Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.
материал по рисованию (подготовительная группа) на тему

Копченко Татьяна Николаевна

Игровые приемы со старшими дошкольниками на занятиях изобразительной деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью  дошкольников.

Как показывают наблюдения,  дошкольник с радостью откликается на игровые приемы, а в самостоятельной художественной деятельности он нередко рисует и лепит играя.

 Возрастные особенности дошкольников, присущая  им любовь к игре подсказали возможность использования  игровых приемов в художественно-эстетическом  развитии: рисовании, лепке, аппликации.

С одной стороны, игровые приемы должны быть направлены на решение дидактических задач. С другой, должны обладать признаками  игры. Поэтому одним из признаков игрового приема является игровая задача.

Игровая задача — своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку».

В процессе использования игрового приема происходит развитие игрового замысла и игровых  действий, с помощью которых  и решается интересная для детей игровая задача. Так, «чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация), сажают в них зайчиков, они плывут по реке, выбираются на берег. Лодки с кривым парусом могут перевернуться, в них зайцы не хотят садиться. Дети ремонтируют такие лодки.

В тех случаях, когда дошкольники увлечены происходящими на занятии событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения.

Таким образом, игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом с целью обучения и воспитания детей.

Игровые приемы могут строиться с использованием, содержания знакомых для детей игр. Наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых, неожиданных ситуациях, предложенных взрослым. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу.

Педагоги чаще всего используют следующие игровые приемы:

 — обыгрывание предметов, игрушек. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать.

В процессе использования этого приема воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к самостоятельной постановке задач (Кого зайчик боится? Как ему помочь?). Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог); пожалеть, погладить  и т. д.

Данный прием используется  в работе со старшими дошкольниками. Следует только помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) и действиям с ним у детей этого возраста преобладает интерес к общению людей, взаимодействию их между собой.

 Прием обыгрывания игрушки  используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Другой прием — обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей. Следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с еще не законченным (создаваемым).

 Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения применяется по окончании рисования (лепки).

Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если нарисована (вылеплена) птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна и т. д.

Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными и в большей степени зависят от того, объемное изображение или плоскостное. Рисунок может обыгрываться с помощью игрушек. Например, пчела садится на красивые цветы, которые нарисовали дети.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. В этом основное назначение данного игрового приема.

Крайне важно, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины успехов и неудач. Даже самые маленькие дети понимают, почему колобок скатился с нарисованной дорожки и заблудился в лесу: дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижается, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно выполняют новое изображение, исправляя ошибку.

Другая разновидность приема — обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Этот прием направлен на руководство процессом изображения, он как бы сопровождает его, включается в него.

Способы выполнения игрового действия в данном приеме разнообразны. Например, воспитатель, увидев рисунок, на котором изображена девочка в шубке, спрашивает её: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым подсказывая ребенку возможность выполнения более выразительного рисунка.

В руководстве  изобразительной деятельностью        возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль художника фотографа, строителя, покупателя. Их деятельность на занятии мыслится, ка деятельность взрослых.

Предлагая детям роль, педагог вызывает интерес к заданию, желание выполнять его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявленные ему требования.

Таким образом, игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддержать интерес к деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы обучения детей изобразительному искусству

Основной целью образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» является развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств,...

Игровые приемы в детской изобразительной деятельности

Игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности у младших дошкольников имеют свою специфику. Ребенок-рисовальщик в период младшего дошкольного возраста похож на ребенка, играющего в режиссе...

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью детей

Игра - ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Данная методическая  разработка раскрывает те игровые методы и приемы, которые помогают воспитателям заинтересовать детей,  помоч...

Игровые технологии в руководстве изобразительной деятельностью.

Игра особенно близка изобразительной деятельности, т.к. они по своей сущности проявление детского творчества. Чем меньше ребенок, тем большее место  в его воспитании и обучении должна занимать иг...

Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью в средней группе.

Значительное место в данной возрастной группе занимают сюжетно-ролевые игры и их разновидность – «режиссерские» (индивидуальная сюжетная игра с игрушками).Продумывая содержание игров...

Использование игровых технологий в руководстве изобразительной деятельностью дошкольников

В работе описываются продуктивные виды деятельности ребенка. Разноборазные методы и приемы работы с детьми. Приведены дидактические игры и упражнения....

"Игровые приемы на занятиях изобразительной деятельностью" во второй младшей группе

Доклад на Тему "Игровые приемы на занятиях изобразительной деятельностью.Наверно все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их ли...