Роспись дымковских игрушек
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Крюковских Светлана Михайловна

Знакомство родителей с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роспись дымковских игрушек140.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс для родителей

«Роспись дымковских игрушек»

        

Воспитатели старшей «Б» группы:

Тараненко Г.Я.

Крюковских С.М.

                                                  2017


Цель:

знакомство родителей с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.

Задачи:

-познакомить родителей с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;

- показать приёмы выполнения элементов дымковской росписи, используя кисть;

- уважение к народным промыслам России, возможность почувствовать себя народными мастерами.

- оптимизация детско – родительских отношений в ходе творчества.

Материалы:

дымковские игрушки, их изображения;

дидактическая игра «Четвертый лишний»;

гипсовые модели дымковских игрушек; акриловые краски, кисти, тычки, клеенки, стаканчики с водой;

описание – образец раскрашивания дымковской модели.

        

Мастер – класс:

Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо – сказки,
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор!

Расскажу вам о возникновении дымковской игрушки.

Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов  России,  возникший из любви к гончарному делу в вятских землях в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская) издавна существует в слободе Дымково на окраине старинного русского города Кирова (ранее Хлынов, затем Вятка). Вятка название всего этого края.         

Дымковская игрушка существует на вятской земле более 400 лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья (свистопляска), к которому женское население дымковской слободы лепило игрушки – свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и развивается по сей день.                                                                                                         Для производства игрушки используется местная глина, перемешанная с мелким речным песком, которые появляются после половодья – разлива реки Вятки. Подготовка глины непростое дело: её рубят лопатой, много раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают. А раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из них делают блины и сворачивают основную форму будущей  игрушки.

Фигурки лепят по частям и примазывают к основной детали. «Примазку» при всём желании не заметишь, острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины и сырой тряпкой всё время «оглаживает» игрушку. Получается она ровная гладкая будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка ещё не готова. После лепки её несколько дней сушат, а затем обжигают в печах (раньше в русской печи) и постепенно остужают.

Следующий этап, характерный только для дымковской игрушки, - отбеливание. Отбеливали игрушки мелом разведённым на молоке, сейчас используют краски. Красная глина становится ослепительно белой.

Раньше раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две – три, добрый десяток. Синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, красная, малиновая, голубая, розовая, коричневая, чёрная. Начинали расписывать с самой светлой, заканчивали самой тёмной, в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая – для росписи лица.

Узоры на игрушках наводят традиционные, что восходят к древним истокам: полоски,клетки, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знают мастерицы, в каких только комбинациях не делают! Как умеют заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками – ромбиками сусального золота, отчего игрушка становится нарядней и богаче.

Уважаемые мамы, забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы согласны? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Дымки!!!

Вот я палочкой взмахну –

Загадаю чудо!

Всем родителям помогу

В ребятишек превратится!

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Дымки повезёт!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)

Тук - тук - тук колеса, 
Мчится паровоз, 
Он в страну Дымки
Всех детей привез! (Дети становятся паровозиком и едут по кругу.)

 Внимание! Наш поезд прибывает на станцию «Элементы дымковской росписи». Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем с ними знакомиться.

Презентация или показ картинок «Элементы дымковской росписи».

Дымковские узоры:Сразу хочу напомнить, какие узоры обычно используются для раскраски дымковских игрушек. Их можно использовать, как шпаргалку. Геометрический орнамент состоит из полос разной толщины, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных и мелких элементов. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы; или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Геометрические составляющие орнаментов дымковской росписи

Геометрические составляющие орнаментов дымковской росписи 

Линии орнаментов

Орнаменты

        

         Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше).  
Тук – тук - тук колеса, 
Мчится паровоз, 
На следующую станцию«Познавательную».

Игра « Четвёртый лишний» 
Найдите на карточке лишний предмет, который не подходит к остальным, и объясните, почему он лишний (подходим к столу, где разложена игра).

А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка), едем дальше!

Едет, едет паровоз,

Везёт на станцию ИЗО

Компанию ребят.

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «мешочке ощущений».

Дорогие старшие детки (родители) определите: какая игрушка  спряталась в мешочке? Её и будете расписывать.

Пальчиковая гимнастика:

Наши пальчики расскажут

Все умеют, все покажут

Пять их на моей руке

Все делать могут

Всегда помогут

Они умеют рисовать

Палочки, кружочки

Разноцветные овалы

Кольца или точки

Мы возьмемся все за дело

Эх, работа закипела!

        На столе есть свой набор необходимых материалов для росписи дымковской игрушки – это акриловые краски, кисточки, «тычки». А для подсказки есть вот такие таблицы с дымковскими элементамиСейчас вы создадите свой неповторимый узор игрушки, в стиле дымковских мастериц.

А паровоз снова зовёт нас в путь.

Везёт на станцию игрушек

Компанию ребят.

С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

Вот я палочкой взмаху- (действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

После окончания работы проведём вернисаж поделок.

Ведь недаром говорят,
Край российский так богат:
Эти дивные игрушки, сувениры и зверушки –
До чего же хороши!

Рефлексия:

- Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись дымковских игрушек

Роспись дымковских игрушек (открытое занятие в средней группе)...

Разработка занятия "Роспись дымковских игрушек"

В качестве одного из оптимальных средств развития школьно - значимых функций выступает детская игра. В жизни дошкольника и младшего школьника игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся ...

"Роспись дымковских игрушек".

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида     Технологическая карта организации  образовательной де...

Заметка "Роспись дымковских игрушек"

Роспись глиняных игрушекПосле знакомства с природным материалом –глина, мы с ребятами старшей группы (воспитатель Яшнова Л.Ю.) решили изготовить глиняную игрушку –лошадка.  Согласитес...

Роспись дымковских игрушек

Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек; уточнить с детьми последовательность нанесения узора, приемы работы с краской; воспитывать самостоят...

«Роспись дымковских игрушек». конспект по художественной деятельности для детей подготовительной группы.

Цель: формирование представления о дымковской росписи.Задачи: - Формировать знание о характерных особенностях росписи дымковских игрушек;- Развивать у детей умение свободно пользоваться элементам...