Кружок " Цветные ладошки"- нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста.
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Смирнова Наталия Юриевна

Все дети любят рисовать, испытывают интерес к творчеству и с удовольствием учатся. именно обучаясь, получают знания. Нетрадиционное рисование достовляет детям огромную радость . нетродиционное рисование-это оригинальное рисование без кисточки и карандаша, где развивается фонтазия воображение и дети учатся думать. Развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА  СОКОЛЬСКИЙ

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4

Принято на заседании                                                   Утверждено

Педагогического совета                                               Приказ от 31.08.2015г. № ________

Протокол №  1 от 31.08.2015г.                                   Заведующий МКДОУ детский сад №4                                                                   __________________ И.А. Котова                                                                                        

                                                                                             

ПРОГРАММА 

дополнительного образования по образовательной

области « Художественно – эстетическое развитие»

в средней группе МКДОУ детский сад №4

(Кружок « Цветные Ладошки»)

                 Разработчик:

                                            Смирнова Н.Ю. – воспитатель

                                                     

        

                                              п. Сокольское – 2016

          Кружок 

« Цветные ладошки»

http://victoriasahno.weebly.com/uploads/4/3/2/7/43275889/4285209_orig.jpg

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» разработана в соответствии ФГОС дошкольного образования на основе Программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» с использованием нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

                                           

                                                              Воспитатель: Смирнова.Н.Ю

                        I. Целевой раздел


                                 Пояснительная записка.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

     Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  4. Развивать творчество, фантазию.
  5. Активизировать детей при выборе тематики.
  6. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
  7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Программа разработана для детей 5-6 лет. Рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 36 занятий. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 25 минут.

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Принципы организации образовательного процесса в кружке:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуациях;

Методы работы:

Индивидуальный.

Групповой.

Наглядный.

Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Способы проверки:

- диагностические задания;

- выставки детских работ.

  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Целевые ориентиры:

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

-  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -расширение и обогащение художественного опыта;

-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

 -сформируются навыки трудовой деятельности;

 -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

 -умение находить новые способы для художественного изображения;

 -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

             

            II. Содержательный раздел.

Формы организации занятий

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Программа кружка предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов: 

  По источнику передачи и восприятия знаний:
    -словесные (рассказ, беседа),
    -наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
   -практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы
)  
 По характеру познавательной деятельности:

   -репродуктивные (воспроизводящий)
   -частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
По степени самостоятельности:
 -работа под непосредственным руководством педагога;
 -совместная работа;
-самостоятельная работа.

Нетрадиционные техники рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  • монотипия;
  • рисование свечой;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • рисование жесткой кистью (тычок);

                               Тематическое планирование

работы кружка по нетрадиционному рисованию с детьми среднего дошкольного возраста на 2016-2017г.

     Месяц

      №

Тема занятия

Программное содержание

  Октябрь

1

2

3

4

«Овощи, фрукты»

«Собираем ягоды»

«Огуречик, огуречик»

«Овощной салат»

«Апельсин и ананас»

 Продолжать учить детей технике пальчикового рисования.

 Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Учить детей технике рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей представление о зеленом цвете.

 Воспитывать у ребят внимание.

 Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца.

 Развивать чувства ритма и цвета.

 Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки.

 Продолжать учить детей наносить

на ладонь  гуашь двух цветов.

 Развивать у детей композиционные умения.

Ноябрь

5

6

7

8

9

«Деревья»

«Деревья с разноцветными листьями»

«Фруктовые деревья»

«Облетели с деревьев последние листочки»

«Осенний лес»

«Осень нашего края»

 Познакомить детей с новой техникой

«печать листьями».

 Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа.

 Развивать ориентировку в пространстве.

 Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева.

 Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом.

 Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

 Продолжать учить детей технике рисования на полиэтиленовой пленке.

 Сформировать у детей представления об изменении внешнего вида деревьев.

 Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет.

Показать прием печати по трафарету.

Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции.

Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги.

Продолжать учить рисовать деревья.

Подбирать колорит осени.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа.

Декабрь

10

11

12

13

«Птицы»

«Два петушка ссорятся»

«Каких я видел попугаев»

«У солнышка в гостях»

«Грач»

 Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка.

 Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

 Продолжать учить детей использовать технику монотипия.

 Развивать у детей чувство цвета и формы.

 Закрепить основные цвета.

  Продолжать знакомить детей с  новой техникой «рисование по сырой бумаге».

 Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге».

 Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями.

 Поощрять детское творчество.

Январь

14

15

16

17

«Животные»

«Ежик»

«Кто-кто в рукавичке живет»

«Звери под елочкой»

«Лев – царь зверей»

 Познакомить детей с новой техникой- кляксография.

 Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.

 Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

Продолжать  знакомить детей с  техникой - трафарет.

 Развивать у детей цветовосприятие и чувство композиции.

 Развивать фантазию.

 Продолжать знакомить детей с техникой кляксография.

 Развивать творчество у ребят через выбор цвета.

 Развивать усидчивость.

Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия, набрызг.

Развивать воображение.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Февраль

18

19

20

21

«Сказки»

«Жители страны Фантазии»

«Мышь и воробей»

«Ожившая сказка»

«Рисуем сказку «Колобок»

 Продолжать учить детей рисовать кляксы.

 Учить детей фантазировать.

 Закрепить название теплых оттенков.

 Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета.

  Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской.

 Воспитывать аккуратность.

  Развивать у детей образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

 Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка.

 Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.

Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета.

Закрепить умение пользоваться трафаретами.

Развивать воображение, наблюдательность, внимание.

Март

22

23

24

25

26

«Цветы»

«Открытка для мамы»

«Одуванчики»

«Астры»

«Цветы на клумбе»

«Весенние цветы»

 Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

 Развивать глазомер.

 Совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг).

 Воспитывать эстетический вкус.

 Продолжать совершенствовать навыки рисования кляксами.

 Развивать у детей координацию и силу движений.

 Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: монотипия, штампы, кляксы.

 Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета.

 Развивать творчество, воображение.

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.

Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.

Развивать творческое мышление и воображение.

Апрель

27

28

29

30

«Игрушки»

«Лошадка»

«Веселые зайчики»

«Плыви, плыви, кораблик»

«Петушок да курочка»

 Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования тычком и пальцами.

 Развивать эстетическое восприятие.

 Воспитывать интерес к народной игрушке.

 Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой.

 Совершенствовать умения детей подбирать цвета.

 Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

 Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.

 Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

 Учить детей изображать игрушки, передавая сходство с реальным предметом.

 Упражнять в проведении толстых и тонких линий при помощи пальцев.

 Развивать творчество у ребят.

    Май

31

32

33

34

«Загадки Кляксочки»

«В гостях у красок»

«Сегодня мы волшебники»

«Подарки для кошки Мурки»

«В гостях у Королевы-кисточки и Кляксочки»

Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники рисования.

Поддерживать интерес к изодеятельности.

Доставить детям радость и удовольствие.

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография.

Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне.

Развивать у детей фантазию, воображение.

Закрепить навыки и умения использования различных материалов для создания выразительного образа.

Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Воспитывать желание помочь друг другу.

Выявить знания детей полученные за год.

Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы.

Вызвать эмоциональный отклик, побуждать активно участвовать в развлечении.

            План работы с родителями

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Консультация по теме: «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей»

Октябрь

Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Ноябрь

Семинар-практикум N 1 «Знакомство со способами нестандартного раскрашивания»

Декабрь

Открытое занятие средний возраст «Я слепил снеговика»

Старший возраст «Разноцветная радуга» ( художественная викторина).

Январь

Фотовыставка

Февраль

Совместная выставка творческих работ детей

Март

Семинар – практикум N 2» Сочетание техник нестандартного раскрашивания с элементами лепки и аппликации

Апрель

Мастер – класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования

и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Май

Творческий отчёт о работе кружка

                          III. Организационный раздел

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема занятий

Количество занятий

1.

« Овощи и фрукты»

    4

2.

«Птицы»

    4

3.

«Животные»

    5

4.

«Сказки»

    4

5.

«Цветы»

    4

6.

«Игрушки»

    5

7.

« Деревья»

    4

8.

« Загадки Кляксочки»

    4

Всего занятий  за 1 год обучения 34.

Режим занятий:

В кружке занимаются дети  среднего возраста (4-5лет).

Группа в количестве 10 детей:

  1. Осин. Д
  2. Косулина. Н
  3. Веселова. А
  4. Иванов. А
  5. Люсов. А
  6. Гарина. В
  7. Пилигузова. Л
  8. Афонин. Г
  9. Логинов.С

   10.  Зимин В.

Периодичность занятий –  один раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий – 15-20 минут каждую среду. Занятия кружка  проводятся  с октября  по май 2015-2016 года. Кружок работает и в каникулярное время.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1.Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная.
4. Пастель, сангина, уголь.
5. Гуашь.
6. Восковые мелки.
7. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки. 
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).
15. Кнопки.
16.Доски для росписи.
17.Папка для черчения.
18.Ватман.
19.Английская соль.
20.Заготовки пасхальных яиц.
21.Разноцветный скотч

Перечень основных средств обучения

  • Музыкальный центр.
  • Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
  • Ноутбук.
  • CD-Плеер.
  • Телевизор.

Наглядный материал

  • Альбом «художники и их иллюстрации»;
  • Альбом «Рисуйте с нами»;
  • Альбом «Народный месяцеслов»;
  • Игры для восприятия цвета и развития руки;
  • Ватман;
  • Обои;
  • Фломастеры;
  • Акварель, гуашь, кисточки;
  • Печати – клише;
  • Трафареты;
  • «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования;
  • Бусинки, пуговицы;
  • Пробки

Список используемой литературы:

1.Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (Мозаика – Синтез, 2014 г.)

2.Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

3.К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

4.И. А. Лыкова . «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»,

 « Цветные ладошки» средняя группа.

5.И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития.

6.Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

7.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

6.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста

Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста...

Доклад Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста

Рекомендации педагога по нетрадиционной технике рисования с детьми...

Рабочая программа. Тема: Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и пе...

Выступление на педагогическом совете "Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста"

laquo;В одном мгновенье видеть вечность,Огромный мир — в зерне песка,В единой горсти — бесконечностьИ небо — в чашечке цветка.(Уильям Блейк)»...

Манкография-нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста.

Манкография-нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста. Всем известно, что детки любят играть с песком, но это им позволяет лишь летний период. А играть и рисовать манной крупой можно...

Консультация для родителей "Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителейНЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЖелание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренно...