Модифицированная программа "Яркие краски"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Устьянцева Елена Николаевна

Программа по нетрадиционному рисованию с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 общеразвивающего вида г.Томска


                    УТВЕРЖДАЮ:

                                                                 Зав. МБДОУ № 35 ________ Е.В.Фомина
                                                                 Принята  на педагогическом совете № 5

                                               Протокол № 5 от 31.05.2016г.


Модифицированная дополнительная программа

по художественному направлению
«Яркие краски»

для детей 3-6 лет







                                                                               Воспитатель:

                                                                                                                Устьянцева Елена Николаевна

г. Томск – 2016г.

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                                    4                                                                                      
  2. Ожидаемые результаты                                                                                 7
  3. Методическое обеспечение программы                                                         9
  4. Приложение                                                                                                      10
  5. Литература                                                                                                     42


                                                                   
Пояснительная записка

Каждый ребенок с младшего дошкольного и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все: что слышит и знает, запахи. Зачем и почему рисуют дети?  В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее.

Рисование  приносит  много  радости  дошкольникам, копируя  окружающий  мир, они  изучают  его. Как правило, занятия  в дошкольных  учреждениях  чаще  сводятся  к стандартному  набору  изобразительных  материалов  и традиционным  способам  передачи  полученной  информации. Но этого  недостаточно  для  развития  творческих  способностей  детей.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается  возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Настоящая Программа  составлена на основе методических пособий: Лыковой И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» и Казановой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники) и имеет художественно-эстетическую направленность. Программа «Яркие краски» позволяет  сформировать у детей  умения действовать  с разнообразными  по  качеству и свойствам  материалами, использовать  нетрадиционные  способы  изображения предметов окружающего мира, развивать  творчество  детей. Следовательно, программа способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка через изобразительную деятельность, а также позволяет дополнительно решать в детском саду задачи таких образовательных областей как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», что способствует формированию у детей социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений как итогового результата освоения основной образовательной программы детского сада.


Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать и творить. 

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее калейдоскоп творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и  неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Новизна и отличительная особенность программы

«Яркие краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы:

Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной  деятельности средствами нетрадиционного рисования.

Ведущие задачи:

–  Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

– Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Программа  «Яркие краски » является модифицированной и имеет художественную направленность. Срок реализации данной программы – 3 года. Организованная образовательная деятельность проводится с детьми 2 раза в неделю.  Максимальная численность групп не более 15 детей. Продолжительность одного занятия согласно  СанПиН, обусловлена возрастными особенностями:

- для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) – 15 минут;

- для детей 4-5 лет (средняя группа) – 20 минут;

- для детей старшего дошкольного возраста – не более 30 минут.

Структура программы предполагает постепенное  расширение и существенное развитие умений и навыков детей, их более глубокое освоение путем последовательного прохождения  по годам развития с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Содержание программы усложняется по годам обучения за счет используемых материалов, техник и способов выполнения.

Последовательность  в тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание занятий предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.

Занятия дополняют содержание основной образовательной программы по изобразительной деятельности в МБДОУ. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.

Ожидаемые результаты

Посредством программы «Яркие краски »  педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как, представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки;

- расширение и обогащение художественного опыта;

- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

- сформируются навыки трудовой деятельности;

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

По итогам первого года обучения у детей буду сформированы следующие умения и навыки:

-Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, печатанье по трафарету, рисование поролоном.

-Украшать силуэты игрушек элементами дымковской, хохломской росписи.

-Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

-Делать фон для своей будущей работы.

-Составлять узоры и предметы из геометрических фигур.

По итогам второго года обучения у детей буду сформированы следующие умения и навыки:

-Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.

-Знать особенности изобразительных материалов.

-Выполнять рисунки, используя изученные нетрадиционные техники и приемы рисования.

-Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

-Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

-Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.

По итогам третьего года обучения у детей буду сформированы следующие умения и навыки:

-Знать разные виды изобразительного искусства: графика, живопись, декоративно-прикладное и народное искусство.

-Находить выразительные средства для воплощения образов в рисунке.

-Свободно применять в своих работах различные нетрадиционные техники и способы рисования.

-Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на различные темы.

-Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.

-Свободно экспериментировать с различными материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.

-Изображать один и тот же предмет различными способами и техниками рисования.

-Применять полученные знания и умения на практике.

                                                             Методы и формы диагностики: 
Наблюдение за детьми в процессе практического выполнения ими работ по заданным критериям (диагностическая карта, см. Приложение 1)

Методическое обеспечение программы

Используемые нетрадиционные техники:

-рисование пальчиками;

-рисование из ладошек;

-тычок жесткой кистью;

-скатывание бумаги;

-оттиск  поролоном;

-оттиск печатками;

-отпечатки листьев;

-восковые мелки и акварель;

-кляксография;

-монотопия предметная;

-монотопия пейзажная.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

В рамках занятий кружка «Яркие краски » дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Для реализации  программы  «»  необходимо дидактическое обеспечение:

-Наглядные пособия, образцы работ, сделанные детьми;

-Слайды, видео-аудио пособия;

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

-Участие в  выставках и конкурсах детского творчества разного уровня

-Творческие отчеты – организация выставки работ кружка, презентации.

-Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

Приложение

Приложение 1

Диагностические карты

1-й год обучения:

ФИ ребенка

1

2

3

4

5

Ребенок имеет следующие умения и навыки:

1.  владеют техниками нетрадиционного рисования: пальчиками, ладонью, печать по трафарету, рисование поролоном и т.д.;

2.  украшать силуэты игрушек элементами дымковской, хохломской росписи;

3. подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;

4.  делать фон для своей будущей работы;

5. составлять узоры и предметы из геометрических фигур.

2-й год обучения:

ФИ ребенка

1

2

3

4

5

6

7

Ребенок имеет следующие умения и навыки:

  1. проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства;
  2. знать особенности изобразительных материалов;
  3. выполнять рисунки, используя изученные нетрадиционные техники и приемы рисования;
  4. использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
  5. выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
  6. использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства;
  7. изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.

3-й год обучения:

ФИ ребенка

1

2

3

4

5

Ребенок имеет следующие умения и навыки:

  1. Знать разные виды изобразительного искусства: графика, живопись, декоративно-прикладное и народное искусство.
  2. Находить выразительные средства для воплощения образов в рисунке.
  3. Свободно применять в своих работах различные нетрадиционные техники и способы рисования.
  4. Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на различные темы.
  5. Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
  6. Свободно экспериментировать с различными материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.
  7. Изображать один и тот же предмет различными способами и техниками рисования.
  8. Применять полученные знания и умения на практике.

Приложение 2

Календарно-тематический план первого года обучения

Младший дошкольный возраст

Месяц

№/п

Тема

Программное содержание

Кол-во

часов

Сентябрь

1

Мой любимый дождик

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Развивать умение рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство; воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

1

2

Бабочка

Продолжать знакомство с творческим процессом – рисование пальчиком. Закреплять знание цветов (красный, жёлтый). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Развивать стремление проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

1

3

Рябинка

Развивать умение детей рисовать кисточкой веточку рябины. Развивать умение рисовать пальчиком ягоды.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

5

Веселые мухоморы (первое занятие)

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить ранее полученные навыки по закрашиванию шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.

1

6

Веселые мухоморы (второе занятие)

Закрепить навыки наклеивания. Совершенствовать умения и навыки рисовать травку пальчиками (или кисточками на бумаге). Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа)

1

7

Золотые листочки

Знакомство с техникой оттиска осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. Воспитывать чувство цвета, красоты, удовлетворения от работы.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

Октябрь

1

Ягоды и яблочки

Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Развивать умение рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

1

2

Вкусный компот

Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность.

1

3

Моя любимая чашка

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Воспитывать аккуратность.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Осеннее дерево

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия мира природы, эстетического отношения к окружающему миру; развивать ритм и цветовосприятие,  навыки коллективной деятельности.

1

6

Ветка рябины

Скатывание салфеток, оттиск печатками. Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Совершенствовать умения и навыки изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много).

1

7

Птички клюют ягоды

Закрепить навыки рисования. Развить чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Ноябрь

1

Мои любимые домашние животные

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью –имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.  Развивать умение наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

1

2

Нарядные матрешки

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

1

3

Украшение чайного сервиза

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Свитер для друзей

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор

1

6

Воробей

Совершенствовать умения и навыки детей рисовать руками путём прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием крышки, набирая краску с поддона, а глаз кончиком кисти.

1

7

Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?

Упражняться в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Развивать умения рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Декабрь

1

Маленькой елочке холодно зимой

Закрепить умение рисовать пальчиками. Способствовать развитию умения наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки), рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация).  Воспитывать аккуратность.

1

2

Утёнок

Закреплять умение рисовать методом тычка, прививать аккуратность при рисовании, закреплять название птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату.

1

3

Горка

Развивать умение детей рисовать горку горизонтальной, вертикальной и диагональной прямой, закрашивать её. Закреплять знания о белом цвете, снеге, умение тонировать поролоном землю. Развивать моторику рук, внимание, точность движения, аккуратность в работе с кистью, водой, губкой. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание обыграть рисунок.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Зайчишка

Тычок жесткой полусухой кистью. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Развивать умение наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

1

6

Дерево в инее

Способствовать развитию умения изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь - украсить дерево.

1

7

Мои рукавички

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Январь

1

Елочка пушистая, елочка нарядная

Упражняться в технике тычкования. Развивать умение использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.

1

2

Снегирь

Способствовать развитию умения изображать птицу – снегирь, используя трафарет; рябинку, используя «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать поролоновым тампоном. Развивать мелкую моторику, речь, аккуратность умение дорисовать деталь кистью, внимание, ориентировку на листе, точность действий руки. Воспитывать чувство красоты, старание, положительные эмоции от творчества.

1

3

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

4

Веселый снеговик

Способствовать развитию умения передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности как фактура

1

5

Домик

Способствовать развитию умения изображать домик с помощью мелков из разных прямых линий, закрашивать плотно и ровно, метель с помощью разведённой акварели и щетинистой кисти. Закреплять навык аккуратной работы кисточкой, карандашами, опрятности на столе. Развивать творчество, моторику рук, речь, воображение. Воспитывать интерес к рисованию, желание работать самостоятельно, видеть красоту в картинах, желание помочь зверям.

1

6

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Февраль

1

Автомобиль

Способствовать развитию умения дорисовать машине детали: окна, колёса, двери, закрашивать аккуратно, внутри контура. Закреплять умение рисовать мелками, фломастерами; тонировать дорогу щетинистой кистью и коричневой разведенной акварелью. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, аккуратность в работе, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими части легковой машины.

1

2

Рыбки в аквариуме

Рисование ладошкой, пальчиками. Способствовать развитию умения «превращать» отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

1

3

Закат

Рисование пальчиками. Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля (цветочек). Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции.

1

6

Весёлый и грустный мишка

Способствовать развитию умения рисовать медведя в технике «симметричная монотипия», рисовать быстро, смешивать коричневую краску. Закреплять умения в работе с палитрой, водой. Развивать речь, навык работы гуашью, губковым тампоном, умение дорисовать детали ватной палочкой. Воспитывать желание сделать подарок родным, чувство неожиданности и радости.

1

7

Мои любимые животные из сказок

Упражняться в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Март

1

Кот – Полосатик

Способствовать развитию умения дорисовывать детали у кота, полоски на теле с помощью ватной палочки, смешивать оранжевый цвет, дорисовать композицию. Закреплять умение пользоваться палитрой, гуашью, водой при смешивании красок. Развивать внимание, цветовосприятие, аккуратность, ориентировку при рисовании в контуре, точность движений. Воспитывать творчество, самостоятельность, желание помочь.

1

2

Ветка мимозы в подарок маме

Скатывание салфеток. Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.  Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

1

3

Тюльпаны

Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности.  Развивать цветовосприятие.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Солнышко

Упражнять в технике печатания ладошкой. Способствовать развитию умения быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка.

1

6

Воздушные шары

Способствовать развитию умения рисовать печатками, прикладывая их к листу, закрепить знание цветов (красный, жёлтый). Продолжать учить выполнять работу аккуратно.

1

7

Божьи коровки на лужайке

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков.

1

Апрель

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

1

Жили у бабуси два веселых гуся

Способствовать развитию умения использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.

1

2

Веселая птичка

Способствовать развитию умения рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.

1

3

Волшебные картинки

Рисование восковыми мелками (волшебный дождик). Способствовать развитию умения аккуратно закрашивать лист жидкой краской.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Божья коровка

Продолжать закреплять умения в технике печатания печатками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату.

1

6

Подснежники

Рисование в технике тычка. Способствовать развитию умения детей рисованию тычками, создавая форму цветка.

1

7

Мишка косолапый

Способствовать развитию умения рисовать медведя по контуру тычком. Закрепить знание цвета (коричневый, чёрный). Прививать интерес к рисованию.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Май

1

Плывёт, плывёт кораблик

Способствовать развитию умения изображать море с помощью восковых мелков, разведённой акварели. Закреплять умение тонировать половину листа. Развивать речь, моторику рук, внимание, аккуратность, умение на листе ориентироваться, понимать положение неба, земли, закрашивать карандашами, не выходя за край. Воспитывать творчество, желание обыграть свой рисунок корабликом из оригами.

1

2

Жучок

Продолжать закреплять умения в технике печатания печатками, закреплять знание цветов (коричневый, чёрный), радоваться полученному результату.

1

3

Знакомство с клюквой

Продолжать учить детей рисовать пальчиком, познакомить детей с ягодой клюквой, закрепить умение рисовать предметы округлой формы, воспитывать активность, внимание, учить радоваться полученному результату.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Цветочек радуется солнышку

Упражнять в технике печатания печатками. Способствовать развитию умения рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг.  Развивать чувство композиции.

1

6

Радуга

Способствовать развитию умения рисовать радугу из цветных полосок. Закреплять умение смешивать цвета, пользоваться палитрой. Развивать цветовосприятие, точность действий при нанесении полосок радуги, ориентировку на листе, умение дорисовать композицию. Обогащать словарь названиями цветов. Воспитывать любознательность, положительные эмоции от работы с красками, чувство красоты.

1

7

Сиреневый букет

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.  

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Итого:

72

     

Приложение 3

Календарно-тематический план второго года обучения

Средний дошкольный возраст

Месяц

№/п

Тема

Программное содержание

Кол-во

часов

Сентябрь

1

Подсолнухи

Способствовать развитию умения рисовать пальчиками  стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции

1

2

Ветка вишни

Способствовать развитию умения детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания словесного искусства.

1

3

Укрась платочек        

Способствовать развитию умения украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Осеннее дерево        

Познакомить с приемом печати печатками. Развивать чувство композиции.

1

6

Жёлтый одуванчик

Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти.

1

7

Осенний букет        

Познакомить с приемом печати

листьями

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Октябрь

1

Заготовка на зиму "Компот из яблок"        

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Способствовать развитию умения рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

1

2

Улитка  

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Способствовать развитию умения детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям

1

3

Мои игрушки

Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Нарисуй воздушные шарики и укрась их

Способствовать развитию умения рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатками.

1

6

Грибы в лукошке       

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

1

7

Два петушка        

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Ноябрь

1

Рябинка

Способствовать развитию умения рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.

1

2

Мои любимые рыбки

Способствовать развитию умения обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

1

3

Котёнок

Способствовать развитию умения детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Первый снег        

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

1

6

Укрась шарфик

Познакомить с печатью по трафарету. Способствовать развитию умения украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство композиции, ритма.

1

7

Цыпленок

Способствовать развитию умения детей наклеивать ватные диски, аккуратно их раскрашивать, «оживлять" картинку с помощь ватных палочек 

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Декабрь

1

Зимний лес        

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

1

2

Осьминог

Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию.

1

3

Мои рукавички        

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Овечка   

Упражнять тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть. Закрепить умение рисовать пальчиками и  сухой кистью.

1

6

Морозные узоры

Упражнять в  изображении с помощью ладошки; вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; подвести детей к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком - красочным силуэтом; воспитывать аккуратность

1

7

Укрась елочку бусами

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания печатками. Развивать умение чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Январь

1

Ёлочка пушистая, нарядная

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

1

2

Снежок

Закрепить у детей навык рисования восковыми мелками, тонировать фон.

1

3

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

4

Крючка, Злючка и Зака - Закорючка

Закрепить у детей навык рисования пальчиками, добиваясь равномерного нажима, распределения точек на изображении; развивать в детях воображение, самостоятельность, инициативность; учить создавать композицию, планировать свои действия.

1

5

Снеговичок    

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Способствовать развитию умения  дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.  

1

6

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Февраль

1

Чашка

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Способствовать развитию умения  дорисовывать предмет.

1

2

Ягоды и фрукты

Способствовать развитию умения  рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. 

1

3

Укрась медвежонку рубаху

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Развивать умение выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Цветочек для папы

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

1

6

Кораблик в море

Способствовать развитию умения  рисовать кораблики, используя простейшие формы. Закрепить умение раскрашивать рисунок, не выходя за края. Украшать рисунок, используя ватные палочки.

1

7

Плюшевый медвежонок        

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Март

1

Ваза с цветами

Продолжать учить детей рисовать ладошкой, прикладывая их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур.

1

2

Мимоза для мамы        

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

1

3

Смелый заяц

Закрепить применение нетрадиционной техники рисования - тычок жесткой полусухой кистью;
развивать воображение, творческие способности; продолжать вызывать у детей яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Животные

Способствовать развитию умения  рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. 

1

6

Воробьи в лужах

Закрепить у детей навык рисования ладошкой; способствовать развитию умения  создавать композицию, планировать свои действия; добиваться у детей понимания выразительности этих техник рисования

1

7

Весеннее солнышко

Закреплять  технику печатанья ладошками. Развивать умение наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Апрель

1

Неваляшка     

Совершенствовать умения и навыки рисовать печатками различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий.

1

2

Кусочек сыра для мышонка

Закрепить умение комкать салфетки, создавать объемное изображение, дорисовывать детали восковыми мелками и черной гелевой ручкой. Развивать чувство композиции.

1

3

Ракеты в космосе

Развивать умение смешивать различные краски прямо на листе бумаги, закрепить умение печатать по трафарету.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Подарок для кошки Мурки

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

1

6

Пушистые картинки

Продолжать обучать рисовать в нетрадиционной технике - тычок; добиваться у детей понимания выразительности этой техники рисования; развивать творческие способности детей

1

7

Грачи прилетели.

Закреплять умение детей рисовать способом тычка. Расширять знания детей о перелётных птицах.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Май

1

Укрась свитер

Совершенствовать умения в технике тычка жесткой кистью. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

1

2

Насекомые

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. 

1

3

Расцвели одуванчики

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы (большие и маленькие овалы и круги), учить располагать цветы по всему листу бумаги. Расширять представления о первых весенних цветах.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Укрась зонтик

Совершенствовать умения в печатании печатками. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

1

6

Путешествие в сказку

Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой (пальцем или ватной палочкой) развивать мелкую моторику рук.

1

7

Яблони в цвету

Развивать умение детей создавать образ ветки дерева способом выдувания. Закреплять умение рисовать цветы яблони ватными палочками..Обратить внимание на выразительные свойства формата. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия мира природы.

2

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

Итого:

72


Приложение 4

Календарно-тематический план третьего года обучения

Старший дошкольный возраст

Месяц

№/п

Тема

Программное содержание

Кол-во

часов

Сентябрь

1

Летний луг

Восковые мелки + акварель. Закрепить ранее усвоенные умения и навыки данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

1

2

Укрась вазу для цветов

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции

1

3

Бабочки, которых я видел летом

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Ежики

Закрепить умение пользоваться техникой – тычок жесткой кистью. Развивать умения выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительного прорисовывания карандашом. Соверщенствовать умения детей в  дополнении изображения подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

1

6

Ветка рябины

Развивать умения анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками,  прием примакивания (для листьев).  Развивать чувство композиции.

1

7

Дымковские узоры

Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Соверщенствовать умения детей комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

2

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Октябрь

1

Осенние листья

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев)

1

2

Осенний пейзаж

Соверщенствовать умения детей использовать в рисовании жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных. Развивать чувство композиции

1

3

Астры или георгины в вазе

 

Соверщенствовать умения детей анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.

2

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Я шагаю по ковру из осенних листьев

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Соверщенствовать умения детей смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

1

6

Роспись дымковского коня

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

1

7

Мое любимое платье или свитер

Оттиск печатками, рисование пальчиками. Закрепить умение украшать платье или свитер простыми узорами, используя в центре крупное одиночное украшение, а по вороту – мелкий узор в полосе.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Ноябрь

1

Мое любимое дерево осенью

Развивать умения отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники изображения. Развивать чувство композиции

1

2

Я люблю пушистое,

я люблю колючее

Тычок жесткой кистью, оттиск поролоном. Упражнять в умении детей в различных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции.

1

3

Узор на разделочной доске (городецкая роспись)

Закрепить знания детей о городецкой росписи, ее колорите и элементах. Развивать умение украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Первый снег

Совершенствовать умения и навыки рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками.

1

6

Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?»

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.

1

7

Узор на тарелочке (городецкая роспись)

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом и элементами. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Декабрь

1

Животные, которых я сам придумал

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

1

2

Сухой букет

Совершенствовать умения и навыки в применении выразительных средств графики (пятно, штрих, линия). Развивать чувство композиции.

1

3

Мои любимые снежинки

Развивать умения украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Домик для Снегурочки

Закрепить умение работать восковыми мелками и акварелью. Развивать творческое воображение  через создание сказочного домика. Уметь передавать личное отношение к объекту изображения.

1

6

Птицы волшебного леса

Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Совершенствовать умения и навыки рисовать птицу в волшебном саду. Развивать чувство композиции.

1

7

Елочка нарядная

Совершенствовать умения и навыки в изготовлении плоскостных елочных игрушек (в технике восковые мелки +  акварель) для украшения елочки. Развивать воображение, цветовосприятие

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Январь

1

Я в волшебном лесу

Совершенствовать умение в художественных техниках: печатание поролоном по трафарету, тычок жесткой кистью. Развивать умение в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

1

2

Обои в моей комнате

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

1

3

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

4

Филин

Развивать умение создавать выразительный образ филина, используя технику тычка. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами.

1

5

Сказочные цветы

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя приемы работы с восковыми мелками и акварелью. Развивать воображение. Чувство ритма, цветовосприятие.

1

6

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Февраль

1

Я в подводном мире

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Совершенствовать умение «превращать» отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции.

1

2

Пингвины на льдинах

Развивать умение изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

1

3

Пингвины на льдинах.

Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Портрет  зимы

Мелки, акварель, черная гелевая ручка. Закреплять умение рисовать фигуру человека, украшать характерными деталями

Развивать чувство цвета.

1

6

Семеновские матрешки

Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуке матрешки. Развивать цветовосприятие.

1

7

Домашний любимец

Совершенствовать умения в технике тычка жесткой кистью. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Март

1

Ветка с первыми листьями

Продолжать учить определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции.

1

2

Открытка для мамы

(мамины  любимые цветы)

Развивать умение украшать цветами (печать по трафарету) и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Совершенствовать умения и навыки располагать изображения на листе по-разному.

1

3

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Подснежники для моей мамы

Совершенствовать умения и навыки рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

2

6

Чудесные платки

Познакомить детей с павлово-посадскими платками, выделить колорит, и элементы узора. Развивать умение рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово-посадских платков. Развивать чувство ритма.

1

7

Фрукты на блюде

Развивать умение составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных  частей, отображать эти признаки. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Апрель

1

Ранняя весна

Развивать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Развивать умение складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

1

2

Расцвели чудесные цветы

Познакомить с жостовским промыслом. Выделить колорит и элементы узора. Совершенствовать умения и навыки рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосриятие.

1

3

Звездное небо

Совершенствовать умения и навыки в  создании образа звездного неба, используя смешение красок и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Звери

Развивать умение создавать образ животного, используя технику тычка. Развивать умения пользоваться средствами графики.

1

6

Мы гуляем

Продолжать знакомиться с техникой оттиска смятой бумагой, создавая образ деревьев. Совершенствовать умения и навыки  рисовать несложную композицию, передавать облик человека.

1

7

Чудесный букет

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Совершенствовать умения и навыки изображать букет в технике монотипии.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Май

1

Наши черепахи на прогулке

Совершенствовать умения в изобразительной технике: восковые мелки + акварель. Совершенствовать умения и навыки отображать в рисунках облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

1

2

День победы

Продолжать учить рисовать тычками. Совершенствовать умения и навыки передавать образ цветов – гвоздик к Дню победы.

1

3

Как я люблю одуванчики

Совершенствовать умения в изобразительных техниках: восковые мелки + акварель, тычкование. Совершенствовать умения и навыки отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

1

4

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

5

Игрушки, которые мне нравятся

Закрепить знания о дымковских игрушках и семеновских матрешках, их колорите и узоре. Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции.

1

6

Березовая роща

Закрепить умение рисовать восковыми мелками и акварелью. Совершенствовать умения и навыки создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции.

1

7

Я составляю букет

Продолжать закреплять знания о павлово-посадских, житовских, городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его.

1

8

Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1

Итого:

72

Приложение 5

Нетрадиционные техники рисования

Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование  ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тычок  жесткой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Скатывание  бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск  поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск  печатками

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку  к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и печатка.

Оттиск  смятой  бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Отпечатки  листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Восковые  мелки и акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Кляксография  

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Монотипия  предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия  пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.


Литература

1.Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. – 352 с.

2.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М: «Карапуз – Дидактика», 2007. – 144с.

3.Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2006 – 128с.

4.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. -  96с.

5.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

6.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

7.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А

Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

программа позволяет организовать работу кружка по изодеятельности, которая предполагает использование различных техник  рисования, лепки, конструирования, предлагает перспективное планирование да...

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Модифицированная программа по формированию знаний основ цветоведения дошкольников "Гармония цвета"

Содержание программы ориентировано на знакомство детей  с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом.  Программа включает три раздела: «Цветовое восприятие мира»....

Модифицированная (авторизованная) программа «Обучение дошкольников английскому языку» для детей в возрасте от 5 до 7 лет

программа для ведения кружковой работы с детьми 5-7 лет в детском саду, с перспективным планированием непосредственной образовательной деятельности, дающей детям основные понятия, диагностические мате...

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...