, гордо вышагивали листы бумаги. Ярко светило солнце, небо переливалось всеми цветами радуги, изумрудная трава шелестела под ногами. А все дома были разноцветными: зленный дом был окружен елями, в синем – плескалась морская вода, в белом – жили белые медведи, в черном – притаилась сова, а в красном – радовалась жизни матрешка….

Раздайте детям листы бумаги с нарисованным контуром домика и предложите раскрасить их цветными карандашами.

Глава 4.

Оля и Гоша шли дальше. Настроение у них было прекрасным. Неожиданно навстречу им из леса вышел добрый волшебник с яблоком в руке.

Как определить, что человек добрый? Чем добрый человек отличается от злого внешне? Что значит «добрый»?

-Как тебя зовут? – спросила Оля.

-Тим. А вас?

-Меня – Оля, а Гоша. Он мой друг.

-Куда вы направляетесь?

-Куда глаза глядят.

- Хотите, чтобы я показал вам мою Рисовандию?

-Конечно, хоти! А зачем тебе яблоко?- спросил любопытный Гоша.

- О, яблоко это волшебное. Кто откусит от него, тот станет добрым и сможет чудеса. Попробуйте!

Дать детям по кусочку настоящего яблока, предложите им посмотреть друг на друга и улыбнуться.

- Теперь вы тоже волшебники. Возьмите вот эти яблоки, опустите кисть в воду, намочите яблоко, потом капните желтой краской на яблоко – она растечется. Капните красной – она тоже растечется, теперь зеленой…Ну что, убедились, что вы способны творить чудеса? Скучное белое яблоко теперь стало….Каким?

Раздать детям вырезанные из белой бумаги яблоки и краски, попросить их сделать то же самое. Это называется рисование «по мокрому фону».

- А теперь я открою вам самый главный секрет,- продолжил Тим.- Улыбайтесь друг другу как можно чаще и делайте друг другу подарки. В путь, друзья, по волшебной стране Рисовандии.

Глава 5.

- Тим, нам говорили, что в Рисовандии есть чудесная поляна, - сказал гоша.

-Да вот же она!

И действительно, путешественники наши оказались на огромной поляне, сплошь усыпанной цветами редкой красоты, - цветами, сиявшими ярче самоцветов.

- Как красиво! – в один голос воскликнули Оля и Гоша.

- Вы можете создать такую же красоту сами, ведь теперь вы волшебники!

- Но как?

- Да очень просто. Возьмите чисты лист бумаги, нанесите на него любую краску – желтую, синюю, оранжевую, фиолетовую….Главное – покрыть ею весь лист. Потом быстренько сложить лист  пополам, тщательно разгладить его в разные стороны и развернуть….Ну что? Чудо свершилось?

Попросить детей повторить действия.

Глава 6.

Вокруг поляны росли деревья. И вот чудо: на поляне было лето, а в лесу осень. Но ведь страна – то была волшебная!

Чтение стихотворение об осени. Попросить детей вспомнить, приметы осени.

- Нравится вам осенний лес?- спросил Тим.

-Еще как!

-Попробуйте нарисовать деревья – но без кисточки.

-Разве так возможно? – спросил Гоша.

-А чем рисовать?- спросила Оля.

-Мятой бумагой.

-Мятой бумагой?!

-Да. Смотрите! Простым карандашом я делаю наброски. Рисую стволы деревьев. Потом беру тонкий лист бумаги, мну его, опускаю в краску и , осторожно примакивая, начинаю рисовать крону –сначала одного дерева, потом другого…Ну и как, получается?

Попросить детей сделать то же самое и посмотреть, что получится.

Глава 7.

- А я устала,- заявила Оля.

- Давайте отдохнем, - согласился Тим. – А я расскажу вам историю о рассеянном человеке. Слушайте. Как – то раз он гулял по нашему лесу с кругом в руке, но ведь он был рассеянным и не заметил, как потерял его. Вслед за ним по тропинке шел медведь, он со всей силой наступил на круг и расплющил его. Круг превратился в…Правильно, в овал. Бежала мимо мышка, увидела она овал, пропищала: «Почему без хвоста?» - и пририсовала к овалу хвост. Не успела она юркнуть в норку, как на тропинке показалась лиса. «Да ведь это я, не хватает только рыжих лап». И дорисовала их. Следующей по тропинке торопилась куда-то козочка. «Очень похожа на мою матушку, только рожек нет». Минута и рожки были нарисованы. И тут на тропинке появился верблюд. «Непорядок!»- проворчал он и, конечно, пририсовал два горба точь-в-точь как у него. Последним через лес бежал заяц. «А уши где?» - удивился он, быстро нарисовал два длинных уха и ускакал. А рассеянный человек вспомнил про потерянный круг и отправился его искать…

Предложить детям повторить все описанные действия и решить, как зовут это животное.

Глава 8.

Отдохнув, Волшебник Тим, клоун Гоша и девочка Оля пошли дальше.

- Тим, в вашей стране есть сапоги- скороходы, ковер-самолет, волшебная палочка? – спросила Оля.

- Кое-что есть. В моей сумке лежат серебряное блюдечко и наливное яблочко.

-Покажи, пожалуйста.

-А куда делось блюдечко? -  удивленно воскликнул Тим, заглянул в сумку. – Догадываюсь, чьи это проделки. Злого волшебника Ляпсуса-Тряпсуса.

-Ха-ха-ха!- вдруг раздался чей-то недобрый голос.- Это я, Ляпсус-Тяпсус. Ты прав – я похитил у тебя волшебное блюдечко. А заодно и все кисточки, какие были в Рисовандии. Теперь чем хочешь, тем и рисуй! Хоть пальцами…

- А ведь это идея. Почему бы не попробовать?- сказала Оля. -Если палец обмакнуть в краску, он станет кисточкой

- Попробуем! – поддержал Олю Гоша.

Показать детям, как надо рисовать пальцами – примакивая или делая плавные движения. Раздайте им бумажные блюдца и попросить раскрасить их.

- Красивые у вас получились блюдечки,- сказал Тим. – Только ведь у меня было волшебное блюдечко, а не просто красивое. А ваши?

-Как узнать?- поинтересовалась Оля.

-Очень просто. Если яблоко покатилось по блюдечку, значит, оно волшебное.

Проверить вместе с детьми какие блюдечки получились у них.

Глава 9

Друзья наши пошли дальше, но не успели они сделать и нескольких шагов, как увидели на земле бутылку.

-Странная вещь!- задумчиво сказал Тим.

-И совсем не странная, бутылка как бутылка,- воскликнула Оля и откупорила ее.

В ту же секунду стало темно и неизвестно откуда раздался чей-то голос:

-Где это я ?

-Здесь все-все нарисовано,- чуть испуганно добавил Гоша.

- Это то, что мне нужно.

-А кто вы?- спросил Тим.

-Я джин. В этой  бутылке я прожил три тысячи лет. А вообще я живу там, где очень жарко, много песка, почти нет растений…

-В пустыне?

-Наверно. Я так долго пробыл в бутылке, что почти все забыл. Помню, что есть в этой самой пустыне дерево, но как оно называется – не помню.

- Саксаул! – воскликнула Оля.

-Кстати,- вступил в разговор Тим, - мы можем нарисовать его с помощью вот этих волшебных трубочек. Возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем желтый песок и очень жаркое солнце. Потом поставьте на песок большую черную кляксу и подуйте на нее в трубочку. Капельки побежали в разные стороны, каждая капелька – сухая ветка саксаула.

-Да вы настоящие волшебники! – восхищенно воскликнул джинн. – Но мне так хочется домой…

- Пожалуй, я смогу тебе помочь,- сказал Тим…..

Раздать детям трубочки и предложить нарисовать в пустыне саксаул.

Глава10.

Незаметно для себя путешественники наши оказались на берегу озер. И что за птицу они увидели?! Красиво изогнув длинную шею, гордо подняв изящную голову, она величаво скользила по воде.

Музыкальная пауза прослушивание отрывка из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».

-Что за птица? – затаив дыхание, спросила Оля.

-Лебедь,- ответил Тим.

Спросить у детей: в каких сказках рассказывается о лебеде?

- А можно волшебную птицу нарисовать одной краской? – поинтересовался Гоша.

- Конечно, нет.

Дать детям возможность ответить  на вопрос, почему этого нельзя сделать.

- Зато, - предложил Тим, - волшебную птицу можно нарисовать необычным способом – ладонью.

-Ладонью?!

-Да! Вот гуашь, опускаем в блюдечко ладонь и прикладываем ее к листу бумаги. Что получилось? Птица, правда, пока не волшебная. Ее надо раскрасить пальцами. Помните, как это делается?

Попросить детей сделать то же самое. По окончанию работы вместе с ними полюбоваться тем, что у них получилось.

Глава 11.

- Здорово! – Гоша не мог скрыть восхищения. – Таких птиц я не видел раньше.

- Я тоже.- Оля была довольна собой.

Они сидели на берегу озера и тщательно мыли ладони. Вдруг откуда ни возьмись набежала волна, другая, появились белые буруны.

- Что это? – спросили Оля и Гоша.

-Нептун, властелин подводного царства, разбушевался, - ответил Тим.

-А какое оно, подводное царство?

Спросить детей как они себе представляют подводное царство, как можно нарисовать его.

- подводное царство можно нарисовать – с помощью волшебной пены – сказал Тим.

-как это?

- А вот так. Добавим в воду шампунь или мыло. Отожмем в ней самую обыкновенную губку, отожмем несколько раз – волшебная пена готова. Той же самой губкой соберем пену на стекло, добавим краску, сверху положим белый лист бумаги, разгладим его, осторожно поднимем….Ну как, красиво?

- А рыбки? – спросила Оля.

- Их можно сделать известным вам способом- из ладошек.

Предложить детям нарисовать подводное царство и его обитателей.

Глава 12

- Вы не хотите отдохнуть? – спросил Тим.

- Было бы неплохо.

- Вы можете расположиться на этом мягком ковре из травы и листьев – страна – то волшебная!

Оля и Гоша заснули сразу же. Им приснился чудесный сон.

На лесной поляне собрались зеленые травинки. Они были похожи друг на друг как близнецы, и от этого им стало скучно. Но вот на полянке появилось Лето с огромной корзиной цветов. Окружили его травинки, стали выбирать себе цвет по вкусу.

- Нет, так дело не пойдет, - сказало Лето. – подходите по одной!

- Я, я первый! – закричал клевер. – Я хочу цветы такого же цвета как эти облака. (А надо заметить, что облака были нежно- разового цвета).

- Твои цветы будут открывать глаза на рассвете, и на из запах будут слетаться пчелы, - сказало Лето, доставая бело – разовые цветы.

- А для меня у тебя ни чего нет?- спросила модница – ромашка.

-Тебе подойдет этот цветок, - решило Лето. – Лепестки белоснежные, а серединка как маленькое солнышко.

-А про меня ты не забыло? – обратилась к лету нежная травинка. – Я так люблю музыку, я хочу, чтобы мой цветок умел петь…

-Есть и для тебя цветок. Такой же нежный, как и ты. Колокольчик. Он умеет звенеть…

Тут друзья наши проснулись.

Предложить детям нарисовать разные цветы, используя тушь.

Глава 13.

- А вам письмо! – торжественно заявил Тим, показывая на большой красивый конверт.

- От кого?

-От Феи. Прочитаем?

«Оля и Гоша, здравствуйте! Я узнала, что вы путешествуете по Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал цветов. А где взять их зимой? Только на вас вся надежда. Нарисуйте их, а я их оживлю и украшу ими свой дворец. Заранее благодарю вас,мои добрые волшебники. Высылаю вам бумау и кисточки. Ваша Фея»

 - поможем?- спросил Гоша.

-Конечно! – Оля взяла конверт. Но что это? Кто-то измял и испачкал его.

Необходимо поменять конверты во время чтения письма.

- Ничего не понимаю! – воскликнул Тим, вытаскивая из конверта черную бумагу и какие – то палочки вместо кисточек. – Что случилось?

-Здесь еще одно письмо. Интересно, что в нем…

« А вы решили, что победили? Не тут- то было! Я – великий Ляпсус -Тяпсус! Мне всего 120 лет, но за эти 120 лет я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает за двести. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой- презлой! Видите, во что я превратил бумагу? Кисточки? Попробуйте нарисовать что – нибудь красивое…посмотрим,что у вас получиться.»

- Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания! Что же нам делать, Тим? – спросила Оля. – Как помочь Фее?

-Ну что ж…Другой бумаги у нас все равно нет, а рисовать можно и острыми палочками. Взгляните: поцарапаем ими по бумаге и чернота исчезнет.

Знакомство детей с техникой граттажа

- По-лу-ча-ет-ся! – Оля не могла скрыть радости. – Мы все- таки победили Ляпсуса-Тяпсуса. Цветы выходят очень красивыми. Правда?

- Правда! С ними не стыдно и во дворец идти.

-Пошли!

И все трое дружно зашагали во дворец.

Глава 14.

Дворе Феи был словно соткан из прозрачных цветных нитей.

- Он тоже нарисован? – прошептала Оля.

-Конечно.

-А как?

- Этот способ совсем несложный. Надо нанести рисунок гуашевой краской на стекло. Смотрите: вот башни, вот купола, вот резные двери и овальные окна…Краска растеклась, но это не страшно. Положить сверху чистый лист бумаги, осторожно прижать его к стеклу, а потом так же осторожно поднять. Готово!

-Действительно, несложно, а как красиво!

Предложить детям пофантазировать и описанным выше способом «построить» дворец для Феи.

Глава 15.

Вот друзья наши во дворце. Фея встретила их радостной улыбкой, поблагодарила за помощь.

Но вот все приготовления позади. Дворец украшен, стол накрыт, звучит музыка, каждого гостя ждет подарок. А вот и они! Нарядные, веселые….Но к Оле подходит встревоженный Тим.

- Явился Ляпсус –Тяпсус. По- моему, он что-то затевает. И подарка для него нет. Что делать?

- Я знаю, - тотчас откликнулась Оля. Она достала чистый лист бумаги, гуашь, нитки. Опустила длинную нитку в краску, уложила ее на лист так, чтобы висел кончик, сверху положила еще один лист, прижала их друг к другу и выдернула нить. Развернула листы..и все восхищенно ахнули!

Предложить детям сделать то же самое и посмотреть что получилось.

Глава 16.

Потом Фея предложила гостям поиграть.

- Во дворце много цветов. Все они разные. У этого цветка лепестки желтые, как лимон ; у этого- разовые, как румяное яблоко, а у этого – синие, как небо в ясный день. Но у каждого цветка не только свой цвет, но и своя музыка. Послушайте ее!.. Представьте, что каждый из вас – композитор, только вместо нот у вас краски, вместо пианино – бумага, а каждый палец как кисточка. Попробуйте сочинить музыку, которая передаст ваше настроение.

Включить музыку «Вальс цветов» П.И. Чайковского. После окончания работы поговорить с каждым ребенком о тех чувствах, которые он хотел выразить.

Глава 17.

Бал подошел к концу. Пришла пора и Оле с Гошей возвращаться домой. Они простились с добрым волшебником Тимом, с Феей.

-Жаль, что мы расстаемся, - сказала Фея. – Вы многому научились, многим помогли. Я хочу подарить вам волшебный сундучок. Но помните, что в нем скрыта три чуда, только три…не открывайте сундучок попусту.

Оля и Гоша

поблагодарили Фею и отправились в обратный путь. Долго ли, коротко ли длилась их дорога, но в один прекрасный день оказались они в городе, в котором все было серого цвета: и дома, и деревья, и небо, и даже солнце.

По серым улицам ходили серые люди в серых одеждах. Грустная картина…

-Почему у вас таки унылые лица? – спросила Оля одного из прохожих.

-Это старая история. Много- много лет назад город наш был ярким и красивым, а мы – веселые и беспечные. Но у нас поселился злой волшебник Ляпсус-Тяпсус. Сначала, правда, он жил тихо и ни кому не мешал, а потом перессорил все краски. И они стали выяснять кто главнее. «Я самая главная, - кричала черная. – Ночью все кругом черным – черно». «Нет, я!- утверждала зеленая. – Без меня вам не нарисовать травы и деревьев». «Нет, я! – усмехалась синяя. – Все моря и океаны, реки и озера синего цвета. И небо тоже!» Так они спорят до сих пор…А город наш стал серым, - тяжело вздохнул серый прохожий и побрел дальше.

-Им необходимо помочь! –заявила Оля.

- А как?

Спросить детей, есть ли главные и неглавные краски?

- Все краски равны, только они этого понять не хотят, - сказала Оля.

-Может быть, открыть наш сундучок? – предложил Гоша. Ведь он волшебный…

Оля осторожно приподняла крышку сундучка, и в руке у нее оказалась….картофелина. правда, необычной формы.

- При чем здесь картошка?- недоумевающее спросил Гоша.

-Я кажется, догадалась. Посмотри: на картошке срезы в виде звездочек, цветов, бабочек. Давай опустим картошку в краску и серую одежду людей превратим в яркую, красочную.

Так он и сделали.

Раздайте детям силуэты предметов одежды и предложите им украсить их способом печатанья.

 Город постепенно оживал, серого цвета становилось все меньше. Небо стало. Синим, солнце желтым, начали распускаться цветы, на разные голоса запели птицы…Это невидимая Фея летала над городом и возвращала к радостной жизни все живое. А краски, увидев на лицах улыбки, тоже улыбнулись: им больше не о чем было спорить.

Глава 18.

Оля и Гоша заспешили домой, где их ждали родные и друзья.

- А что мы им подарим? – вдруг всполошилась Оля. – нам могут и не поверить, что мы путешествовали по волшебной стране.

-Может быть, сундучок нам поможет? – спросил Гоша.

Друзья открыли сундучок. Из него посыпались пробки.

- Ими тоже можно рисовать?- удивился Гоша.

-Попробуем. Чем мы только не рисовали! Вдруг что-нибудь получится. Попробую нарисовать веточку с листьями, а теперь цветы и облака…получилось!

Раздать детям пробки, из-под лимонада. Рисовать надо примакивая к бумаге рифленой стороны пробки.

Глава 19.

Вот и подошло к концу путешествие девочки Оли и клоуна Гоши  по волшебной стране Рисовандии. Они наконец вернулись домой и поздними зимними вечерами подолгу рассказывали о чудесах, которые с ними приключились.

Вы хотите спросить меня, какое третье чудо было в волшебном сундучке? Загляните в него и вы увидите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта по художественно-эстетическому развитию (использование нетрадиционной техники рисования с элементами аппликации) "Осенние деревья" в подготовительной группе

Познакомить с новым видом  нетрадиционной техники рисования «раздувание краски» с элементами аппликации из природного материала.Содействовать развитию воображения, фантазии  в процессе выпол...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Пятнышки для жирафа"

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области "Художественно-эстетическо...

Презентация «Использование нетрадиционных техник рисования с младшими дошкольниками»

Презентация  «Использование нетрадиционных техник рисования с младшими дошкольниками»...

Комментарий к презентации «Использование нетрадиционных техник рисования с младшими дошкольниками»

Комментарий к презентации «Использование нетрадиционных техник рисования с младшими дошкольниками»...

Методическая разработка по изобразительной деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования крупами Младший и средний дошкольный возраст. «По стихам Агнии Барто»

Методическая разработка содержит объяснение актуальности использования нетрадиционной техники рисования крупами, выявлены цель и основные задачи, описаны методы и приёмы работы с материалом, способы р...

Методическая разработка конспекта по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники с губками во второй младшей группе на тему «Дикие животные»

Воспитатель: Ребята, у нас в детском саду открывается картинная галерея. Дети из других групп уже подготовили красивые рисунки. Но я точно знаю, что никто из них не рисовал диких животн...