СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал по рисованию на тему

Касьянова Наталья Николаевна

Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_produktivnoy_deyat.docx43.77 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского коллектива.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: старший воспитатель, воспитатели ДОУ.

План:

1.Лекция «Роль продуктивных видов детской деятельности в развитии ребенка».

2.Тренинг педагогических умений.

3. Разработка и анализ НОД.

4.Аукцион педагогических идей.

Девиз  работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».

Цитаты. 

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)

Вступительное слово. 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

  1. Лекция «Роль продуктивных видов детской деятельности в развитии ребенка».

«Продуктивные виды деятельности дошкольника — виды деятельности, в которых ребенок, моделируя предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объемного изображения) как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации. К продуктивным видам детской деятельности относятся изобразительная и конструктивная деятельность. Их становление способствует развитию анализирующего восприятия, наглядных форм мышления, моделирующих и знакомо символических способностей, воображения и творчества.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности — рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, т.е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит ее с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников.

Вместе с тем, перечисленные выше виды детской активности, объединяемые понятием «продуктивная деятельность», имеют общую черту, отличающую их от сюжетной игры: вне зависимости от конкретных материалов они представляют собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом).

Развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким
спектром способностей, умений и навыков, которые можно разделить на общие
и специфические (относящиеся к определенным материалам и инструментам).

      Рассматривая общеразвивающие функции продуктивной деятельности, необходимо,  прежде всего,  отметить ее участие в эмоционально-личностном становлении ребенка — в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в  возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

      Продуктивная деятельность, в силу ее «созидательного» характера, как ни
одна из других форм активности ребенка, создает условия для развития
целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно: для
развития способности к длительным волевым усилиям, направленным на
достижение результата (цели) в соответствии с внутренними или заданными
извне стандартами качества. В этом смысле продуктивная деятельность
закладывает основы трудолюбия у ребенка.

     Кроме того, продуктивная деятельность связана с развитием способности к
планомерной, «шаг за шагом», организации деятельности и ее целевой
регуляции с использованием различного рода опосредствующих звеньев между
целью (замыслом) и результатом (продуктом) — образцов и графических
моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также
словесных описаний условий, которым должен соответствовать
 продукт. Широкие возможности открывает продуктивная деятельность и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы, «ставя» перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение,

               К спектру общеразвивающих функций следует отнести и развитие ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.
    Продуктивная деятельность также
 создает условия для развития специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала
(навыки рисования, лепки, конструирования, шитья и т.п.) и техникой
использования общеупотребительных инструментов (карандаша, кисти, ножниц,
иглы и пр.).

       Специфические навыки работы с конкретными материалами и инструментами
закладываются в своей основе уже в младшем дошкольном возрасте в процессе
опробования их возможностей, действования с ними вне заранее поставленной
от четкой цели (замысла). К
 пяти годам ребенок начинает переходить от
процессуальной деятельности — своего рода игры-экспериментирования с
материалами и инструментами (где продукт в значительной мере случаен) — к
целенаправленной продуктивной деятельности (с заранее определенной целью-
в замыслом), а на седьмом году жизни начинает «работать» мотивация «сделать
в вещь хорошо» (т.е. становятся значимыми внутренние и внешние стандарты качества).

     Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагог должен прежде всего ориентироваться на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Однако задачи развития специфических способов и умений не исчезают вовсе из его поля зрения, но приобретают как бы вторичный характер: он - использует само стремление ребенка к реализации определенной цели, воплощению замысла в продукте с заданными (извне или самим ребенком) условиями для включения в арсенал детей новых средств и способов, позволяющих совершенствовать работу.

     В сущности, развитие продуктивной деятельности дошкольников, подчиняясь общей тенденции предварительного вычленения цели—замысла (не просто «что  получится», а «что я хочу сделать»), имеет в рамках этой тенденции две линии:

  1. движение к точности (копирование образца, учет заданных извне параметров будущего продукта);
  2. творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.

   Формирование и совершенствование специфических способов и навыков
работы с теми или иными материалами и инструментами подчиняется этим приоритетным —общеразвивающим—задачам.
  Совокупность содержаний, подбираемых для продуктивной деятельности, должна служить реализации указанных задач.

Исходя из общеразвивающих функций, необходимо прежде всего удовлетворить потребность ребенка в созидании. Он должен видеть плоды своего груда в
виде конкретной вещи (будь то рисунок, поделка, панно-аппликация и пр.),
которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это
«личный продукт» ребенка, который продолжает свою «жизнь» в его игре, в
интерьере группового помещения или у него дома.

    Предлагая создавать ту или иную вещь, т.е. намечая цель, мы можем
использовать разные формы ее представленности ребенку:

  • образцы будущего продукта (в виде готовой вещи или ее графического

изображения);

  • частично заданные в самом материале элементы будущего продукта
    (конструктивные узлы-модули, незавершенные наброски и пр.), ориентирующие на определенный результат (завершение продукта-вещи разной степени готовности);
  • графические схемы создаваемого продукта (чертежи, пооперационные схемы, выкройкиэскизы);
  • словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Исходя из этого, все многообразие содержаний для продуктивной деятельности можно представить четырьмя типами работы:

  1. работа по образцам,
  2. работа с незавершенными продуктами,
  3. работа по графическим схемам,
  4. работа по словесному описанию цели—условий.

Если вернуться к линиям развития продуктивной деятельности, очевидно, что
первый и третий типы реализуют по преимуществу линию развития деятельности по заданным параметрам, а второй и четвертый по преимуществу — линию
развития творческих возможностей (создание замысла и его творческое
воплощение).

Каждый тип работы может быть построен на разнообразных материалах. Это
вполне традиционные бумага, картон, разнообразные конструктивные объемные
модули (картонные коробки, кусочки пенопласта, природный материал, выступающий в функции объемных модулей: желуди, шишки, ракушки), кусочки
ткани, графические, живописные, пластические материалы и пр. Все материалы
могут использоваться как по отдельности, так и во всевозможных сочетаниях
Подобрать развивающее содержание для партнерской деятельности взрослого
с детьми — это только одна сторона дела; надо, чтобы это содержание, было
еще и интересно детям.

Можно предложить следующие:

  • изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской
    деятельности (работа строится по преимуществу на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивных, изобразительных,
    бумаги, тканей и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и
    навыки);
  • создание произведений для собственной «художественной галереи» (художественная и изобразительная деятельность (графика, живопись, лепка, коллаж – аппликация) с соответствующими материалами);
  • создание коллекций; (от оформления гербария
    создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для
    Сражаемой страны и т.п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно
    папа с моделированием вещей (включающим конструктивные и художественные  элементы) и их классификацией, связывающей продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской деятельностью взрослого с детьми. Может использоваться дай введения детей в культурное пространство музея как места сбора и хранения коллекций. Наиболее подходящие типы работы — по образцам и схемам (возможно пользование и других типов работы);
  • создание макетов (как предметное воплощение целостных миров (вымыш-
    шых или реалистических), представленных в художественной литературе,
    мультфильмах, сюжетной игре детей (к примеру, макеты сказочных царств с
    дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов и городов,
    , различных ландшафтов). Работа включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов; сочетается с введением представлений о природных и культурных ландшафтах, об искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре);
  • изготовление украшений-сувениров (работа дает возможность широкого использования разнообразных материалами; включает элементы рисования, аппликации, конструирования; связывает детскую жизнь с традициями общества; ориентирует на художественное
    оформление пространства, вещи (примерами могут служить поздравительные
    открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные паппо, гирлянды, и пр);
  • создание «книги» (связывает продуктивную деятельность со словесным творчеством детей, с познавательно-исследовательской деятельностью, способствует освоению чтения и письма.);

изготовление предметов для «театра» (сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с различными инструментами. Возможно использование всех типов работы).

деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы.

Мы предлагаем все развивающие задачи на занятиях продуктивной деятельностью облекать в рамки интересного дела.

Итак, в подборе содержаний для продуктивной деятельности целесообразно опираться одновременно на типы работы и на содержание. Оба эти основания вместе образуют алгоритмическую матрицу, задающую все многообразие содержаний продуктивной деятельности с учетом,  как ее развивающих функций, так и привлекательности для детей.

 2.Тренинг педагогических умений. В основе которого,  лежит работа в подгруппах, каждой из которых предлагается серия практических заданий, связанных с диагностикой развития изобразительной и конструктивной деятельности детей определенных возрастных групп, опирающейся на анализ педагогических ситуаций. Пока одна из подгрупп отвечает, вторая — готовится, третья осуществляет экспертную оценку выполнения практических заданий. Потом каждой из подгрупп предлагается, используя
программу воспитания и обучения ребенка, составить конспект НОД  с детьми выбранной возрастной группы и драматизировать его. Обсуждение проводится с использованием Методики «ресурсного круга», когда зрители и наблюдатели получают возможность приходить участникам драматизации на помощь, если это требуется. В особенности это необходимо тогда, когда в их работу «вторгается» ведущий, который задает  проблемные вопросы и усложняет ситуацию.

      3.Разработка и анализ НОД. Воспитатели принимают участие в анализе и разработке конспектов НОД  с детьми с использованием технологических карт предстоящей изобразительной и конструктивной деятельности. Занятие проводится в форме педагогического марафона.
Начинается оно с лекции-диалога по ознакомлению воспитателей с технологией разработки алгоритма предстоящей  деятельности, Разработать технологическую карту изобразительной или продуктивной деятельности воспитанников по конструированию, лепке, рисованию, аппликации, если они находятся на следующих этапах обучения:

  • по замыслу,
  • по образцу,
  • по подражанию,
  • по представлению,
  • по условиям.

По замыслу. При работе над формированием замысла воспитатель должен добиваться того, чтобы ребенок мог сформулировать свой замысел словесно еще до того, как приступил к активным действиям. Педагог при этом уделяет внимание каждому ребенку, оказывая помощь тем, кто нуждается, помогая уточнить и выполнить замысел, довести работу до конца. В то же время необходимо следить, чтобы замысел детей развивался и обогащался, изменялся от занятия к занятию.

По образцу. Образец взрослого готовится заранее. Дети не наблюдают действий воспитателя, а видят только готовый результат. Им надо проанализировать образец: понять, из каких частей состоит изображение (постройка), какими приемами нужно воспользоваться, чтобы сделать так же, и т. п. Конструирование, лепка, рисование, аппликация по образцу значительно сложнее, чем по подражанию. Поэтому на первых порах воспитатель помогает детям анализировать образец, выделяя части изображения, обращая внимание на их форму, цвет, величину, пространственное расположение и т. д.

По подражанию. Предлагая детям действовать по подражанию, воспитатель дает следующую инструкцию: «Делай (те), так», «Делай (те), как я». Показ производится медленно и по этапам. Все действия воспитателя производятся на глазах у детей, а воспитанники их повторяют.

По представлению. В процессе конструирования, лепки, рисования, аппликации по представлению создаются условия для формирования у воспитанников предварительного планирования этапов выполнения работы, умения объяснять содержание и последовательность операций. Взрослому отводится корректирующая и оценивающая функция. Дети руководствуются словесным описанием взрослого. А сами действия детей осуществляются без показа, образца, объяснения и прочих «продуктивных» видов помощи воспитателя только на основе собственного конструктивного или изобразительного опыта.

По условиям. Действия детей ориентированы на решение конструктивных или изобразительных задач, включающих определенные условия или требующих видоизменения готового образца или создания нового образца постройки или изображения. Вводится в старшей и подготовительной к школе группах и требует достаточного конструктивного и изобразительного опыта детей, полученного на занятиях и в совместных играх со сверстниками. Например, по одной графической модели воспитатель может предложить детям построить два разных по размеру моста (для крупных и мелких машин, для машин и пешеходов и т. д.). Данный вид конструирования можно давать и как конструирование по словесному заданию.

При этом педагоги должны определить последовательность данных этапов обучения и, в соответствии с нею, преемственность содержания технологических карт.

Обсуждение результатов работы проводится в виде презентации технологических карт каждой подгруппой воспитателей и педагогов дополнительного образования (собственно, педагогического марафона). При этом анализ технологических карт и возможного содержания занятий с детьми проводится с использованием метода «мозгового штурма» (вариант — «Кольца Сатурна»), когда первое кольцо педагогов рассказывает содержание работы с детьми, второе — описывает недостатки, третье — раскрывает положительные моменты. Ведущий подводит итоги и обобщает опыт работы.

Затем педагогам предлагается «домашнее задание» — апробировать разработанные карты в процессе проведения занятий со своими воспитанниками, внести в них поправки и исправить ошибки, подготовить (через неделю-две) открытое занятие с детьми.

       

4.Аукцион педагогических идей. Объявляется аукцион педагогических идей, касающихся развития самостоятельности детей в процессе проведения НОД, связанных с организацией продуктивной деятельности воспитанников.

При этом воспитателям предлагается ознакомиться с новинками методической литературы по данной проблеме и  рассмотреть разработанные краткие памятки для педагогов и родителей, позволяющие перейти от использования технологических карт к самоорганизации детской продуктивной деятельности. Затем организуется сам аукцион — в виде защиты индивидуальных и коллективных проектов. При этом слушатели и зрители — члены педагогического коллектива — «покупают» только те идеи и проекты, которые кажутся наиболее интересными, творческими и жизнеспособными. Большую роль в создании такого впечатления играет наглядность и использование метода игрового моделирования.

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ

Самостоятельность дошкольника — это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами.

Необходимыми условиями для этого являются:

  1. использование специальных теоретических подходов к формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе развития разных видов детской деятельности:
  • целостный подход к организации педагогического процесса;
  • деятельностный подход к формированию структуры самостоятельной деятельности у воспитанников;
  1. формирование интереса и специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных (базовых) для осуществления той или иной деятельности, игровая и проблемная направленность обучения;
  2. обогащение педагогической и предметно-развивающей среды, открывающей воспитанникам возможности вариативного использования разных способов детской деятельности и средств ее осуществления;
  3. оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных подгрупп, различающихся по уровню проявления самостоятельности, учет динамики формирования их самостоятельности (от подражания к творчеству ), применение дифференцированной тактики педагогического руководства процессом достижения результата деятельности;
  4. органическая взаимосвязь занятий с самостоятельной деятельностью детей, создание условий для переноса усвоенных умений и навыков в самостоятельную деятельность детей.

К данной памятке могут быть разработаны методические рекомендации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАННИКАМ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

При работе с воспитанниками с низким уровнем самостоятельности можно рекомендовать:

  1. для расширения кругозора детей рассмотреть дидактические пособия, которые впоследствии помогут в выполнении самостоятельной деятельности;
  2. в игровой форме предложить ребенку выполнить некоторые задания, направленные на формирование и закрепление того или иного технического умения;
  3. рассмотреть        (научиться «читать») технологическую карту1 самостоятельной работы для расширения кругозора детей рассмотреть дидактические пособия, которые впоследствии помогут в выполнении самостоятельной деятельности  воспитанников в процессе организации продуктивной деятельности;

4) придумать сюжет истории или сказки, который впоследствии попытаться самостоятельно отразить в содержании деятельности;

  1. используя игровые приемы, попытаться изобразить последовательность выполнения работы на отдельных листах самостоятельно, создавая таким образом «технологическую карту» и, соответственно, план самостоятельного осуществления деятельности воспитанником;
  2. на первых этапах работы отдавать предпочтение коллективному обсуждению подобных технологических карт и созданию коллективных поделок и творческих работ, затем постепенно переходить к совместно-последовательной и индивидуальной формам работы.
  • При работе с воспитанниками со средним уровнем самостоятельности можно рекомендовать следующее:

1.рассмотреть        книги, косвенно подсказывающие замысел и сюжет предстоящей деятельности;

2.в игровой форме предложить детям, отрабатывающим те или иные умения, используя заранее подготовленные элементы, самостоятельно составить замысел и сюжет предстоящей деятельности

3) уточнить у детей понимание расположения деталей на листе бумаги, композицию, способы наклеивания элементов и т. д., если речь идет о продуктивной деятельности;

4) учить детей самостоятельно задумать цель, последовательно реализовать ее; отобрать для этого необходимый материал и инструменты; определить последовательность и способы выполнения деятельности; оценить полученный результат; при необходимости скорректировать его — все это делать, опираясь на технологическую карту предстоящей деятельности;

  1. на основе анализа заранее подготовленной «технологической карты» поощрять детей к самостоятельной деятельности, немного корректируя ход ее выполнения в случае обращения детей за помощью.
  • При работе с воспитанниками с высоким уровнем самостоятельности можно рекомендовать следующее:
  • 1) учить детей выполнять задание по замыслу, самостоятельно определяя цель и способы ее достижения. Можно использовать различные игровые задания («Музыкальная загадка», «Что услышал, то увидел» и другое);

2) используя игровые приемы работы и создание проблемных ситуаций, формировать у детей умения самостоятельно создавать технологическую карту деятельности;

3) выполнясь совместную деятельность с другими детьми, опираясь на усвоенные умение и навыки, организовывать коллективную работу по замыслу. Усложнение на данной ступени будет заключаться в том, что и замысел, и способы его реализации, и необходимые материалы дети должны будут определить самостоятельно, по собственному выбору. Реализация данной задачи должна осуществляться как на фронтальных занятиях, так и во время проведения занятий подгруппами. При этом основное внимание взрослого должно быть направлено на формирование самостоятельности каждого ребенка как качества личности;

4 ) включать оценку способов творческой деятельности («добавления» или «изъятия» лишнего, изменения пространственно расположенных деталей образца) в оценку образца и результатов продуктивной деятельности детей.

Заключительный этап. 

  • Памятки всем участникам семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад.   Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...

Семинар - практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

на данном практикуме родители совместно с педагогами обсуждают развитие мелкой моторики и и координации движений пальцев рук...

Сообщение для педагогов ДОУ на семинаре - практикуме "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность". Уровень ДОУ 2018г.

27 ноября 2018 года в МДОУ № 51 прошёл семинар-практикум "Театрально-игровая деятельность в детском саду". Музыкальный руководитель нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выступи...

Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"

Семинар - практикум      Развитие связной речи у  детей дошкольного возраста         через знакомство с  русско-народными сказками ...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Развитие творчества у детей дошкольного возраста по средствам игры

laquo;Подбор и планирование подвижных игр»Игровая деятельность, в том числе подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а также благотворно влия...