Авторская программа кружка "Декоративное рисование с детьми подготовительной группы"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

Дашкина Татьяна Васильевна

Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно прикладным искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА «Декоративное рисование»

Пояснительная записка.

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,  Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 10 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 20 мин. Состав группы – одновозрастной (4 - 5 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

Цель кружка.

 -знакомить детей с декоративно–прикладным искусством, продолжать развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям (дымковская, филимоновская, городецкая, полхов-майданская, гжельская) и новых (хохломская, жостовская, мезенская роспись), прививать эстетический вкус, способствовать развитию у детей художественно – творческих способностей, усвоению эталонов красоты;

-развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение) через художественно – творческую деятельность;

-воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.

Задачи кружка.

1. Образовательная

Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.

Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).

Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.

2. Развивающая.

Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

Развивать творческие способности.

3. Воспитательная.

Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Учить работать самостоятельно.

Получить эмоциональный отклик на сделанную работу

Ожидаемые результаты.

К концу года ребенок должен уметь; создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских, городецких, полхов-майданских, гжельских  узоров; различать хохломские, жостовские и мезенские изделия; выделять элементы хохломской росписи (растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне), элементы жостовской росписи (букет на черном лаковом фоне) и элементы мезенской росписи (прямых и волнистых линий).

Программное содержание занятий.

№ занятия

Цель

Формы работы

Сентябрь 2014год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3,4

«В сказочном мире народных промыслов»

Расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно – прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка.

Октябрь 2014 год.

Занятие

№ 1,2

“ Украсить узорами юбку дымковской барыни ”

Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. Развивать чувство ритма,  цвета.  Закреплять интерес к русской  народной  игрушке.

Дымковские игрушки, картинки, иллюстрации, рисование, пальчиковая гимнастика.

Занятие

№ 3,4

«Филимоновская ярмарка»

 Вспомнить с детьми основные цвета росписи. Продолжать проявлять желание расписывать силуэты животных и людей филимоновскими узорами. Воспитывать любовь к русской народной игрушки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, филимоновские игрушки, физкультминутка, рисование, дидак. игра.

Ноябрь 2014 год.

Занятие

№ 1,2

“ Роспись панно «Городецкая птица» ”

 Закреплять знания детей о городецкой росписи, умение составлять узор, состоящий из цветов, бутонов, листьев. Показать детям изображения сказочных городецких птиц.  Совершенствовать умение составлять узор в форме.  Развивать творческую активность, интерес к народно-прикладному искусству.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 1,2

“ Изображение полхов-майданской сказочной веточки. »

Продолжать знакомить  детей с росписью Полхов – Майдана. Закремить умение  рисовать элементы Полхов – Майданской росписи –    веточку с листьями и ягодами.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Декабрь 2014 год.

       Занятие

         № 1,2

 «Роспись гжельской посуды»

Продолжать учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи. Закрепить знание о промысле, колорите, элементах росписи. Учить выбирать узор, кайму для росписи объемных форм. Закреплять приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки», концом кисти (спиралей, травинок, завитков, волнистых линий). Развивать творческую активность, интерес к рисованию.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка, подвижная игра.

Занятие

№ 3,4

«Народные игрушки»

(коллективная работа)

Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к русской народной игрушки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование.

Январь 2015 год.

Занятие

№ 1

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь.

Наблюдения, опрос, лепка.

Занятие

№2,3

«В гостях у Хохломы»

Рассказ об истории промысла. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Хохломском промысле. Учить узнавать хохломскую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение  к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок физкультминутка «Обведи узор». , подвижная игра.

Февраль 2015 год.

Занятие

№ 1,2

«Золотая Хохлома»

Формировать умение у детей выделять и рисовать в хохломской росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «ягодки».

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Занятие

№ 3,4

«Хохломская Уточка»

Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Март 2015 год.

Занятие

№ 1,2

«Знакомство с жостовской росписью»

 Рассказ об истории промысла. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Жостовском промысле. Воспитывать уважение  к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

     Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение.

               

Занятие

№ 3,4

«Поднос в стиле жостовской росписи»

Научить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, травку. Развивать у детей чувство композиции, умение красиво располагать узор на подносе. Воспитывать интерес к народным промыслам, уважительное отношение к труду взрослых, гордость за свою родину.

Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рисование.

Апрель 2015 год.

Занятие

№ 1,2

«Мезенская роспись»

Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физминутка.

Занятие

№ 3,4

«Кони и олени»

Продолжать знакомство с мезенской росписью. Учить рисовать простые геометрические орнаменты. Учить самостоятельно составлять узор из знакомых элементов данной росписи. Развивать фантазию детей.

Беседа, рассматривание иллюстраций,  физкультминутка.

Май 2015 год.

Занятие

№ 1,2

Диагностика

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май.

Наблюдения, опрос, рисование.

Занятие

№ 3-4

«Ярмарка» (итоговое занятие)

Закрепить умение создавать декоративные композиции по мотивам хохломских, жостовских и мезенских узоров. Создавать радостную творческую атмосферу. Воспитывать любовь к русской народной игрушки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование, физкультминутка, подвижная игра.

Литература, используемые при составлении программы:

1. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.

2. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. – М.: Просвещение, 2006.

3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.  

4. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

5. Дрожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки

6. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка.

7. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка авторских математических подвижных игр с детьми подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение     «Детский сад № 350 присмотра и оздоровления»Кировского района г.Казани    Методическая разрабо...

Методическая разработка авторских математических подвижных игр с детьми подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение     «Детский сад № 350 присмотра и оздоровления»Кировского района г.Казани     Методическая р...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Морское путешествие" (рисование ладошками)

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Морское путешествие" (рисование ладошками)...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Новогодняя елочка" (рисование по-мокрому)

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Новогодняя елочка" (рисование по-мокрому)...

Авторская программа кружка "Веселый английский" в подготовительной группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.        Язык для ребенка – это , прежде всего, средство развития, познания и воспитания.  Иностранный  язык  на ранней сту...

Конспект «Обо всем на свете» по ФЭМП с использованием авторского пособия «Квадрат Никитина» с детьми подготовительной группы

Программные задачи:Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;Закрепить знания детей о геометрических фигурах;Закрепить умение отгадывать математические загадки;Развивать счётн...