"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_masterskaya-dymkovskaya_kukla.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

«Мастерская – Дымковская кукла»

(конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию – рисование)

в старшей группе

                                                                                   

                                                                                   

                                                                                     Подготовила и провела:

             Сермина И.А.

             воспитатель I кв. категории

                                       

Саранск, 2015 год

Цель: Продолжать формировать художественное мышление через декоративную продуктивную деятельность.

Программные задачи: 

  1. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.
  2. Закрепить навыки рисования дымковской росписи (кружочки, точки, кольцо, полоски, сетка).
  3. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими мелкими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами); соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской куклы (цвет кофточки повторяется в каких-либо элементах узора на юбке).
  4. Закрепить умение рисовать кончиком кисти.
  5. Развивать моторику руки, глазомер, чувство цвета, формы, пропорций.
  6. Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творчество, познавательные способности детей.
  7. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
  8. Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, эстетическое отношение к народному искусству.
  9. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
  10. Воспитывать самостоятельность, любознательность.
  11. Воспитывать художественный вкус и интерес к изобразительному искусству.

Словарная работа: активизировать в речи детей названия элементов дымковской росписи.

Материал:

На доске: изображения  трёх дымковских кукол с разными узорами на юбке,

изображения дымковских игрушек (конь, козлик, баран, павлин, петух, утка), таблица

с расположением крупных элементов в узоре на юбках, таблица элементов

дымковской росписи.

На столе у воспитателя: дымковская игрушка (кукла)

Для каждого ребёнка: силуэты дымковских кукол из белого картона, краски гуашь,

мягкие кисти, цветные карандаши, баночки с водой, салфетки, подставки для кистей.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, беседы о них,

рассматривание альбома «Дымковская игрушка», рисование элементов

дымковского узора.

Ход занятия:

Дети стоят на коврике полукругом.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Приглашаю вас в необычное путешествие. Многое нам придётся представлять в воображении.

Воспитатель: Итак, закрыли глаза.

                         Дым из труб столбом, точно в дымке всё кругом.

                         Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали.

Открываем глаза (на мольберте картинки с изображением дымковских игрушек)

Воспитатель: В старину в селе «Дымково» зародилась дымковская игрушка. Сейчас игрушки делают на фабрике, а раньше этим промыслом занимались целые сёла. Мастера умели делать разные игрушки – животных, птиц и кукол.

Воспитатель: Из чего же мастера делали игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими весёлыми и нарядными?

Дети: Потому, что мастера расписывали их яркими узорами.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Красный, оранжевый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, малиновый.

Воспитатель: Какие основные элементы росписи использовали мастера? Подойдите к столу, выберите по одному элементу дымковского узора и назовите.

Дети выбирают карточки с элементами дымковского узора и называют их – круг, точка, кольцо, прямая линия, волнистая линия, решётка.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами, вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Как настоящие мастера, вы будете расписывать полностью фигурки дымковских кукол.

Воспитатель: С чего начнёте роспись игрушки?

Дети: С головы, с кокошника.

Воспитатель: Правильно, если начать с юбки, то смажем рисунок.

Воспитатель: Давайте рассмотрим дымковских кукол! Скажите, что у них окрашено в один цвет, а что расписано узорами?

Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка – узорчатая.

Воспитатель: Назовите цвет кокошника и кофточки у первой куклы. А теперь посмотрите на её юбку. Есть ли в узоре на юбке какие-нибудь элементы такого же цвета? Интересно, а у других кукол тоже повторяется цвет кокошника и кофточки в элементах узора? Назовите цвета, которые повторяются в узорах у других кукол.

Воспитатель: Это красиво, потому что в росписи нет ненужной пестроты.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на ещё одну особенность узора. В таблице с нарисованными силуэтами юбок мы видим, как увеличиваются кольца книзу юбки и расширяются расстояния между полосами.

(Можно показать детям приёмы рисования полос в определённой последовательности. Сначала нарисовать прямую полосу посередине юбки, а потом слева и справа от неё нанести слегка наклонные полосы)

Воспитатель: (Прикрепляет к мольберту силуэт куклы из белого картона, показывает и объясняет детям последовательность работы) Ребята, сначала концом кисти следует отделить кокошник от лица и закрасить его. Потом нарисовать части лица куклы: глаза – чёрные точки, над ними тоненькие брови – дужки, рот и щёки – красные кружочки. У кофточки ворот можно нарисовать любой формы, затем концы рукавов, кисти рук. Отделить низ кофточки от  юбки, а потом закрасить. Узор на юбке вы можете рисовать кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с кольцами.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую.

Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске.

Воспитатель: Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Воспитатель: Сделаем гимнастику для глаз: (дети стоят около стульчиков)

Смотрим - налево,

                 - направо,

                 - наверх,

                 - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмём немного

Точки возле своих глаз (около носа)

Сил дадим им много, много

Чтоб усилить в тысячу раз!

Воспитатель: Садимся поудобнее и начинаем работу. Постарайтесь сделать кукол яркими и нарядными.

Самостоятельная работа проводится под спокойную русскую народную музыку.

(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за осанкой детей, за техникой исполнения работ. В процессе рисования воспитатель хвалит детей, которые по-своему сочетают в узоре крупные элементы, не забывают об особенностях цветосочетания в дымковской росписи. Напоминает, что мелкие элементы можно рисовать концом кисти или карандашами)

Через 10 минут самостоятельной работы проводится физкультминутка.

Физкультминутка:

Посмотри, как хороша, эта девица – душа.

(руки на поясе, повороты туловища вправо и влево)

Щёчки алые горят, удивительный наряд,

(круговые движения пальцами по щёчке, показать на свой наряд руками)

Сидит кокошник горделиво

(показать на кокошник руками)

Барышня уж так красива!

(поднять руки вверх в стороны)

Как лебёдушка плывёт.

Песню тихую поёт.

(взмахи рук с поворотами вправо и влево)

Самостоятельная работа продолжается.

Воспитатель: Ребята, заканчивайте свои работы, даю вам ещё несколько минут.

Готовые работы выставляются на доску, дети рассматривают все работы со своих мест.

(Воспитатель спрашивает мнение детей, сам даёт оценку рисункам)

Воспитатель: А теперь, посмотрите на своих кукол. Какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться! Даже на душе стало радостно.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за работу, дорогие мастера!

Воспитатель: (Предлагает ответить на вопросы)

  1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
  2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
  3. Что особенного в этой работе?
  4. Чем отличается от других эта работа?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №7 Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"

Занятие №7Конспект занятия по  художественно-эстетическому развитию. Рисованию в старшей группе "Царица осени"...

«Какие краски у зимы» (конспект итогового занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе)

Возрастная группа: старшаяЦель:- развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая   знакомить их с явлениями природы;- закрепить знания о времени года;- закрепить навыки рисова...

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование) в старшей группе. На тему: «Домашние животные»

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование) в старшей группе. На тему: «Домашние животные»...

"Субмарина для кота Матроскина" Открытое занятие по художественно эстетическому развитию Для тетей старшей группы

Образовательная область: «Художественное творчество»Цель: создание в технике пластилинографии рисунка, развивая художественно-творческие способности детей средствами изобразительного ...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе. Тема занятия: «Грузовик».

Цель: совершенствовать знания и представления детей о назначении транспорта;Задачи: воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе с красками;- воспитывать интерес к рисованию, к созданию ...

Конспект открытого занятия по художественно эстетическому развитию «Лепка» в старшей группе на тему «Жираф»

Цель : учить детей лепить животное из пластилина пластическим способом (из одного куска),передавая форму пропорции, характерные детали.Задачи:Образовательные:- Развивать эстетическое восприятие и худо...