«Изобразительное искусство в детском саду» (нетрадиционное рисование)
консультация по рисованию на тему

Малышева Елена Геннадьевна

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Изобразительное искусство в детском саду»

(нетрадиционное рисование)

У младших дошкольников изобразительная деятельность отличается тем, что в этом возрасте только начинается формирование каждого ее вида. У них ограничен объем изобразительных средств. Только совместная деятельность воспитателя и ребенка (сотворчество) способствует созданию условий для формирования художественно-образного начала. Поэтому в  этот период дошкольного детства целесообразно объединять виды изобразительной деятельности с большим или меньшим акцентом:

  • Рисование и аппликация
  • Аппликация и лепка
  • Рисование и лепка

У дошкольников среднего возраста  развивается художественно-образная основа изобразительной деятельности. Совершенствуются технические навыки и умения. Дети более любопытны, проявляют интерес к содержанию работы (лепки, рисунка, аппликации).

У старших дошкольников уже более четко дифференцируются виды изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка), поэтому ставятся задачи по обучению детей рисованию, аппликации и лепке. При условии взаимосвязи видов, работа строится по тематическому принципу, когда одна тема выполняется разными средствами рисунка, аппликации и лепки.

  Поэтому при планировании занятий необходимо предусмотреть как  занятия по отдельным видам (рисование, аппликация, лепка), так и занятия, предоставляющие дошкольникам возможность использовать разные изобразительные средства.

Рисование развивает творчество

В формировании личности малыша очень большое значение имеет рисование. Оно приносит неоценимую пользу и развивает как интеллектуальные способности, так и мышление. Ведь в то время, когда дети рисуют, включёнными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает мелкую моторику и память. Кроме того, при занятии рисованием ребёнок учится воображать и сочинять, думать и сравнивать. При этом запас знаний у него развивается постепенно, что очень хорошо в детском возрасте.

Что дают занятия по рисованию в дошкольных учреждениях

Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Малыши неуклюже пытаются изобразить увиденное с самого раннего возраста.

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию. Листочки, опавшие с деревьев осенью, помогут изобразить двор, засыпанный листвой. Нужно их только опустить в блюдце с краской и приложить к бумаге. А отпечаток ладошки можно сравнить со следами зверьков, оставленными на снегу. Занятия по рисованию хорошо развивают фантазию детей и дают возможность для проявления творчества и вдохновения, а также чувства красоты. При этом личность ребёнка получает гармоничное развитие.

Нетрадиционное рисование. Зачем оно нужно?

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

Нетрадиционные техники, используемые для рисования с детьми

В таком интересном и сложном процессе, каким для детей является рисование, самым лучшим будет использовать различные техники. Все они прививают любовь к изобразительному искусству. Большого внимания заслуживают нетрадиционные техники рисования в детском саду, которые дают детям простор для фантазии.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники помогают избежать этого, так как воспитатель вместо готового образца показывает лишь способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами.

Нетрадиционные техники вводят с самого раннего возраста, но на первых порах, пока ребёнок учится образно мыслить и правильно действовать своими ручками, взрослый должен принимать непосредственное участие в этом процессе. Привлекательны они для малышей возможностью достичь желаемого результата очень быстро. Хороша эта форма развития тем, что она очень интересна для любого ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Детей всегда привлекает рисование пальчиками и всей ладошкой, а также превращение обычной кляксы в презабавные фигурки. Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Выполняя такую работу, дети учатся также фантазировать и через различные цветовые гаммы выкладывать свои ощущения на бумагу. Пальцевая живопись как один из вариантов нетрадиционного изображения предметов

Когда используются нетрадиционные техники рисования в детском саду или дома, наилучшим вариантом может стать рисование при помощи пальчиков или всей ладошки. Такая техника может применяться даже в то время, пока малыш ещё маленький. При использовании этого метода очень хорошо развивается фантазия ребёнка. Ведь подушечками пальцев, обмакнутыми в краски, можно изобразить и цветы в подарок для мамы, и новогодние конфетти, и различные узоры на платье. А проводя пальчиками линии на бумаге, можно получить и более сложные предметы. Прежде чем начинать с малышом фантазировать, стоит на отдельном листе попробовать отпечатки различных частей ладошки, чтобы посмотреть, на что они будут похожи. При смене рук все отпечатки будут изгибаться в разные стороны. Такой вид живописи даёт детям возможность придумать и изобразить на бумаге целый сюжет, заставляет их мыслить образно.

Нетрадиционные техники рисования интересны не только малышам, но и детям средней, и старшей. У них имеются уже приобретённые навыки, поэтому воспитатели могут начинать применять обрисовывающие жесты. Малыш слушает рассказ взрослого, смотрит, как он жестами показывает сказанное, и стремится воспроизвести на листе сложившийся у него образ. Но всё-таки без наглядной натуры в этом возрасте ещё не обойтись. Одних слов и жестов может быть недостаточно, чтобы сложился определённый образ. Поэтому самым лучшим будет, когда перед глазами ребёнка находится натура, помогающая созданию правильного восприятия описываемого предмета или сюжета, оживлению детских представлений о нём. Это может быть игрушка, картинка или рисунок взрослого. К тому же перед детьми нужно положить несколько разновидностей подручных предметов. Они могут потребоваться для создания изображения. Это даст возможность для выбора, а также умения сравнивать и фантазировать.

Как нарисовать при помощи нетрадиционных техник времена года

Любая прогулка с детьми даёт возможность воспроизвести увиденное нетрадиционным методом. Такое чудесное время года, как зима, позволяет проявить множество фантазии для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге. Когда применяются нетрадиционные техники рисования, зима может быть нарисована с помощью кусочков ваты, губки или пенопласта, которые изображают снег, а также мелких блёсток, символизирующих его блеск. Рисовать с помощью подручных средств намного интереснее, ведь нужно применять ассоциативное восприятие и учиться сравнивать. При такой технике процесс того, как осыпаются листья и падает снег, можно показать методом разбрызгивания краски, а также использовать всевозможные материалы, которые вызывают ассоциацию с заданным сюжетом. Нетрадиционные техники рисования с детьми дают очень большие возможности для развития их воображения.

Какие материалы используются при нетрадиционном рисовании

Занятия по нетрадиционной технике рисования проводятся с использованием подручных материалов. Также нужно обратить внимание на предпочтения ребёнка при выборе инструментов для выполнения рисунков. Цвета, их оттенки, способы нанесения на бумагу наполняются мироощущением малыша и могут много рассказать о нём. Когда на занятиях применяется необычный материал, у детишек развиваются творческие способности и личностный настрой. Каждый малыш получает возможность ощутить незабываемые эмоции и отразить свои впечатления и настроение на бумаге. Нетрадиционные техники рисования в детском саду предполагают использование таких подручных материалов, как листва деревьев, манка и соль, пластилин, воск, песок, нитки. А инструментами, заменяющими кисти и карандаши, могут быть:

-  пальчики;

- зубные щётки;

 - поролон;

- картон.

В качестве изобразительного материала могут применяться и бросовые вещи, например пробки, старые пуговицы, бусинки.

Существующие виды нетрадиционного изобразительного искусства

Методика рисования в детском саду нетрадиционными способами подразумевает использование различных техник. Самыми распространёнными из них являются линотерапия, выполняемая с помощью ниток, которые окрашены в разные цвета, разбрызгивание красок зубной щёткой и кляксография. Также детям очень нравится рисование по мокрой или мятой бумаге, на воздушных шариках и ткани. Нарисованные детьми рисунки лучше всего вставлять в рамочки и вывешивать. Любому ребёнку будет приятно, что предметом его творчества любуются. Это поднимает самооценку малыша.-

По материалам  Александра Иванова

Читайте подробнее на SYL.ru: http://www.syl.ru/article/187607/new_netraditsionnyie-tehniki-risovaniya-v-detskom-sadu-metodika-risovaniya-v-detskom-sadu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ДЕТСКОМ САДУ.

На занятиях рисованем, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошекольни...

Виды и жанры изобразительного искусства в детском саду

Данная презентация о видах и жанрах изобразительного искусства содержит произведения, доступные для восприятия дошкольников, знакомящие дошкольников с видами и жанрами изобразительного искусства....

Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».

Цель: раскрыть роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста; познакомить с нетрадиционными техниками рисования в детском саду, обозначить их значимость в жизни ребенка; вызвать...

Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».

Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования»....

Изобразительное искусство в детском саду.

Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством позн...

Доклад Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных ...