Рабочая программа по развитию у детей 5-6 лет художественно - творческих способностей в образовательной области "Художественное творчество"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Слепцова Алла Валентиновна

Форма организации образовательного процесса по освоению образовательной области "Художественное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khud._tvor._rab._progr.docx45.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Белочка»

                                                                       

.

                                                                                             УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                        Заведующий МБДОУ

                                                                                                            детский сад №12 «Белочка»

             А.В.Обрывкина                

                   «30 августа» 2012 г.

                                                                                                                                       

                                                                                                                                          ПРИНЯТА                                                                                                            

                                                                                                   Решением  Совета                 педагогов МДОУ

                                                                                                          детский сад №12  

                                                                                                                 «  Белочка»

                                                                                    протокол № 5 от

30 августа 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию у детей 5 – 6 лет

художественно – творческих способностей

в образовательной области

«Художественное творчество»

(лепка, рисование, аппликация,

конструирование и  ручной труд)

Рабочая программа составлена на основе

комплексной образовательной программы  «Детство»                                                                                                      под редакцией  В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой

                                                                                                 

                                                                                                 

                                               Разработала:  А. В. Слепцова, воспитатель

            первой квалификационной категории                                     

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка……………………………………………………

2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

     детьми образовательной области «Художественное творчество»……………………………………………………………………

3. Основные требования по освоению детьми образовательной   области  «Художественное творчество» (на основе интеграции образовательных областей с учетом ФГТ)………………………………………………………

4. Организационные условия жизнедеятельности детей…………………..

5. Формы организации образовательного процесса по освоению образовательной области «Художественное творчество»…………………

6. Содержание…………………………………………………………………

7. Календарно – тематическое планирование образовательной области «Художественное творчество»………………………………………………

8. Требование к уровню подготовки воспитанников……………………….

9. Список средств обучения………………………………………………….

10. Информационные ресурсы………………………………………………


Пояснительная записка

         

   Данная рабочая программа разработана А.В.Слепцовой, воспитателем первой     квалификационной категории МБДОУ детский сад №12 «Белочка» г. Котовска.

   Программа предназначена для работы с детьми группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет.

   Рабочая программа составлена на основе комплексной образовательной программы  «Детство» переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями (2011 г.)  и  разработок разных авторов методической литературы: Казаковой Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», Лиштван З.В. «Конструирование», Соколовой С.В. «Оригами для старших дошкольников»; Алексеевской Н.А. «Волшебные ножницы», Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Колдиной Д.Н. «Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий», Малышевой А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация»,  Куцаковой Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», Яковлевой Т.Н. «Пластилиновая живопись».                                                                                              Содержание Программы включает совокупность образовательных областей: «Художественное творчество»,  «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

В Программе реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Игра - ведущий вид деятельности ребенка.

Составляющим  компонентом  Рабочей программы является раздел «Художественное творчество».

   Творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, создающим его и видоизменяющим своё настоящее. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность.

   Актуальность программы «Художественное творчество» в том, что она формирует у детей познавательные, художественно – эстетические навыки и художественные способности в изобразительной деятельности.

   Настоящая программа разработана в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком ДОУ:

- количество НОД в неделю  -  3 занятия (1 занятие чередуются через каждую   неделю – это «аппликация» и «конструирование»)

- количество НОД в месяц - 12

- общее количество  - 108                                                                                                                                                                                                                - длительность НОД - 25 минут;

- время проведения НОД - I половина дня;

- диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

Содержание психолого - педагогической                                                                         работы по освоению с детьми образовательной области

«Художественное творчество»

   Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение цели формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через  решение следующих задач:

  • Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
  • Развитие детского творчества.
  • Приобщение к изобразительному искусству.

Связь с другими образовательными областями

« Труд»

- Формировать умения помогать взрослому в организации художественно – творческой деятельности.

- Воспитывать потребность в аккуратном обращении с материалами, оборудованием и инструментами для работы.

«Социализация»

- Формировать умения согласовывать действия со сверстниками.

- Развивать инициативность, активность, самостоятельность в ходе совместной и индивидуальной деятельности.

- Использование  средств продуктивных видов деятельности (лепки, аппликации, рисования, конструирования) для обогащения содержания различных видов  игр.

«Коммуникация»

- Развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы.

- Активизировать художественный словарь дошкольников.

«Познание»

- Знакомить с фактурой, формой и свойствами материала.

- Развивать поисковые действия и свободное экспериментирование с художественными материалами, инструментами.

«Безопасность»

- Учить соблюдать  технику безопасности во время пользования опасными предметами: карандашами, кисточками, ножницами, клеем и т.д.

«Музыка»

- Развивает устойчивость, концентрацию.

- Использование релаксации.

- Развивает эмоциональную отзывчивость на музыкальные образы.

«Чтение художественной литературы»

- Развитие эстетического восприятия художественных образов через художественную литературу.

- Использовать в средствах художественной выразительности читательский опыт.

«Физическая культура»

Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами

«Здоровье»

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать память.

Организационные условия жизнедеятельности детей

   Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

•        совместной деятельности взрослого и детей

•        самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

   Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

•        игровой,

•        двигательной,

•        познавательно-исследовательской,

•        коммуникативной,

•        продуктивной,

•        музыкально-художественной,

•        трудовой,

•        чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Формы организации образовательного процесса

 по освоению образовательной области                                             «Художественное творчество»

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

- Наблюдение

- Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы

- Игра

- Игровое упражнение

- Проблемная ситуация

- Конструирование из песка

- Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

- НОД  (рисование, аппликация,  худож. конструирование, лепка)

- Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр

- Экспериментирование

- Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

- Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

- Тематические досуги

- Выставки работ декоративно - прикладного искусства, репродукций произведений живописи

- Проектная деятельность

- Создание коллекций

- Украшение личных предметов

- Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

- Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

- Самостоятельная изобразительная деятельность

- Создание соответствующей предметно-развивающей среды

- Проектная деятельность

- Экскурсии

- Прогулки

- Создание коллекций


Содержание:

   Художественно-эстетическое воспитание по программе осуществляется через изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию, а также  через занятия по конструированию и ручному труду.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок и т.д. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивления. Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают  художественные впечатления, приобщаются к искусству, умеют понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Конструирование и ручной труд имеют большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы (образные представления, образное мышление, воображение и др.), творчество, формируются художественно-творческие конструкторские способности. Эстетическое воспитание осуществляется постоянно, поэтому широко используется содержание других разделов программы «Детство» (игра, труд, художественная литература, развитие речи, предметный и природный мир, и др.).  

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Цель: приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности детей.

Задачи:

1. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный

опыт, развивая органы восприятия; закреплять знания об основных формах

предметов и объектов природы.

2. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

3. Развивать мыслительные операции в процессе восприятия предметов и явлений

4. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов

(форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их

частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

5. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и

объекты природы, замечать их изменения.

6. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать обобщённые

способы изображения, художественно-творческие способности.

7. Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.

8. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством

(Городец, Хохлома, Гжель и т.д.), расширять представления о народных

игрушках. Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным

искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами

декоративно - прикладного  искусства (фарфоровые и керамические изделия,

скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе

коллективное).

9. Формировать умение организовывать своё рабочее место, готовить все

необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать

материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить

его в порядок.

10. Научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

 

          Распределение учебного материала по разделам

Раздел

Программное содержание на год

Рисование

Предметное. Совершенствовать умение передавать в рис. образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Учить отличать предметы по форме, величине, пропорциям частей, передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учётом его пропорций. Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами. Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с лёгким нажимом на него. Учить рисовать акварелью в соответствии с её спецификой. Учить рисовать кистью разными способами (всем ворсом, концом кисти). Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами и оттенками, развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых оттенков. При рисовании простым карандашом учит передавать оттенки цвета, регулируя нажим карандаша.

Сюжетное. Учить создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, а машины маленькие). Учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга.

Декоративное. Знакомить с изделиями народных мастеров, углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке и их росписи. Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи своего региона. Продолжать знакомить с городецкой росписью, её цветовым решением.  Учить составлять узоры по мотивам городецкой, хохломской, гжельской и др. росписей: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка и др.). Использовать декоративные ткани для развития творчества. Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объёмные фигуры.

Лепка

Знакомить с особенностями лепки из различных материалов: глины, пластилина и пластической массы. Развивать умение лепить с натуры и по  представлению знакомые предметы. Учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Учить передавать в лепке выразительность образа. Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений. Формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, бусинки, зёрнышки и т.д).  Закреплять навыки аккуратной лепки.

Декоративная.  Познакомить с особенностью декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить птиц,  животных, людей по типу народных игрушек. Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углублённым рельефом, использовать стеку. Учить сглаживать неровности вылепленного изображения.

Аппликация

Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).  Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Конструирование

Развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем, что они видят в окружающей жизни. Учить выделять основные части и характерные детали конструкций. Развивать у детей умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Развивать умение анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки, выделять части, определять их назначение и пространственное расположение, на основе анализа находить конструктивные решения и планировать этапы создания собственной постройки. Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Ручной труд

Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо, в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелёк). Создавать из бумаги объёмные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). Учить делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части. Учить делать несложные игрушки из поролона и пенопласта (снеговик, цыплёнок, кораблик). Развивать творческое воображение, художественный вкус; воспитывать аккуратность. Учить бережно относиться к используемым материалам и готовым изделиям. Формировать эстетическую оценку.

Требование к уровню подготовки воспитанников

К концу года дети могут

Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знать особенности изобразительных материалов.

Рисование

- Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

Лепка

- Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.

- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

- Создавать изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация

- Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги.

Конструирование

- Анализировать образец постройки.

- Планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

- Создавать постройки по рисунку.

- Работать коллективно.

Ручной труд

- Правильно пользоваться ножницами.

- Сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке.

- Выполнять несложные поделки способом оригами.

- Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

Список средств обучения

ТСО

Учебно-наглядные пособия

Оборудование

Аудиоаппаратура, звуковые и визуальные средства обучения, аудиокассеты (звуки природы), компьютер.

Репродукции картин: пейзажи, натюрморты, портреты; образцы изображений разных видов скульптуры, архитектуры; игрушки. Образцы поделок, росписей, схемы, планы, модели.

Мольберт, палитра на каждого ребёнка, краски акварельные, гуашевые; цветные карандаши, простой карандаш; фломастеры, маркеры,  трафареты, мелки восковые, бумажные и влажные салфетки, кисти разных размеров, подставки для кисточек. Конструктор (деревянный, пластмассовый). Кубики, пластилин, ножницы, бумага цветная и белая, картон, клей, чертежи, песок, мягкое тесто, клейстер, стеки, дощечки,  розетки для клея, стаканчик для воды; разный природный материал.

Информационные ресурсы:

  1. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Комплексная программа «Детство»
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПБ.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
  5. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 1998.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
  8. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация/Художник Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия Холдинг, 2004. – (Детский сад днём за днём).
  9. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
  10. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – (Библиотека Воспитателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Волшебные  рисунки»Муниципального  БЮДЖЕТНОГО дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ « дЕТСКИЙ САД №1  п. Переволоцкий»...

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа «Волшебные краски» предусматривает работу детей с различными материалами: рисование кисточками, фломастерами, карандашами.Система занятий построена с учётом принципов последовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

по направлению «Художественно-творческое развитие».Возраст участников:3-4г.Срок реализации программы: 1 годпедагог дополнительного Образования МАДОУ д/с №18 Францевич Людмила Викторов...

Программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности «Маленькие волшебники»

Ведущая цель Программы - формирование у детей младшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Из поставленной  цели ч...

Рабочая программа кружка «Светофорик» для детей 3-4 лет (2 младшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (дорожная безопасность)

Данная программа знакомит детей с правилами дорожного движения, формирует навыки правильного поведения на дороге, обучает детей бережно относиться к основным ценностям жизни, а также программа "С...