Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Баранова Людмила Владимировна

Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика. Изобразительное искусство носит ярко выраженный творческий характер. Оно основано на творческой деятельности, в процессе которой создаются конкретно-чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетические отношение к ней человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников

Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика.

Изобразительное искусство носит ярко выраженный творческий характер. Оно основано на творческой деятельности, в процессе которой создаются конкретно-чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетические отношение к ней человека. Рассмотрим подробнее живопись.

Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста. Своеобразием живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости. Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени. Выделяется монументально-декоративная живопись (которая становится украшением архитектурных сооружений), декоративно-театральная (встречающаяся в театре), миниатюрная (радующая наш глаз на шкатулках и украшениях) и станковая. Название «станковая живопись» пошло от места, на котором художник устанавливает загрунтованный и натянутый на подрамник холст (станок, мольберт). Станковая живопись создается в мастерской художника. Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами: ·пейзаж; ·натюрморт; ·портрет; ·сюжетно-тематические картины. Отличительным признаком этих жанров является объект изображения (что изобразил художник), а общим – выразительные средства (как изобразил).

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской и др. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж. Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею. В композиции пейзажа все художественные образы находятся в равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света. Таковы основные особенности использования художником выразительных средств живописи. Пейзаж ярче других жанров живописи выражают различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. Пейзажная живопись – это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Полагаем, что знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж поможет развить эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание.

Портрет – изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Своеобразные отличительные особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты его характера и его душевное состояние, определяемое замыслом художника. В портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит изображенный человек. Этот жанр самый сложный в изобразительном искусстве. Сложность заключается в самой сути этого произведения искусства. С одной стороны художник, раскрывая перед зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает о нем свое мнение. Зритель же самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли и чувства человека, изображенного на портрете, он может согласиться или не согласиться с художником, составить свое мнение об образе. Главное в портрете – лицо, глаза и губы. Лицо раскрывает духовный мир человека. Дополняют представление руки, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Существенное значение имеет поза и жест. Немалую роль играет костюм и фон портрета. В портретной живописи имеет значение и размер холста, его выбор зависит от позы человека. Вертикально вытянутый холст подчеркивает величие и мощь, холст квадратной формы несет более интимный характер.

Особенность портретной живописи – один художник воспроизводит черты конкретного человека, а другой – обобщенный образ современника, его социальную принадлежность, национальность, возраст. Мир сверстников близок детям по чувствам и мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Детский портрет позволяет понять и проникнуть в мир взрослого человека, соразмерность его частей, что с трудом ими передается в рисовании и лепке. Дети любят рисовать портрет по памяти и портрет литературного героя. Распространенным видом станковой живописи является сюжетная композиция, называемая иначе жанровой живописью. Она также имеет свои подвиды: бытовой, исторический, батальный, мифологический. Определяя специфические особенности жанровой живописи, коснемся лишь одного жанра – бытового, поскольку он доступен пониманию детей дошкольного возраста, близок опыту ребенка. Жанровая живопись рассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах и невзгодах. Художник с помощью выразительных средств оценивает взаимоотношения людей, взаимосвязь между обществом и личностью. Жанровая живопись отражает один жизненный момент, но художник воссоздает его так, что мы воспринимаем изображенное действие как длительное событие, ассоциативно воспроизводим предшествующие и последующие картине события. Такое быстрое прочтение содержания жанровой живописи обусловлено композиционным построением картины, где смысловой, композиционный центр сразу привлекает наше внимание. Жанровой картине художник пишет композиционный центр детально, ярко, сочно, а второстепенные, подчиненные ему образы, предметы более обобщенно. Логику восприятия произведения художник указывает либо жестами, движениями изображенных образов, либо цветом и светом. Цвет в жанровой картине помогает выявить композиционный центр. Он более яркий и интенсивный, привлекает наше внимание. Чем дальше от композиционного центра, тем

цвет и свет как бы гаснут, становятся приглушенными, лишь иногда вспыхивают, как искорка, в какой-нибудь детали. Колорит картины всегда соответствует изображенному моменту реальной действительности. Он отвечает времени года, состоянию погоды, освещенности, настроению и состоянию изображенных людей. Цвет в жанровой картине по сравнению с пейзажем выступает как бы ярким эмоциональным дополнением к содержанию и композиции, воздействующим на наши мысли, чувства, настроение, вызывает различного рода ассоциации (эмоциональные, эстетические, нравственные, обращенные к своему опыту, воспоминания о сходных ситуациях и пр.). Целостность произведения достигается художником посредством упорядочения и соразмерности всех элементов произведения между собой и в соотношении с целым, т.е. композиционно. Целостность произведения создается благодаря единству содержания и формы, отделение же их друг от друга приводит к нарушению этой целостности.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных предметов, вещей, обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая свое отношение к ним. Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, он и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. Внимание всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная, или контрастная гамма красок. Например: «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич) написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт» (О. Богаевская) – в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), - в контрастной гамме. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.

Основными компонентами содержания произведений искусства является тема и идея. Тема картины раскрывает жизненные явления, чувства, мысли, все то, о чем рассказал художник, что составляет сюжетную ситуацию. Бывают разные темы картин: о природе, быте детей, труде и быте взрослых; антивоенные темы. В идее выражается сущность и оценка действительности с позиций нравственно-этического идеала. Идея в произведении изобразительного искусства понимается как оценочный план содержания, как целостный обобщенный смысл картины. Именно познание идеи произведения подводит каждого из нас к нравственным, этическим и эстетическим выводам. Неразрывно связанной и взаимообусловленной с содержанием является форма произведения искусства.

Форма – это способ существования и выражения содержания. Основные компоненты художественной формы – цвет, светотень, рисунок, фактура, композиция.

Главным средством выразительности в живописи является цвет. Цвет в живописи используется не только как изобразительное средство, но и как выразительное. Используя цвет как средство изобразительное, художник передает предметы, объем, материал, пространство, состояние освещенности. Одновременно цвет воспринимается и как выразительное средство, его сочетания вызывают у нас различные эмоции, пробуждают чувства, создают разные настроения: радостное, грустное, спокойное, тревожное, беспокойное и т.д. Благодаря цвету, живописное произведение начинает «звучать», создается впечатление, будто от картины исходят запахи, звуки. Важнейшим способом взаимодействия цвета в живописи выступают контрасты – противопоставления. Они позволяют художнику подчеркнуть главное в содержании произведения, усилить эмоциональное звучание картины, сильнее действовать на зрителя.

Светотень - это строго закономерные грани светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воплощаются в художественном произведении предметные свойства и явления действительности. Посредством светотени художник добивается композиционной и световой гармонии, равновесия, а также отражения эмоционального настроения в картине. Важным средством живописи является рисунок, с помощью, которого художник обозначает границы предметов, фигур, форм окружающей среды.

Рисунок - изображение реальной действительности посредством линий, штрихов, пятен, в разной степени констатирующих с белой поверхностью бумаги. Качество рисунка зависит от выразительности в передачи формы, объема, строения, движений, пропорций человеческой фигуры, соотношения частей картины. Он может быть легким, изящным и тяжелым, грубым. Рисунку подчиняется цвет, композиция. Таким образом, рисунок – основа живописи.

К выразительным средствам в живописи относится и композиция – сочетание частей картины в определенном порядке. Композиция в живописи позволяет художнику выразить замысел, привлечь внимание к содержанию картины. Содержание произведения и композиция тесно взаимосвязаны, изменение построения изображаемых художником элементов влечет изменение и содержания. Композиционные элементы в живописи – размер и формат холста; единство точки зрения; разнообразие форм и композиционный центр; равновесие; симметрия; ритм; колористическая целостность. Выбор холста, его размер и форма зависят от задачи, которую поставил перед собой художник, характера изображений. Круглые, овальные холсты используются художником для передачи мягкости, лиричности, спокойствия в передаваемых образах. Образы, созданные на прямоугольном холсте, вытянутом вертикально, воспринимаются как величественные, монументальные. На вытянутом по горизонтали, они видятся сдавленными, приниженными, им как бы не хватает свободы.

Точка зрения в композиции связана с выбором художником определенного горизонта и зависит от замысла художника. Различают разные уровни горизонта. На уровне глаз – от картины веет покоем; при высоком горизонте создается ощущение простора, свободы; низкий горизонт позволяет художнику создать впечатление монументальности, могущества, силы.

При восприятии произведений живописи среди многообразия изображенных форм воспринимается прежде та, что находится в центре, в этом проявляется особенность нашего зрения. В каждой картине такой центр называется композиционным центром, с помощью которого выделяется главное в произведении. Композиционный центр в живописном произведении выделяется художником по-разному: величиной фигуры, цветовым сопоставлением, светотенью, расстоянием между фигурами. Композиционному центру подчинены все остальные детали картины. Логическое «прочтение» содержания всего произведения начинается с восприятия композиционного центра, благодаря этому устанавливается связь элементов картины, чем и достигается целостность восприятия произведения. Создавая художественное полотно, художник добивается равновесия в картине. В живописи равновесие достигается не равным количеством размещенных объектов, а некоторыми элементами художественной выразительности. Такими элементами являются масса предметов, расположенных на полотне слева и справа, тон, и цвет изображенных объектов. Важным компонентом в композиции, усиливающим выразительность произведения, выступают контрасты. Контрасты в картине достигаются через сопоставление цвета (ярко приглушенного), мимики, движений (динамических и спокойных), изображение одновременно красивого и уродливого, доброго и злого.

Создавая произведение, художник в композиции тоже использует ритм. В картине ритм выступает как организующее начало и как средство выразительности, он помогает зрителю понять содержание и выявить идею произведения. Ритм в живописном произведении проявляется в повторении величин изображенных объектов, световых и цветовых пятен, движений, жестов. Ритмическое построение в картине прослеживается как на ее плоскости, так и в пространственном изображении предметов. Именно ритм придает живописному полотну мелодичность и поэтичность. Необходимо отметить и роль цвета в композиции. В композиции свет и цвет позволяют выделить композиционный центр, переключают наш взор от интенсивно окрашенных объектов к более темным, спокойным, вводя, таким образом, в содержание композиции. Цвет и свет устанавливают связь между центром картины и ее второстепенными деталями.

Живопись, раскрывающая красоту окружающей природы и красоту человека, может способствовать формированию эстетического вкуса старших дошкольников. На современном этапе развития общества, перед педагогами дошкольных учреждений одной из важных задач стоит развитие у детей художественно эстетического вкуса выразительными средствами произведений живописи. В старшем возрасте целесообразно познакомить детей с двумя иллюстрациями к одному стихотворению. В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия и средства эстетического воспитания дошкольников

Условия и средства эстетического воспитания дошкольников...

Музыка- средство эстетического воспитания дошкольников.

о главном предназначении музыкального искусства на развитие детской души, их эмойионального благополучия. знакомство в детском саду с классической музыкой....

Сказкотерапия как средство эстетического воспитания дошкольников

Статья, раскрывающая возможности использования метода сказкотерапии на занятиях по эстетическому воспитанию дошкольников....

"Слушание музыки как средство эстетического воспитания дошкольников"

Обобщение педагогического опыта для портфолио...