Программа дополнительного образования «Разноцветные пальчики» (с использованием нетрадиционных техник рисования) для детей 2 - 4 лет
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Кричевцова Лариса Вячеславовна

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять и по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.

Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов. Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает», «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может».

Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.

Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами - не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. А для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста.

Да как много различных способов для самовыражения маленького фантазёра! А с помощью взрослого будет проще реализовать свои фантазии.

Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная с раннего дошкольного возраста. Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_raznotsvetnye_palchiki.docx443.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 74 «Семицветик» города Смоленска

  

СОГЛАСОВАНООписание: исходник 4.jpg

с Советом родителей

Протокол № _1_ от 29.08.2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МБДОУ «Детский сад № 74«Семицветик» _________О.В.Авдеева 

Приказ № 25-пед от 31.08.2017 г.                                               

ПРИНЯТО

на педагогическом совете                                                      

МБДОУ «Детский сад № 74 «Семицветик»                                                                          

Протокол № 1 от 31.08.2017 г.

Программа дополнительного образования

«Разноцветные пальчики»

(с использованием нетрадиционных техник рисования)

для детей 2 - 4 лет

Срок реализации: 1 годОписание: big_3e948b89bdcae4c0e0f800b53b8e3e35

 

 

 

Составитель:

Кричевцова Л.В.,

воспитатель первой

квалификационной категории

2017 год


Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Проведение занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник

Наименование Программы

Программа дополнительного образования «Разноцветные пальчики» (рисование с использованием нетрадиционных техник) для детей 2 - 4 лет

Основание для разработки

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Устав МБДОУ г. Смоленска ДС № 74 «Семицветик».

Автор-составитель

Кричевцова Л.В.

Целевая группа

Дети младшего дошкольного возраста (2 - 4 лет)

Цель программы

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их речевые, интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы

  1. научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке;
  2. формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов для уточнения и обогащения восприятия;
  3. наблюдать в природе и уголке природы для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
  4. создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно - образной выразительности;
  5. побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники;
  6. учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;
  7. стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.

Программно - методическое обеспечение

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.

Копцева Т.А. Программа «Природа и художник». – Москва, 1994.

Копцева        Т.А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник». – Москва, 1994.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».  – М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Лыкова        И. А. Учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки». – Москва, Карапуз, 2009.

Сроки реализации программы

1 учебный год с 01.09.2017 по 31.05.2018

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  •  активность и самостоятельность детей в рисовании;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • дальнейшее развитие руки ребенка;
  • развитие разговорной речи.

Содержание

1.        Пояснительная записка        2

1.1.        Актуальность        3

1.2.        Цель и задачи программы        4

1.3.        Планируемые результаты        5

1.4.        Объем образовательной нагрузки        5

1.5.        Возрастные особенности детей 2 – 4 лет        5

2.        Содержание программы        7

2.1.        Планирование работы        7

2.2.        Описание нетрадиционных техник рисования и упражнений с их применением        9

3.        Организационно-педагогические условия реализации        15

программы        15

3.1.        Развивающая среда как условия работы по программе        15

3.2.        Игры и упражнения        17

3.3.        Организация работы с родителями        17

4.        Методы и приёмы диагностики        18

Литература        21


  1. Пояснительная записка

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять и по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.

Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов. Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает», «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может».

Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.

Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами - не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. А для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста.

Да как много различных способов для самовыражения маленького фантазёра! А с помощью взрослого будет проще реализовать свои фантазии.

Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная с раннего дошкольного возраста. Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений.

  1. Актуальность

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

  • умение одухотворять живую и неживую природу;
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира;
  • готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им;
  • стремление заботиться о других;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним;
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства.

С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:

  • учится быть оригинальным;
  • учится использовать средства выразительности;
  • учится давать оценку своей и чужой деятельности;
  • учится проявлять инициативу, самостоятельность;
  • развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник.

Исследования российских педагогов и психологов Е.А. Флериной, Н.Г.Сакулиной, Е.И.Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.

Известно утверждение, что рисование - «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н.А.Ветлугина).

Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.

Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать; навыки владения материалами и инструментами.

Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.

Научить детей видеть - значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти. Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:

  • развитие художественно-эстетического восприятия;
  • способность замысливать, представлять будущий рисунок;
  • освоение технических и изобразительных навыков;
  • опыт общения с миром изобразительного искусства.

Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить немало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.

Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.

Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.

Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т.к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.

  1. Цель и задачи программы

Цель данной программы - сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их речевые, интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

На основе данной цели определены следующие задачи:

  1. научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке;
  2. формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов для уточнения и обогащения восприятия;
  3. наблюдать в природе и уголке природы для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
  4. создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно - образной выразительности;
  5. побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники;
  6. учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;
  7. стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.

  1. Планируемые результаты

Результатами работы должны стать:

  • активность и самостоятельность детей в рисовании;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • дальнейшее развитие руки ребенка;
  • развитие разговорной речи.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

  1. Объем образовательной нагрузки

Периодичность занятий – 1 раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

  1. Возрастные особенности детей 2 – 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности

Так как дети от 2 до 4 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками


  1. Содержание программы

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Методы проведения занятия:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые.

Используемые методы

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы:

  • проведение выставок детских работ;
  • проведение открытого мероприятия;
  • проведение мастер-класса среди педагогов.

  1. Планирование работы

Группа раннего возраста

Игры с красками

Игра

Действия

Оборудование

«Шлёп - пятно, шлёп - другое»

Шлёпанье ладошкой по капле с краской

Два листа бумаги: чистый и с

кляксами

Гуашь

Вода в тазике

Салфетки

«Весёлые

пятнышки»

Шлёпанье намазанными краской ладошками

Два листа бумаги: чистый и с

кляксами

Гуашь

Вода в тазике

Салфетки

«Солнышко

весёлое»

Размазывание капли краски в разные стороны радиально

Лист бумаги, тазик с водой, гуашь, салфетки

«Колобок - румяный бок»

Размазывание капли краски по кругу с пассивным дорисовыванием

Лист тонированной бумаги, жёлтая гуашь, тазик с водой, салфетки

«Бабочка-

красавица»

Шлёпанье по каплям краски с пассивным дорисовыванием + использовать технику «Монотипия»

Лист бумаги, сложенный пополам, краски, тазик с водой, иллюстрации с изображением бабочек

Первая младшая группа

Месяц

Тема

Техника

Цель

Сентябрь

Грибочки

Пальчики-

палитра

Продолжать знакомить с краской

Продолжать освоение техники пальчиковой живописи и рисование ладошкой

Развивать чувство ритма и цвета

Октябрь

Разноцветные листочки

Ладошка

Ноябрь

Дождик

Пальчики-

палитра

Декабрь

Снег идёт

Пальчики-

палитра

Закрепить приёмы рисования пальчиками

Познакомить с новой техникой «от пятна»

Продолжать учить детей пользоваться кисточкой

Развивать у детей чувство ритма и цвета

Январь

Украсим

нашу

ёлочку

Пальчики-

палитра

Февраль

Мы катаем снежный ком, станет он снеговиком

От пятна

Март

Мимоза для мамочки

Пальчики-

палитра

Продолжать закреплять приёмы рисования пальчиками

Познакомить с новой техникой рисования «тычком» и «клубочком»

Познакомить с малярной кистью и приёмами работы с ней

Апрель

Травка-

муравка

Тычком

Май

Цветики-

цветочки

Клубочек

Вторая младшая группа

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ходит осень по дорожкам

Овощи и фрукты

Солнышко лучистое, почему ты прячешься?

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиками, наносить прямые, короткие линии и точки

Прививать навыки наклеивания

Декабрь

Январь

Февраль

Маленькая ёлочка

Снеговик, снеговик

Зимние деревья

Познакомить детей с техникой печатанья, «тычок», восковые мелки, свеча

Дополнять новую технику уже знакомой

Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие

Март

Апрель

Май

Всё для мамочки моей Волшебные картинки Травки-муравки

Продолжать знакомить с новыми техниками рисования

Вызывать интерес к воплощению увиденного в рисунке, делать подарки близким

Развивать творческие способности детей

  1. Описание нетрадиционных техник рисования и упражнений с их применением

Граттаж - суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, - в процарапывании.

Описание техники:

Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста.        

Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.

Далее весь фон полностью затрём воском.

Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.

Затем покроем этой смесью парафиновый лист.

А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра!

Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

Упражнения:

«В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.

«Что за звёздочки такие...» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую.

«Ночной мотылёк» Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.

«Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.

«Волшебная поляна» Кто - то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот появилась бабочка, а вот цветок.

«Дворец для Снегурочки» Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка.

«Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты.

«Вечерний город» Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!

«Ветер по морю гуляет» Летит кораблик на всех парусах по водной глади.

Монотипия - эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.

Описание техники:

Данной техникой мы предлагаем заниматься детям со средней группы.

Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.

Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.

Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?

Упражнения:

«В стране Двуляндии» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному. Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем...

«Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.

«Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

«Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся.

«Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой - город отразиться в воде.

«Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.

«Гномы - близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.

Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Описание техники:

Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!

Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Упражнения:

Для детей младшей группы можно предложить нарисовать:

  • цветы для пчёлки;
  • бабочек порхающих над лугом;
  • грибы на полянке;
  • овощи в корзинке;
  • фрукты в вазе и т.п.

В средней группе дети могут использовать «печатки» с геометрическим рисунком и меняться ими в процессе работы:

  • открытки;
  • пригласительные билеты;
  • платки;
  • салфетки.

В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток»

  • букет цветов;
  • закладки;
  • букет из рябиновых веток.

Рисование но сырой бумаге – своеобразная техника рисования.

Описание техники:

Начинать осваивать эту технику можно уже в младших группах. Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала).

Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.

Упражнения:

 «Плывут по небу облака» Проведём плавную линию и она волшебным образом превратиться в ... А на что похожи наши облака?

«Аквариумные рыбки» Встретились две дуги... А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии - заколыхались в воде водоросли.

«Зайцы на поляне» Провели короткую линию, а увидели серенькую,пушистую шубку непоседы.

 «Летний дождь» Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей - то зонтик.

«Воробышки зимой» Холодно птахам, нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна!

«Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе.

«Мой пушистый маленький друг» Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!

 «На дне морском» Покажем, как меняется море в зависимости от погоды.

«Последний лист» Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев, и только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист...

«В метель» Порыв ветра, ещё один, ещё... Снег колит лицо, он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку.

«В подводной лодке» Что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли, солнечные лучи, маленьких рыбок, больших рыб...

«Радуга - дуга» Цвета расположены в определённой последовательности, смотри не перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета в другой.

Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Описание техники:

Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.

Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю.., побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.

А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета, пусть встретятся.

А на что же похожи их следы?

Упражнения:

«Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.

«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья, а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.

«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу - загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.

Набрызг – непростая техника.

Описание техники:

Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки - быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке, так как сначала капли краски летят не только на бумагу.

Упражнения:

«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом. «Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.

Кружатся в танце белые снежинки.

«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.

Печать от руки – очень интересная техника.

Описание техники:

Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.

Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.

К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.

Упражнения:

Предложите детям представить:

«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги - одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!

«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё - то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.

«Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким - нибудь цветком.

«Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.

«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.


  1. Организационно-педагогические условия реализации

программы

  1. Развивающая среда как условия работы по программе

Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе создаётся развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие.

При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований:

  • соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития;
  • предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности;
  • проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.

Развивающая среда для работы по программе включает следующие центры:

Центр

Образовательная

задача

Примерное содержание среды

Предполагаемая деятельность детей

Уголок изодеятельности

Развитие ручной умелости, проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности

Материалы инструменты и их заместители для работы в различных видах деятельности

Бумага разных форматов и структур

Оборудование для работы

Игры

Мнемотаблицы

Технологические карты

Рисование

Нетрадиционное

рисование

Лепка

Аппликация

Раскрашивание

Игротека

Уточнение,

систематизация знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности

Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам

Игровая деятельность

Книжный

уголок

Накопление познавательного опыта, умения «работать» с книгой.

Познавательная и художественная литература, картинки и фотографии, «Книжкина больница»

Рассматривание

Слушание

Систематизация

наглядного

материала

Уголок

природы

Расширение познавательного опыта, его использование в других видах деятельности

Растения в соответствие с возрастными рекомендациями Оборудование для труда

Иллюстрации с экологическим содержанием

Картотека загадок, стихов, примет, пословиц, поговорок

Гербарии, семена растений

Природный материал

Мнемотаблицы

Дидактические игры экологического содержания

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов.

Труд природоведческого содержания.

Лаборатория

«Почемучка»

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов, расширение познавательного опыта

. •

Материалы

Оборудование

Приборы

Технические и медицинские материалы

Фартуки

Наглядные модели

Опыты, эксперименты, исследования.

  1. Игры и упражнения

Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении

А если учесть, что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий.

Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.

Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга

Выгорский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе ...все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»

  1. Организация работы с родителями

Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:

  • оформление наглядной агитации для родителей;
  • проведение бесед, консультаций, родительских собраний с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов;
  • совместное проведение мероприятий;
  • совместное творчество родителей и детей;
  • анкетирование.

Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества.

Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.


  1. Методы и приёмы диагностики

Для достижения основной цели проводится обследование детей в форме диагностики, которая строится на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники. Используютсяа разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При взаимодействии с детьми применяется демократичный стиль общения, который позволяет создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяются мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, осуществляется наблюдение за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения диагностики: выявить уровень художественного развития детей, оценить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование проводится по следующим направлениям:

  1. цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков;
  2. рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов;
  3. рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники;
  4. рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник.

Методика проведения

Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми.

На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми

Детям предлагается назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.

По ходу фиксируется: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник.

Низкий (1 балл):

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен;
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке;
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет;
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого;
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими;
  • не достаточно освоены технические навыки и умения.

Средний (2 балла):

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем;
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний;
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений;
  • правильно пользуется материалами и инструментами;
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого;
  • проявляет интерес к освоению новых техник;
  • проявляет самостоятельность.

Высокий (3 балла):

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках;
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках;
  • умеет создать яркий нарядный узор;
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками;
  • может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста).

Литература

  1. Алексеевская Н. Озорной карандаш. – М.: Лист, 1998.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  4. Гудилина С.И. Чудеса своими руками. – М., Аквариум, 1998.
  5. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Школа-Пресс, 2005.
  6. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию в игре. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Школа-Пресс, 2005.
  8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  9. Казакова        Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1980.
  10. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  11. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
  13. Копцева Т.А. Программа «Природа и художник». – Москва, 1994.
  14. Копцева        Т.А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник». – Москва, 1994.
  15. Лопатина        А., Скрепцова М. Краски рассказывают сказки. – Москва, Амрита-Русь, 2004.
  16. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».  – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
  17. Лыкова        И. А. Учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки». – Москва, Карапуз, 2009.
  18. Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности. (Псковский вольный институт) // Дошкольное образование №4, 2004.
  19. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа изостудии Затейники.«Использование нетрадиционных техник рисования» для детей от 3 до 4 лет.

Пояснительная запискаФормирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразит...

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Дополнительное образование. Кружковая работа "Умелые ручки" (нетрадиционная техника рисования для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная запискаНетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, параф...

Дополнительная программа по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Разноцветный мир»

Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности, представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на развитие познавательной активности и творческой акт...

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Радужный мир»

laquo;Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное...

Рабочая программа кружка «Калейдоскоп» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рис...