Нетрадиционные техники рисования природными материалами, как элемент экологического воспитания
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Боброва Анна Юрьевна

Нетрадиционные техники рисования с детьми природными материалами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Проект «Нетрадиционные техники рисования природными материалами как элемент экологического воспитания »

                                                                      Выполнила: Боброва Анна                                        Юрьевна

Воспитатель ГБДОУ №72, Красносельского района

Санкт-Петербурга

Информационная карта проекта

Полное название проекта: - «Нетрадиционные техники рисования природными материалами как элемент экологического воспитания»

Автор проекта: Боброва Анна Юрьевна, воспитатель ГБДОУ № 72

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности  применяя природные материалы в работе с дошкольниками для развития воображения, творческой активности.  Показать актуальность техник нестандартного раскрашивания.

Актуальность темы: актуальность в том что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей т.к. в ней проявляются разные стороны развития ребенка.

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно – творческий

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 4-5 лет

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы, после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручейка, плеск воды, шелест травы, шуршание листьев, скрипы снега под ногами- все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Развивая с помощью взрослых художественно – творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунки, аппликации).Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует  со способностями создания объекта. Необходимо создавать базу для творчества дошкольника, чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Рисование  для ребенка – радостный, вдохновенный труд к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчек развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Инновации в технике рисования позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания и интересы.

Взрослых, конечно же родителей, всегда волнует вопрос, как обеспечить всестороннее развитие ребенка в дошкольном возрасте. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движения пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей  восприятия внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги , и психологи, и воспитатели ,как в составлении так и в реализации различных обучающих программ. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благотворно влияет на развитие речи но и подготавливает ребенка к рисованию, в дальнейшем  и к письму.

Нетрадиционные техники для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расположенных детей. Чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Когда я поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Как известно дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами  Для решения этой проблемы стала заниматься с детьми необычным рисованием. Предлагаю нестандартные способы рисования,  используя природные материалы в сочетании с аппликацией. Моим воспитанникам от четырех до пяти лет (средняя группа). Нестандартный подход к рисованию требует соблюдения последовательности производимых действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

По моим наблюдениям занятия с ватой, песком, солью, различными крупами, разными видами макарон, семенами, зернами, листьями, землей, травой, шишек, желудей, соломы,  мхом, различными веточками  в сочетании с красками, карандашами и  клеем , бумагой различной текстуры проходят намного интереснее и познавательнее для моих воспитанников. Они нетерпеливо ждут когда же будет следующее занятие рисования и конечно же ждут новых историй во время занятий дети задают вопросы педагогу и  друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас (во время занятий я им рассказываю о происхождении, жизни, назначении  материала с которым мы работаем)  

Время не стоит на месте все усовершенствуется, появляются инновации во всем даже в рисовании, сегодня мы рассмотрим несколько способов увлечь ребенка нестандартными способами рисования , используя природные материалы. Малыш получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Цель проекта:

Обучающая:

  1. Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;
  2. Познакомить с разнообразными изобразительными материалами;
  3. Дать основы живописи;
  4. Показать нетрадиционные способы рисования с использованием материалов природного происхождения.

Развивающая: 

  1. Активизировать интерес к занятиям рисования;
  2. Формировать положительное отношение к различным видам искусств;
  3. Обогащать эмоциональную сферу ребенка.
  4. Развитие мелкой моторики.

Воспитывающая: 

-Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру и развитие творчества.- обеспечение чувства психологической защищенности

 – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

Интеграция образовательных областей в проекте

Художественное творчество

Рисование, лепка, аппликация ,оформление альбома

Коммуникация

Составление рассказов, интервьюирование, загадывание загадок

Познание

Рассматривание иллюстраций, беседы, экскурсии в мир природы

Развивающая среда

Изготовление игр, различных пособий развивающих мелкую моторику

Безопасность

Совместные беседы с детьми и родителями

Труд

Сбор материала на прогулке, изготовление поделок из природного материала

Взаимодействие с родителями

Консультации, информирование родителей, изготовление совместных поделок с ребенком используя природные материалы, конкурс

Чтение художественной литературы

Стихи, сказки ,рассказы по проходимым темам

Музыка

Прослушивание сд со звуками природы

         Сетевая паутинка проекта

                                     Содержание проекта

1 полугодие обучения.

Тема 1.  «Краска и цвет» (4 часа)

Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающей жизни.

Научить детей:

  • рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;
  • смешивать чистые краски с водой у себя на палитре;
  • работать жидкой краской на листе бумаги;
  • смешивать на палитре новые цвета, которые образуются путем смешивания красок с водой и между собой;
  • пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном;
  • изображать, а затем раскрашивать, фигуры, нарисованные по цветному фону;
  • работать красками по мокрой бумаге, выполняя в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета в другой.

Тема 2. «Работа с линией» (2 часа)

Учить детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения.

Научить:

  • как с помощью линии научиться рисовать различные фигуры, создавать образы симпатичных сказочных героев;
  • заполнять все пространство белого листа разноцветными линиями;
  • обыгрывать  пространство, придумывать и рисовать свою игру, свой волшебный лабиринт;
  • рисовать праздничное украшение, используя полученные ранее знания и умения за все предыдущие занятия.

Развивать творчество, фантазию.

Тема 3.  «Работаем с формой» (4 часа)

Продолжать знакомить детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами), научить изображать эти формы на листе.

Научить:

  • изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни;
  • работать с формой круга, превращая ее в разные предметы;
  • строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой;
  • фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы.

Тема 4.  «Композиция» (1 час)

Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:

  • об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);
  • о соотношении  размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;
  • об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

Тема 5.  «Развивающее задание  с применением природных материалов» (6 часа)

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование природного материала, форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание).

Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета и материал в своем рисунке, сочетать их между собой.

Тема 6. «Работаем с ритмом» (1 час)

Показать детям, откуда берется ритм.

Научить:

  • чередовать различные формы и цвета в заданном ритме;
  • изображать небольшие сюжеты, сценки и композиции в заданном ритме.

Тема 7. «Делаем вместе» (1 час)

Учить работать в коллективе, отвечая каждый за свое задание.

Закреплять навыки цветового решения, ритма и композиции

Продолжать учить использовать в работе разнообразный изобразительный материал – по выбору.

Тема 8.  «Подводим итоги» (2 часа)

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование  других  видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.

2 полугодие обучения

Тема 1.  Приглашение в «мир экологии»(2 часа)

Дать детям краткие сведения из истории происхождений природных материалов, познакомить с  фотографиями, с альбомами с изображениями различных поделок и рисунков с использованием различных природных материалов.
Познакомить детей и родителей с предстоящей работой и техникой исполнения.

Закреплять последовательность изготовления рисунков.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: дается задание детям и родителям сделать совместные рисунки и поделки используя природные материалы.

Тема 2. «Праздник» (2 часа)

Закреплять знакомые нетрадиционные техники рисования по бумаге (тампонирование, рисование по сырому, рисование крупами, песком ).

Продолжать учить составлять композицию, используя знания о ритме, соотношении предметов к форме и размеру листа бумаги. Использование необходимого для этого способа изобразительного материала и оборудования.

Развивать творчество в придумывании сюжета и содержания рисунка.

Уметь составлять эскиз для будущей работы.

Тема 3.  «Зимняя сказка» (6 часов)

Познакомить детей с новыми видами  рисования: рисуем на снегу, имитация снега на бумаге

Подготовка инструмента, приспособлений, материала.

Использование соли для дополнительного эффекта.

Проявлять творчество в цветовом решении, использовании дополнительных деталей в рисунке на свой вкус.

Тема 4.  «Весенняя песня» (4 часа)

Продолжать знакомить с видами рисования зернами и семенами:  для подарка мамам (картина цветы ).

Нетрадиционные техники рисования как элемент экологического материала.

Рисование ладошкой с добавлением гречи

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки, греча, клей

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Около отпечатка руки наливается капля клея и посыпается гречкой(получается изображение птичка которая клюет зерна)

Рисование песком

Средства выразительности: цвет, фактура, симметрия

Материалы: заранее покрашенный песок, клей, кисть, плотный картон,  простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок наносит на лист бумаги рисунок , затем набирает на кисть  клей рисует  нужный элемент рисунка, затем посыпает этот элемент песком нужного цвета и так до получения окончательного результата.

Получилась картина « Закат».

Рисование крупами

Средства выразительности: цвет, фактура

Материалы:   кукурузная крупа, гречневая крупа, макароны в виде цветочка, клей, кисть, плотный картон,  простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок наносит на лист бумаги рисунок , затем набирает на кисть  клей рисует  нужный элемент рисунка, затем посыпает этот элемент кукурузной или гречневой  крупой и так до получения окончательного результата.

Получилась картина « Жираф ».

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Оттиск яблоком

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, яблоко (разрезанное пополам), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает яблоко красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у яблока можно дорисовать кистью.

Оттиск поролоном с блинным тестом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, немного блинного теста перемешенного с белой гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон в мисочку с тестом и краской  и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки  и поролон.

 Получается замечательная картина «Ночная луна»

Лепка из соленого теста + рисование

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: соленое тесто (приготовленное зарание) гуашь,плотная бумага белого цвета , кисти, клей.

Способ получения изображения: ребенок лепит из теста форму,затем раскрашивает ее.и приклеивает на лист бумаги.

Получается замечательная картина «Снегири»

Рисование солью + апликация

Средства выразительности: фактурность , цвет,  фантастический силуэт

Материалы: жесткая кисть, клей, бумага голубого  цвета , вырезанный силуэт пушистого дерева, соль,мелки для рисования черного цвета.

Способ получения изображения: ребенок опускает в клей кисть и рисует  ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом заполняется контур , затем ребенок приклеивает шаблон березы(вырезанный зарание) и посыпает рисунок  солью. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Зимние березки»

Восковые мелки + акварель+вата

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти, клей,вата.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Затем наносит на кисть клей и рисует с низу линию снега на которую наклеивает вату.

 Получилась картина : «Мишка на севере»

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Практический этап.

“Вместо кисточки рука”

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с материалами и радовался результатам своего труда.

        

“Печатаем листьями на бумаге”

Необходимые материалы и инструменты:

Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов;

Порядок работы:

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т. д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Это доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

 Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на песке ,на снегу и.т.д

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

 Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, и др.

 В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, звуки природы, изобразительного искусства.

 Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.        Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

 Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

  Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

 На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

 Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

 Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

 Данная развивающая среда , предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.

Работа с родителями достигается следующими мероприятиями:

  1. Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов /рисование, лепка, аппликация/.
  2. Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
  3. Желание родителей и детей.
  4. Способности детей к изобразительной деятельности.

Наиболее эффективным является разделение детей на три группы, это позволяет использовать индивидуальный подход.

.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип
научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип
поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип
динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип
сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип
выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип
преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип
сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
- Принцип
интегративности (синтез искусств).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

  1. Бумага разного формата и цвета.
    2. Акварельные краски.
    3. Уголь.
    4. Гуашь.
    5. Восковые мелки.
    6. Трубочки для коктейля.
    7. Ванночки с поролоном.
    8. Баночки для воды.
    9. Кисти круглые и плоские разного размера.
    10. Салфетки.
    11. Рамы разных размеров или пяльцы.
    12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
    13. Клей ПВА.
    14. Фен.
    15. Соль, сода.
    16. Вата.
    17. Различные крупы, зерна, семена, веточки и т.д
    18. Песок

Список используемых источников

1. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5

3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000

6.Громов Е. С. Природа художественного творчества. – М., 1986  

7. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

8. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 - № 1

9. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2

10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990

11. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям

12. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2006

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования песком на занятиях по экологическому воспитанию детей.

Перед нами воспитателями сейчас поставлена важная задача – экологическое воспитание детей, заложение у дошкольников основ бережного и ответственного отношения к природе. Работа в этом направлен...

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования сыпучими материалами ( цветной песок).

17 декабря в подготовительной группе ( ул.цимлянская 26) проводилось занятие по изо на тему "Зимний пейзаж". Дети вместе с родителями создали композицию, после чего эта композиция закрашивал...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной технике – рисование искусственным снегом с элементами аппликации для старших дошкольников. Тема: «Белый медведь и северное сияние»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в нетрадиционной технике – рисование искусственным снегом с элементами аппликации для старших дошкольников....

Нетрадиционная техника рисования природным материалом — листьями с деревьев «Осенний лес»

Осень - время для фантазирования и начала ярких красок. Пора прекрасная и красивая, независимо от погоды.Гуляя на прогулке, мы с детьми разглядывали осенние деревья, с насыщенным окрасом листьев. И пр...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования природными материалами»

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования природными материалами»

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования природными материалами»Подробное описание работы нетрадиционных техник рисования с различными природными материалами....

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования, с использованием игровых элементов развивающей среды В. В. Воскобовича

В занятии используется нетрадиционная техника рисования и игровые пособия В В. Воскобовича...