Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки" для средней группы (4-5 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Коротоякский детский сад

Утверждаю:

Заведующая МКДОУ Коротоякский детский сад

        Т.А. Лазарева

«    »        2017 г.

Рабочая программа

дополнительного образования

кружка «Цветные ладошки»

(для детей среднего возраста)

Воспитатель: Жемчужникова И.В.

Пояснительная записка

    Программа  составлена   на основе Программы художес твенного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой  И.А.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего, Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. 

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Изобразительная деятельность в средней группе

Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет

Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..

В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:

► Поддерживать интерес детей к народному  и  декоративному  искусству (дымковская,    филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.

► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.

► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

►Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)

►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).

►Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись,) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).

► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;

► Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).

► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.

► Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.

►Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

► В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.

► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

 

 

Перспективное  тематическое планирование занятий

в средней группе (4-5 лет)

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Весёлые картинки»

 

 

 

 «В лесу»

 

«Цветочная клумба»

 

 

 

«Весёлый поезд»

 

 

Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками

Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей.

      Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка(красивое расположение, украшение декоративными элементами)
    Рассматривание вида из окна.

Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков.

Октябрь

«Храбрый петушок»

 

 

 

 «Листопад и звездопад»

 

«Яблочко спелое»

 

 

 «Кисть рябины красной»

Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта

      Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста

         Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами

         Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник.

Ноябрь

«Мышь и воробей»

 

 

 

 

«Зайка серенький стал беленьким»

 

 «Бабушкин домик»

 

 

 

 

 «Сказочный дворец»

Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробей)

    Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю - раскрашивание бумажного силуэта серого цвета  белой гуашевой краской.

 Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери.

 

Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

Декабрь

«Котятки и перчатки»

 

 

 

«Наша ёлочка»

 

 

 

 

 

 

«Сказочные птицы»

 

 

 

 «Забавные животные»

   Изображение и оформление «перчаток»

(или «рукавичек») по своим ладошкам -

правой и левой. Формирование графи-

ческих умений - обведение кисти руки с

удерживанием карандаша на одном рас-

стоянии без отрыва от бумаги. Создание

      Рисование новогодней ёлки гуашевы-

ми красками с передачей особеннос-

тей её строения и размещения в прост-

ранстве. Выбор конкретных приёмов

работы в зависимости от общей формы

художественного объекта .

  Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам); передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

 Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина;  учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать

 

Январь

«Зимние забавы»

 

 

 «Клякса»

 

 

 

«Дворец для снегурочки»

 

 

 

 

«Девочка-снегурочка»

Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды.Развитие глазомера, чувство цвета, формы.

  Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

    Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме.Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

  Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность.

Февраль

«Как розовые яблоки, на ветках снегири!»

 

 

«Мишка и мышка»

 

 

 

«Храбрый мышонок»

 

 

 

«Замёрзшее дерево»

Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски.

     Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки.

  Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает.

  Учить создавать в рисунке образ замёрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности.

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Апрель

«Весёлые матрёшки»

 

 

 

 

«Красивые салфетки»

 

 

 

 

 «Подарим маме цветы»

 

 

 

 

«Корабли на море»

 

 

«Кошка с воздушными шариками»

 

 

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

 

 «Изящные рисунки Ю.Васнецова к к книге «Шутки-прибаутки»

 

«Кони на лугу»

 

 

 

Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.

   Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.

   Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения.

     Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства.

Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку).

    Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений.

  Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к детским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление, воображение.

Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе.

Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами.

Май

«Радуга-дуга, не давай дождя!»

 

 

 

 

 

 

«Путаница»

 

 

 

 

 

 

 

«Праздничный салют»

 

 

 

 

«Красивое платье»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе.

     Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творческости, самостоятельности, уверенности, инициативности.

    Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям.

     Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список   литературы

 

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
  2. Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
  3. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987.
  4. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
  6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
  7. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
  9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,
  10. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  12. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  13. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  14. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  15. Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  16. Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.
  17. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.
  18. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005.
  19. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда: Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектура-среда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.
  20. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  21. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
  22. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
  23. Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное посо-бие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
  24. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.
  25. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Предварительный просмотр:

МКДОУ Коротоякский детский сад

Утверждаю:

Заведующая МКДОУ Коротоякский детский сад

        Т.А. Лазарева

«    »        2017 г.

Рабочая программа

дополнительного образования

кружка «Цветные ладошки»

(для детей среднего возраста)

Воспитатель: Жемчужникова И.В.

Пояснительная записка

    Программа  составлена   на основе Программы художес твенного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой  И.А.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего, Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. 

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Изобразительная деятельность в средней группе

Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет

Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..

В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:

► Поддерживать интерес детей к народному  и  декоративному  искусству (дымковская,    филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.

► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.

► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

►Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)

►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).

►Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись,) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).

► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;

► Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).

► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.

► Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.

►Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

► В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.

► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

 

 

Перспективное  тематическое планирование занятий

в средней группе (4-5 лет)

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Весёлые картинки»

 

 

 

 «В лесу»

 

«Цветочная клумба»

 

 

 

«Весёлый поезд»

 

 

Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками

Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей.

      Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка(красивое расположение, украшение декоративными элементами)
    Рассматривание вида из окна.

Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков.

Октябрь

«Храбрый петушок»

 

 

 

 «Листопад и звездопад»

 

«Яблочко спелое»

 

 

 «Кисть рябины красной»

Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта

      Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста

         Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами

         Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник.

Ноябрь

«Мышь и воробей»

 

 

 

 

«Зайка серенький стал беленьким»

 

 «Бабушкин домик»

 

 

 

 

 «Сказочный дворец»

Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробей)

    Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю - раскрашивание бумажного силуэта серого цвета  белой гуашевой краской.

 Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери.

 

Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

Декабрь

«Котятки и перчатки»

 

 

 

«Наша ёлочка»

 

 

 

 

 

 

«Сказочные птицы»

 

 

 

 «Забавные животные»

   Изображение и оформление «перчаток»

(или «рукавичек») по своим ладошкам -

правой и левой. Формирование графи-

ческих умений - обведение кисти руки с

удерживанием карандаша на одном рас-

стоянии без отрыва от бумаги. Создание

      Рисование новогодней ёлки гуашевы-

ми красками с передачей особеннос-

тей её строения и размещения в прост-

ранстве. Выбор конкретных приёмов

работы в зависимости от общей формы

художественного объекта .

  Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам); передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

 Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина;  учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать

 

Январь

«Зимние забавы»

 

 

 «Клякса»

 

 

 

«Дворец для снегурочки»

 

 

 

 

«Девочка-снегурочка»

Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды.Развитие глазомера, чувство цвета, формы.

  Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

    Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме.Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

  Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность.

Февраль

«Как розовые яблоки, на ветках снегири!»

 

 

«Мишка и мышка»

 

 

 

«Храбрый мышонок»

 

 

 

«Замёрзшее дерево»

Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски.

     Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки.

  Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает.

  Учить создавать в рисунке образ замёрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности.

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Апрель

«Весёлые матрёшки»

 

 

 

 

«Красивые салфетки»

 

 

 

 

 «Подарим маме цветы»

 

 

 

 

«Корабли на море»

 

 

«Кошка с воздушными шариками»

 

 

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

 

 «Изящные рисунки Ю.Васнецова к к книге «Шутки-прибаутки»

 

«Кони на лугу»

 

 

 

Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.

   Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.

   Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения.

     Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства.

Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку).

    Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений.

  Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к детским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление, воображение.

Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе.

Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами.

Май

«Радуга-дуга, не давай дождя!»

 

 

 

 

 

 

«Путаница»

 

 

 

 

 

 

 

«Праздничный салют»

 

 

 

 

«Красивое платье»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе.

     Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творческости, самостоятельности, уверенности, инициативности.

    Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям.

     Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список   литературы

 

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
  2. Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
  3. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987.
  4. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
  6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
  7. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
  9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,
  10. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  12. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  13. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  14. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  15. Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  16. Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.
  17. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.
  18. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005.
  19. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда: Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектура-среда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.
  20. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  21. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
  22. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
  23. Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное посо-бие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
  24. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.
  25. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет

Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"...

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018...

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019

Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019...

Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)

Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)...

Рабочая программа "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год

Рабочая программа в средней группе  "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год...