К вопросу о формировании изобразительной деятельности детей с овз в условиях инклюзивного дошкольного образования
статья по рисованию на тему

Гомзина Любовь Васильевна

Данная статья показывает возможность развития изобразительной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования по разработанным индивидуальным программам, учитывающих особенности индивидуального развития и особенности изобразительной деятельности. В статье изложены различные формы работы с ребёнком с ОВЗ, используемые в формировании изобразительных навыков. Предложены различные техники рисования, лепки, аппликации, которые увлекают, создают ситуацию успеха, способствуют самовыражению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Изодеятельность ребёнка с ОВЗ72 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гомзина Любовь Васильевна, 

воспитатель,  МБДОУ детский сад №17

комбинированного вида, г. Орел

E-mail: semicvetik-17@yandex.ru

Аннотация: в статье описана специфика организации изобразительной деятельности  детей с ОВЗ  в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, дети с ОВЗ, инклюзивное образование.

Вовлечение дошкольников с ОВЗ в художественную творческую деятельность позволяет успешно решать проблему их интеграции в среду типично развивающихся сверстников, что является приоритетной задачей внедрения идей инклюзивного  подхода в дошкольном образовательном учреждении.

На важную роль изобразительной деятельности в работе с дошкольниками указывали представители зарубежной педагогики, такие как  Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. В своих исследованиях они  утверждали, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации, развивает познавательные процессы. Изобразительная деятельность положительно воздействует на физическое и психическое здоровье детей с ОВЗ и без таковых, способствует преодолению комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития всех детей группы.

Как известно, инклюзивное образование может быть реализовано в разных формах. В нашем учреждении такой формой стала комбинированная группа кратковременного пребывания, в рамках которой образование получают дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, дети-инвалиды и их типично развивающиеся сверстники. Как известно, инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребёнку с ОВЗ в среде сверстников в общеобразовательном учреждении  с учётом его особых образовательных потребностей. Сопровождение образования детей в условиях инклюзивного учреждения является важной проблемой на современном этапе. Поиск эффективных способов организации деятельности детей в условиях комбинированных групп ДОУ является предметом исследования многочисленных ученых и практических работников. Изобразительная деятельность не стала исключением – изучение механизмов организации работы по формированию изобразительной деятельности  детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования представляет значительный интерес для исследователей, что подчеркнуто в работах таких авторов как Зимина Е.М., Лозовицкая О. В., Левченко И.Ю  др. [2, 3, 4].

В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребёнка с ОВЗ в такой же мере, как и для ребенка без ОВЗ. Дети одинаково радуются результату своей работы, свой рисунок или поделку они могут подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. Поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии в условиях инклюзивного образования.

Продуктивная деятельность ребёнка с ОВЗ без специального обучения формируется с большим трудом и опаздывает по срокам. У детей не формируются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок, рисунки примитивные, фрагментарны, носят характер «графических штампов». Умеющие рисовать дети не используют цвет как средство изображения и как средство эмоциональной выразительности.  Без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира. Для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией детей с ОВЗ. Для этого в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребёнка дело.

Как отмечает Зимина Е.М. обучение рисованию детей с ОВЗ признано одним из важных коррекционно-развивающих факторов. Рисование играет большую роль в развитии моторики рук, подготовке ребенка к письму, а также реализации всего его творческого потенциала. На занятиях изобразительной деятельностью важно создать спокойную рабочую обстановку, не допускать возникновения стрессовых и конфликтных ситуаций, уметь избегать их, разряжать обстановку различными, понятными детям  беседами о толерантности и уважении друг к другу [2].

В ходе нашей работы с воспитанниками комбинированной группы, мы определили, что эффективнее всего работа по развитию изобразительной деятельности происходит при наличии разработанной для каждого ребёнка с ОВЗ индивидуальной программы, учитывающей особенности его развития в целом, и изобразительной деятельности, в частности. Цель подобной программы -  создать условий для становления личности ребёнка через развитие способностей к изобразительной деятельности. Основными ее задачами являются следующие:  формирование навыков изобразительной деятельности как средства самовыражения ребёнка;  развитие творческого мышления и творческой активности; развитие познавательной и продуктивной деятельности ребёнка.

Программа развития творческих способностей особого ребёнка в условиях комбинированной группы состоит из трёх разделов.

1. Развитие познавательной сферы, стимуляция познавательной активности, развитие эмоциональной сферы и воображения.

2. Формирование положительного отношения к себе и к окружающему миру.

3. Создание условий для творческого самовыражения ребёнка, выявления его внутренних возможностей.

Дети с ОВЗ зачастую мало самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, мотивация к изобразительной деятельности ограничена, поэтому чередуем виды занятий: лепка, рисование, аппликация. К примеру, на занятиях с аутичными детьми мы закрепляем место для каждого вида деятельности: рисуем красками, лепим, играем с песком, рассматриваем картинки. Таким образом, ребёнок привыкает, меньше тревожится, знает, что за чем следует. Это важно, так как ребенок с РАС нуждается в постоянном и четком расписании своей деятельности.

В формировании изобразительных навыков детей с ОВЗ мы стараемся следовать следующим правилам:

1. Тесный эмоциональный контакт педагога с ребёнком, что  служит необходимым условием для самовыражения ребёнка. Чем труднее для ребёнка участие в деятельности, тем большая роль отводится эмоциональному контакту.

2. Индивидуальная работа педагога с ребёнком, которая позволяет максимально учитывать особенности ребёнка и его возможности, установить с ребёнком глубокий контакт и взаимодействие.

3. Работа двух детей в паре при участии педагога. Эту форму работы используем, когда у детей есть возможность взаимодействия друг с другом, они готовы замечать деятельность друг друга и воспринимать её результаты. Зачастую мы стараемся объединять в пары детей с ОВЗ и без таковых, если у них возникли дружеские или располагающие отношения. Здесь ничего не должно быть навязано. Дети должны захотеть общаться и взаимодействовать.

4. Коллективная, совместная работа под руководством педагога над одним общим заданием. Такая форма работы позволяет развивать коммуникацию детей с разными возможностями между собой, чувство общности, понимание зависимости друг от друга, чувство взаимопомощи. При этом, если ребенок с ОВЗ затрудняется, оказываем ему посильную помощь, не акцентируя на этом внимание других детей.

5. Работа в подгруппе, предполагающая общую для всех детей задачу, которую каждый решает в той мере, в какой может на своём индивидуальном рабочем месте одновременно со всеми. Такая работа требует наличия у ребёнка навыков изобразительной деятельности и пребывания в группе: подчинение общим правилам, сидение за столом, умение слышать и понимать педагога. В работе с наиболее сложными детьми не оценима помощь тьютора, который может вовремя помочь ребенку выполнить сложное для него задание, направить его внимание в нужное русло.

На занятиях мы предоставляем детям с ОВЗ возможность выразить себя доступными им способами, например, играя в  «каляки-маляки». Ведь именно с такого момента начинается самостоятельная изобразительная деятельность ребёнка. Мы создаём соответствующий контекст, который помогает оформлению изображения в законченный зрительный образ. Если ребёнок называет то, что он рисует, помогаем ему придать сходство изображению. В ситуации, когда ребёнок не пользуется речью, находим это сходство и заканчиваем изображение вместе с ребёнком. Для поднятия самооценки ребёнка используем поощрение и похвалу. Неуверенного в себе ребёнка не критикуем, не говорим, что он сделал что-то плохо, так как у него ослаблена мотивация и не сформированы умения. Хвалим ребёнка за его действия в процессе работы, и за результат.

В процессе совместной изобразительной деятельности сравниваем действия ребёнка с его предыдущими действиями: «Смотри, ты правильно держишь кисточку и закрашиваешь лист быстрее и аккуратнее, а раньше у тебя не получалось», «Сегодня ты используешь три краски, и получается чистый цвет, а раньше ты смешивал все цвета сразу, и получалось грязно». Положительная оценка достижений ребёнка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности. Однако, следует хвалить всех детей в разумных пределах, не следует слишком много внимания уделять ребенку с ОВЗ в ущерб нормативно развивающимся детям.

Ребёнок с особенностями  развития зачастую не может самостоятельно перенять творческое поведение и нуждается в обучении этому. Обучение включает в себя объяснение, демонстрацию с последующим закреплением сначала в совместном действии с ребёнком, а потом и в самостоятельном действии. Обучая ребёнка подражанию, говорим ему: «Сегодня ты будешь настоящий художник, сам выберешь краску и нарисуешь ею». При этом ребёнок сам выбирает цвет или придумывает тему, закрашивает лист. Примером поведения должны стать остальные дети группы. Таким образом, стимулируя ребёнка к какому либо действию, предоставляем ему возможность делать это самостоятельно

В случае, когда ребёнок с ОВЗ медленно выполняет действия, проявляем терпение, продолжая стимулировать и направлять его, не «забегаем» вперёд, совершая действие за ребёнка, излишне опекая его, и обязательно хвалим. Поощряя самостоятельность ребёнка, перечисляем вслух поэтапно всё, что он выполнил: «Ты сам взял маленькую кисточку и очень аккуратно закрасил домик, крышу одним цветом, а стену — другим. Какой ты молодец!» Увеличение самостоятельных действий особого ребёнка расширяет круг его возможностей и необходимо для его творческого самовыражения.

В работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования мы используем такие техники, которые создадут ситуацию успеха, позволит преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Успешно может быть применена пластилинография, когда дети отщипывают небольшие кусочки пластилина, скатывают из них маленькие шарики и выкладывают по контуру рисунка. Или рисование по кафельной плитке. Ребёнок наносит разноцветные мазки акварельными красками, что не устраивает, стирает мокрой салфеткой.

Важно отметить, что увлекательность процесса для детей с ОВЗ гораздо важнее конечного результата. Рисование печатками позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции.  Использование в работе техники тампонирования одинаково интересно и детям с ОВЗ и детям с нормой развития, так как позволяет передать образ чего-то пушистого – облако, воздушный шарик. Игра в кляксы увлекает, сосредотачивает ребёнка, вырабатывает усидчивость. Используемое нами рисование ватными палочками помогает развивать умение ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины. Интересно всем детям рисовать резиновой зубной щёткой (куст зелёный). Рисование ладошкой можно использовать для коллективной работы, так как оно доступно всем детям без исключения. Использование разных материалов и техник всегда соотносится с особенностями ребёнка, отвечает его возможностям и соответствует характеру изображаемого образа, привлекает, мотивирует и не утомляет детей с ОВЗ. Применение названных форм работы невозможно без установления педагогом тесного эмоционального контакта с каждым из детей. При этом индивидуальная работа остаётся основной, а иные формы её дополняют и сочетаются с ней, в зависимости от поставленных задач и потребностей ребёнка.

В исследовании Лизовицкой О.В. показано, что  первая реакция детей с нормой развития на ребенка с ОВЗ часто бывает специфической и подразумевает пристальное любопытство, внимание к его внешности, поведенческим особенностям, изобразительным умениям, специфике в методике преподавания. Однако, как показывает наша работа, проведение предварительных бесед с детьми, активное привлечение ребенка с ОВЗ к участию в различных мероприятиях (праздники, досуги, конкурсы) помогают адаптации самого ребенка и его сверстников друг к другу. Конечно, иногда возникают ситуации разногласия и непонимания, но мы их разрешаем вместе с детьми. Желание детей общаться, творить, видеть результат своего труда помогает преодолевать коммуникативные барьеры. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что в нашем учреждении именно на занятиях изобразительной деятельностью дети в целом научились принимать всех как равных и проявлять особую заботу, сочувствие и внимание к детям с ОВЗ. Важно создать детям с ОВЗ ситуацию успеха, привлечь типично развивающихся сверстников к оказанию им помощи, однако без давления и принуждения. Именно в совместной деятельности открываются возможности изобразительного искусства как средства адаптации ребенка с ОВЗ к коллективу.

Литература:

  1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2005.
  2. Зимина Е. М. Изобразительная деятельность в условиях инклюзивного образования  / Е. М. Зимина, В. М. Дубровин // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (4). — С. 27–29.
  3. Лозовицкая О.В. Создание адаптивной творческой среды для детей 
    с ограниченными возможностями здоровья  на занятиях по изобразительной деятельности (в рамках инклюзивного образования) // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной 
    научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013 [Электронный документ] Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=474
  4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.
  5. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  6. Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении / А. Тюкова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2012. – № 4. – С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольного образования

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты  психолого-педагогического  сопровождения  дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного дошкольног...

Презентация на тему: "Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования"

1 слайд: Тема, которую я представляю сегодня-это «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»2 слайд: Как известно в приложении к...

Проект на тему «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»

Этапы работы Подготовительный этап. Разработка плана проекта.Подбор литературы.Анкетирование родителей.Опрос детей.Подбор пособий для развивающей среды. Беседа с родителями о целях и за...

Как подготовить родителей и воспитателей к работе детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования.

Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современного дошкольного образования и ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Одной из главных и важных задач является тесное взаим...

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования

Организация работы с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования...

Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"

В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер.  У детей с ТНР и  нормой речевого разви...