Мастер класс для педагогов "Нетрадиционные техники ИЗО"
план-конспект занятия по рисованию на тему

Пучкова Наталья Александровна


В мастер класс представлены два блока - теоретический и практический.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_izo_berezka.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов МКДОУ «Детский сад № 5 г. Беслана»

«Творческое экспериментирование

на занятиях изобразительной деятельностью в ДОУ»

…Дети не просто переносят на бумагу

что-то из окружающего мира, а живут в этом мире,

входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой.

В. Л. Сухомлинский

Актуальность

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

В процессе художественной деятельности у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.  Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Потребность в отображении своих жизненных впечатлений ребенок удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности, конструировании, художественном труде. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии изображения, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями.  Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Или же предлагает нестандартное использование самых обычных материалов. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

Мы с вами знаем, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Китайская пословица гласит: «Расскажи  - и  я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму ». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель проведения мастер класса:

Привлечение внимания педагогов ДОУ к детскому экспериментированию и нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

- знакомство с нетрадиционными техниками рисования;

- вовлечение педагогов в творческий процесс;

- экспериментирование в изобразительной деятельности.

Оборудование: столы стулья по количеству участников, ноутбук, проектор, экран, заготовки для граттажа, острые палочки, заготовки для фроттажа, картон, бумага, масляная пастель, схемы для айрис фолдинга, картон, цветная бумага, ножницы, линейки, заготовки для дудлинга, цветные гелиевые ручки, образцыработ, выполненных в нетрадиционной технике рисования.

Ход мастер класса

I блок (теоритический)

Видеопрезентация 1-2 слайд:

Добрый день, дорогие друзья. Всем известно, что развитие ребенка наиболее активно происходит в творчестве. С помощью бумаги, карандашей, красок ребенок познает окружающую действительность во всей ее красоте. Он сам становится творцом своего окружения, создает свой творческий мир, экспериментируя, создавая что-то новое, необычное, непохожее ни на что другое.

3 слайд:

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды творческой деятельности. Особая роль в развитии творческих способностей у детей принадлежит детскому экспериментированию. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в познавательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.

4 слайд:

Значение нетрадиционного рисования:

  • Имеет огромное значение в формировании личности ребенка.
  • Развивает мышление ребенка.
  • Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
  • Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша).
  • В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.
  • Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 лет.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности – например, занятия по проведению нетрадиционных техник рисования. С некоторыми из них я сегодня хочу вас познакомить.

Далее идет показ видеопрезентации с комментариями.

5 слайд:

МОНОТИПИЯ (от моно – один и греч. «типос» — отпечаток) это вид печатной графики, то есть единственное изображение, полученное способом отпечатка.

ДИАТИПИЯ (от греческого dia — сквозь, через) – это так называемая «обратная» монотипия.

АКВАТИПИЯ – способ печатания рисунков водяными красками. Техника очень напоминает гравюрную печать. В основном выполняется акварелью или гуашью.

6 слайд:

ЭБРУ – это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды.

7 слайд:

КЛЯКСОГРАФИЯ

Вариант1. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.

8 слайд:

РИСОВАНИЕ ВОСКОМ или ВОСКОВЫМИ КАРАНДАШАМИ – это один из «волшебных» способов рисования.

9 слайд:

РИСОВАНИЕ ШТРИХОМ – этот приём рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называется штрих.

10 слайд:

РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры.

11 слайд:

Познавательное рисование солью, клеем, песком, манной крупой и акварельными красками.

12 слайд:

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ.

13 слайд:

ОТПЕЧАТКИ ЛАДОШКАМИ, ЛИСТЬЯМИ, ШТАМПАМИ.

14 слайд:

НАБРЫЗГ.

15 слайд:

МОЗАИКА ИЗ БУМАГИ.

16 слайд:

ФРОТТАЖ происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.

17 слайд:

ГРАТТАЖ – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – техника царапания.

18 слайд:

ДУДЛИНГ – это техника рисования из простых фигур (точек, кружков, линий, черточек, закорючек – дудлов). Собираясь вместе, дудлы становятся удивительной картиной. В переводе с английского языка doodle — это каракули, не несущие никакого смысла.

19 слайд:

ЗЕНТАНГЛ – это запатентованная техника рисования, которая объединяет в себе занятие творчеством и медитацию. Классический зентангл рисуется на листах размером 8,9 х 8,9 см, с помощью повторяющихся элементов или узоров. В зентангле нет четкой узнаваемой картинки. Это сетка узоров.

20 слайд:

Iris Folding (айрис фолдинг) – радужное складывание, заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Для техники существует множество схем, шаблонов и картинок.

21 слайд:

Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания, нужно распространять их возможно шире и применять в жизни.

Н. А. Рубакин.

II блок (практичекий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по аппликации (техника бумажная пластика)

Аппликация – это один из видов изобразительной деятельности, с которым ребенок знакомиться уже в раннем возрасте. Занятия аппликацией очень полезно для малышей. Общение с бумагой незаметно влияет на о...

Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник рисования"

Мастер класс был подготовлен к конкурсу "Учитель года"...

Мастер-класс для педагогов "Техника изонити для дошкольников"

Ознакомление педагогов с техникой изонити, ее задачами в развитии дошкольников, обучение выполнению основных элементов техники....

Мастер - класс. Рисование в технике "Граттаж"

http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/uroki-risovanija/gratazh-v-detskom-sadu.html...

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования "Удивительное рядом" для педагогов дошкольного образования

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования. Предсавлены разные техники: монотипия, кляксография, набрызг, пластилинография, рисо...

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования с участием родителей и детей раннего возраста «Забавные отпечатки»

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятел...