Рабочая программа "Чудеса своими руками" для средней группы
материал по рисованию (средняя группа) на тему

Рабочая программа "Чудеса своими руками'' разработана для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_davydenko_e.a.doc44.04 КБ

Предварительный просмотр:

Факультет повышения квалификации кафедра дошкольного образования

 

 

 

 

Чудеса своими руками

рабочая программа кружка

 

 

 

 

 

 

Исполнители :

Давыденко Евгения Андреевна детский сад №4 «Теремок»

Консультант:Мельник Елена Ивановна Ст.преподователь кафедры дошкольного образования

Белово 2015

Автор составитель: Давыденко Е.А., воспитатель МБДОУ детский сад №4 города Белово

Пояснительная записка

    Каждый  ребенок с четырех – пяти лет рисует многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов.

   Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал ребенок и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи, мышления, но и помогает ребенку упорядочить усваиваемые знания, представления о мире.  Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения".  Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.   В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

   Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием.  Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься  интересным делом. Рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.  В дошкольном возрасте,  в процессе рисования, активно используется игра. Обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек,  сопровождается  эмоциональным комментарием, используется художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать детей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Цель работы кружка «Чудеса своими руками»: 

Определение  интереса и возможностей детей в рисовании.

  Задачи:

1.    Приобщать  детей к изобразительному искусству;

 2.    Развивать навыки  продуктивной деятельности,  художественный  вкус,   пространственное  мышление;

3.    Развивать творческую активность  у детей.

Ожидаемый результат:

  1. Овладение детьми художественными техниками и способами изображения;

     2. Раскрытие творческих способностей ребенка;

     3.    Развитое чувство композиции.

 

Тематический план кружка

«Чудеса своими руками»

Неделя

 

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

Осеннее дерево

Познакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма

2

Грибы в лукошке

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиком. Развивать чувство композиции

3

Что стало не так?

Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению

4

Украсим платочек

Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета

Октябрь

1

Осенний лес

Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передает красоту осенней природы; закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу

2

Подсолнухи

Упражнять в рисовании пальчиками. Формировать умение рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции

3

Найди такой же

Закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятие «цвет», «оттенок». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты

4

Сказочный лес

Вызвать у детей интерес к сказочному образу, развивать воображение. Доставить радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Развивать умение использовать полученные навыки и умения

Ноябрь

1

Мои любимые рыбки

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать умение тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие

2

Съедобное королевство

Развиваем целостное восприятие предмета. Формировать умение определять на ощупь разные виды крупы. Учить составлять композицию из разных видов круп

3

Волшебные краски

Закрепить знания детей о зеленом цвете. Развивать умение получать зеленый цвет, смешивая на палитре два основных цвета: синий и желтый цвета. Упражнять в дифференциации синего, желтого и зеленого цвета

4

Найди лишний карандаш

Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями. Продолжать формировать умение исключать объект темного тона из множества светлых

Декабрь

1

Елочные игрушки

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой

2

Два петушка сорятся

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество

3

Составь узор

Формировать умение создавать орнаментальные узоры, используя холодные и теплые цвета. Упражнять в дифференциации теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов четырех оттенков, выбирая нужные оттенки из нескольких предложенных

Январь

1

Новогодняя елка

Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами

2

Снеговичок

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Формировать умение дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка). Развивать чувство композиции

3

Оденем кукол

Формировать умение устанавливать соответствия между несколькими предметами, ориентируясь на признак предмета. Развивать умение использовать простейшие приемы установления тождества цвета однородных объектов

4

Наведем порядок

Продолжать учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду, достраивая его, используя все предложенные элементы

Февраль

1

Портрет зимы

Закрепить умение рисовать восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие

2

Кораблики в море

Формировать умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение

3

Наведем порядок

Формировать умение определять закономерность расположения цветных элементов в ряду, достраивая его, используя предложенный набор, в котором присутствуют лишние элементы

4

Путешествие по радуге

Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять в выкладывании цветов радуги по памяти. Формировать умение определять недостающий цвет спектра

Март

1

Весеннее солнышко

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Формировать умение смешивать разные краски кистью прямо на ладошке

2

Открытка для мамы

Совершенствовать умение печатать по трафарету и в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции, ритма

3

Гжельская сказка

Формировать потребность в прекрасном; воспитывать чувство гордости за талант своего народа; уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу (украшение костюма гжельской красавицы)

4

Окраска воды

Закрепить умение узнавать и правильно называть три оттенка коричневого цвета. Обогащать речь словосочетаниями: «предмет коричневого цвета», темный (светлый) оттенок коричневого цвета. Формировать умение получать оттенки коричневого цвета, используя способ окраски воды

Апрель

1

Весна в звуках нежных,хрупких

Формировать умение видеть красоту природы, выделять главные отличительные ее особенности. Развивать умение рисовать по своему замыслу под музыку, отражая свои чувства в весенних тонах акварели. Совершенствовать навыки работы в акварельной технике

2

Красивые цветы

Продолжать учить рисовать цветы разными приемами: примакиванием в разных направлениях, рисованием круглых и овальных форм. Развивать наблюдательность и умение воспринимать красоту окружающего мира

3

Какой кружок не подходит

Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями Продолжать формировать умение исключать объект светлого тона из множества темных

4

Кто больше увидит

Развивать умение оперировать представлениями о цвете в реальных действиях. Расширять знания о предметах, их частях, имеющих признак белого и черного цвета. Формировать умение замечать цвет, желание обнаружить как можно больше объектов заданного цвета

Май

1

Одуванчики

Закрепить умение детей работать восковыми мелками и акварелью, печатать печатками. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции

2

Березки на полянке

Вызвать чувство радости от восприятия произведений живописи; воспитывать любовь к природе; создавать радостную, светлую коллективную работу на ткани. Развивать умение изображать березы разными приемами рисования кистью: ровный ствол - всем ворсом, тонкие веточки- концом кисти, листву- примакиванием

3

Кто быстрее

Совершенствовать знания о белом, черном и сером цвете. Развивать зрительное дифференцирование при восприятии ахроматических цветов и их оттенков в большом пространстве. Упражнять в определении цвета удаленных объектов

4

Найди и принеси

Закреплять знания о холодных и теплых тонах. Формировать умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначению образованной группы обобщающим словом: «теплые тона», «холодные тона»

Учебно – тематический план

кружка «Чудеса своими руками»

Месяц

Тема

Количество занятий

теор – ких

прак - ких

09

Осеннее дерево

1

09

Грибы в лукошке

1

09

Что стало не так?

1

09

Украсим платок

1

10

Осенний лес

1

10

Подсолнухи

1

10

Найди такой же

1

10

Сказочный лес

1

11

Мои любимые рыбки

1

11

Съедобное королевство

1

11

Волшебные краски

1

11

Найди лишний карандаш

1

12

Елочки игрушки

1

12

Два петушка сорятся

1

12

Составь узор

1

01

Новогодняя елка

1

01

Снеговичок

1

01

Оденем кукол

1

01

Наведем порядок

1

02

Портрет зимы

1

02

Кораблики в море

1

02

Наведем порядок

1

02

Путешествие по радуге

1

03

Веселое солнышко

1

03

Открытка для мамы

1

03

Гжельская сказка

1

03

Окраска воды

1

04

Весна в звуках нежных, хрупких

1

04

Весна в звуках нежных, хрупких

1

04

Какой кружок не подходит

1

04

Кто больше увидит?

1

05

Одуванчик

1

05

Березки на полянке

1

05

Кто быстрее?

1

05

Найди и принеси

1

Содержание программы

1 «Осеннее дерево» 

Беседа о технике работы с печатями. Познакомить с приемами печати. Развивать чувство композиции и ритма.

 2 «Грибы в лукошке» 

Рассматривание  иллюстраций с грибами. Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиком. Развивать чувство композиции.

3 «Что стало не так?» 

Развивать наблюдательность у детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.

 4 «Украсим платок»  Рассмотреть платки.  Рассказ  воспитателя о своеобразии русского национального платка, его узора, предназначения. Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета

 5 «Осенний лес» Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передает красоту осенней природы; закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу.

 6 «Подсолнухи»  Рассмотреть подсолнух. Упражнять в рисовании пальчиками. Формировать умение рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

 7 «Найди такой же» Закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятие «цвет», «оттенок». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты

 8 «Сказочный лес»  Вызвать у детей интерес к сказочному образу, развивать воображение. Доставить радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Развивать умение использовать полученные навыки и умения.

9 «Мои любимые рыбки»  Рассмотреть рыбок в аквариуме. Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать умение тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие.

10 «Съедобное королевство»  Развиваем целостное восприятие предмета. Формировать умение определять на ощупь разные виды крупы. Учить составлять композицию из разных видов круп.

 11 «Волшебные краски»  Рассказ воспитателя о свойствах красок. Закрепить знания детей о зеленом цвете. Развивать умение получать зеленый цвет, смешивая на палитре два основных цвета: синий и желтый цвета. Упражнять в дифференциации синего, желтого и зеленого цвета.

 12 «Найди лишний карандаш»  Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями. Продолжать формировать умение исключать объект темного тона из множества светлых.

 13 «Елочки игрушки» Рассказ детей о празднике . Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой

 14 «Два петушка сорятся»  Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

 15 «Составь узор» Формировать умение создавать орнаментальные узоры, используя холодные и теплые цвета. Упражнять в дифференциации теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов четырех оттенков, выбирая нужные оттенки из нескольких предложенных.

 16 «Новогодняя елка»  Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами.

 17 «Снеговичок» Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Формировать умение дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка). Развивать чувство композиции.

 18 «Оденем кукол» Формировать умение устанавливать соответствия между несколькими предметами, ориентируясь на признак предмета. Развивать умение использовать простейшие приемы установления тождества цвета однородных объектов.

 19 «Наведем порядок»  Продолжать учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду, достраивая его, используя все предложенные элементы.

20 «Портрет зимы» Закрепить умение рисовать восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

 21 «Кораблики в море» Формировать умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.

 22 «Наведем порядок»  Формировать умение определять закономерность расположения цветных элементов в ряду, достраивая его, используя предложенный набор, в котором присутствуют лишние элементы.

 23 «Путешествие по радуге» Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять в выкладывании цветов радуги по памяти. Формировать умение определять недостающий цвет спектра.

 24 «Веселое солнышко» Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Формировать умение смешивать разные краски кистью прямо на ладошке.

 25 «Открытка для мамы» Совершенствовать умение печатать по трафарету и в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции, ритма.

 26 «Гжельская сказка» Формировать потребность в прекрасном; воспитывать чувство гордости за талант своего народа; уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу (украшение костюма гжельской красавицы)

 27 «Окраска воды» Закрепить умение узнавать и правильно называть три оттенка коричневого цвета. Обогащать речь словосочетаниями: «предмет коричневого цвета», темный (светлый) оттенок коричневого цвета. Формировать умение получать оттенки коричневого цвета, используя способ окраски воды.

 28 «Весна в звуках нежных, хрупких» Формировать умение видеть красоту природы, выделять главные отличительные ее особенности. Развивать умение рисовать по своему замыслу под музыку, отражая свои чувства в весенних тонах акварели. Совершенствовать навыки работы в акварельной технике.

 29 «Красивые цветы» Продолжать учить рисовать цветы разными приемами: примакиванием в разных направлениях, рисованием круглых и овальных форм. Развивать наблюдательность и умение воспринимать красоту окружающего мира.

 30 «Какой кружок не подходит» Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями Продолжать формировать умение исключать объект светлого тона из множества темных.

 31 «Кто больше увидит» Развивать умение оперировать представлениями о цвете в реальных действиях. Расширять знания о предметах, их частях, имеющих признак белого и черного цвета. Формировать умение замечать цвет, желание обнаружить как можно больше объектов заданного цвета

 32 «Одуванчик» Закрепить умение детей работать восковыми мелками и акварелью, печатать печатками. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

 33 «Березки на полянки» » Вызвать чувство радости от восприятия произведений живописи; воспитывать любовь к природе; создавать радостную, светлую коллективную работу на ткани. Развивать умение изображать березы разными приемами рисования кистью: ровный ствол - всем ворсом, тонкие веточки- концом кисти, листву- примакиванием.

34 «Кто быстрее» Совершенствовать знания о белом, черном и сером цвете. Развивать зрительное дифференцирование при восприятии ахроматических цветов и их оттенков в большом пространстве. Упражнять в определении цвета удаленных объектов.

 35 «Найди и принеси» Закреплять знания о холодных и теплых тонах. Формировать умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначению образованной группы обобщающим словом: «теплые тона», «холодные тона».

 

Список литературы

 1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000г

 2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005г

 3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998г

 4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006г

 5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005г

 6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г

 7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003г

 8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005г

 9. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001г

 10. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006г

 11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004г

 12. Колль М. -Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005г

 13. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001г

 14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006г

 15. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : КАРО, 2007г

 16. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007г

 17. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности «Бумага своими руками» (средняя группа)

Данный материал подойдет для открытых занятий как на базе детского сада, так и на муниципальном уровне (например, день открытых дверей). Так же к данному конспекту сть презентация с видеороликами. Заг...

"Огород на окне в детском саду своими руками" (средняя группа).

Цель: Создание благоприятных условий для экологической работы с детьми в весенний период.Задачи: 1) Способствовать формированию у детей представления о росте и развитии растений; 2) Закрепление навыко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательных компонентов средней группы от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год группа «Смешарики» Срок реализации 1 год

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО, на основе примерной основной образовательной программы ...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Поделись своей улыбкой» (средняя группа)

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Поделись своей улыбкой» для детей среднего возраста....

Конспект занятия по ЗОЖ "Сохраним свое здоровье" средняя группа

Формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья;продолжать учить детей отгадывать загадки....

Проект «Сохраним свое здоровье». средняя группа

Проект «Сохраним свое здоровье».Цель: Сформировать у детей  основы здорового образа жизни....

Конспект НОД "Рисуем портрет своей семьи" средняя группа

Конспект НОД разработан с учётом возрастных особенностей развития детей среднего дошкольного возраста и имеет нравственно-патриотическое направление. Образовательная область: художественно-эстетическо...