кружковая работа по народно прикладному искусству
методическая разработка по рисованию (средняя, старшая группа) на тему

кружковая работа по народно прикладному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx54.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Программа кружка

«Художественная мастерская»

(знакомство дошкольников с русским декоративно-прикладным искусством)

Воспитатель МБДОУ №2 «Гусельки»

Киселёва Наталья Александровна

Карасукского района

Новосибирской области

2018-2019 год

   « Считаю, что художественно-творческая деятельность является самым интересным видом деятельности в детском саду»

 Программа направлена на развитие творческих способностей через восприятие народного искусства и рассчитана на два года обучения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углублённого знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества, используются самодельные инструменты для рисования. Дети шире и глубже знакомятся с символикой русского декоративного искусства. В основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству лежит знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности.

 Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Темы занятий программы дают дошкольникам более целостное представление о том, каким видели славяне устройство мира, об основах зарождения орнамента и символики. Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторяемости, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

 Цель программы – формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:  

1Приобщать детей к народному декоративно-прикладному

искусству в условиях практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;  

2Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;  3Развивать эстетическое ( эмоционально- эстетическое), образное восприятие, эстетические чувства;

4 Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;  

5Способствовать знакомству с классическими закономерностяминародного декоративно-прикладного искусства ( колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, узора к форме, изобразительные приёмы и т.д.);

6. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – чувство цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Направления работы: 1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.

2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий. Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся группой один раз в неделю. В год проводится 27 -28 занятий.

 Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством проводится для того, чтобы:  

1Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребёнка к деятельности и декоративно – прикладному искусству, учитывая индивидуальные способности детей;  

2Определить возможные перспективные работы с ребёнком ( задачи, содержание, формы, методы);

3. Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

 Индивидуальная работа ведётся систематически.

 Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности. Содержание работы. Учебный материал подбирается с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать своё изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. В работе используются различные методы и приёмы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности ); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий ); словесный ( беседа, использование художественного слова, указания, пояснения ); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно – мотивационный (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ходе занятия); «метод подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребёнок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

 Этапы работы. Весь образовательный процесс делится на два этапа.

 I этап – подготовительный 

Задачи:  1.Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.  

2Развить умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

3 Развивать умения видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного ремесла.  4.Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.  Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап – практический 

Задачи:

1 Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке, рисовании.  

2Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

3 Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учётом их формы, заполнять узором большую часть.

 

4Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.  

5Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

 В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера.

 Ожидаемый результат: Средняя группа: 1.

 Узнают и называют знакомые виды народного декоративно прикладного искусства.  

2Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотива народных изделий.  

3Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.  

4.Лепят из глины декоративные изделия, используя способы: конструктивный, кругового налепа.  5 Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.  

6.Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Старшая группа: 

1.Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства.  

2Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка.

3.Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узоры композиции и т.п.  4.Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

4   Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.  

5.Применяют в работе полученные знания, умения и навыки.

6 Используют в процессе создания изделий разнообразные  нетрадиционные техники рисования. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 Учебно – тематический план работы кружка « Художественная мастерская»

Название темы

Средняя группа

Общее кол-во занятий

Общее кол-во занятий

Старшая группа

теория

практика

Теория

практика

Дымковская сказочная страна»

1

3

4

3

«Чудо Филимоновских свистулек»

1

3

4

3

«Каргопольские игрушки»

1

3

4

3

«Знакомьтесь: русская матрёшка»

1

3

4

1

2

«Богородская резная игрушка»

1

2

Жостовский букет

1

1

«Весёлый Городец»

1

3

4

2

«Сине-голубое чудо Гжели»

1

3

4

4

«Золотая Хохлома»

1

3

4

2

«Красота Вологодских кружев»

1

1

«Плат узорный»

1

1

2

2

«Русский народный костюм»

1

1

2

1

2

Итого в год

9

23

32

5

27

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник. (средняя группа 4 - 5 лет)

Тема

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

                                                                   сентябрь

1

Дымковская игрушка Рассказ об истории промыслаа

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками

Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызывать желание самим пробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, животных, птиц.

Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, животных, птиц. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20х30 см, гуашь, кисти, тычки

2

«Дымковская лошадка»

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками

Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

инструментами Гуашь, кисти,бумажные жгутики, ватные палочки, салфетки, баночки с водой.

3

Дымковская уточка

Рисование тычком, ватными палочками, бумажными жгутиками

 Продолжать знакомить детей с народным декоративноприкладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить расписывать дымковские изделия; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими

Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Гуашь, кисти, бумажные жгутики, ватные палочки, салфетки, баночки с водой

4

Дымковские козлики и бараны

Рисование тычком, ватными палочками, бумажными жгутиками

Продолжать знакомить детей с разнообразием дымковской игрушки. Расширять представления Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить расписывать дымковские изделия; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими

Гуашь, кисти, бумажные жгутики, ватные палочки, салфетки, баночки с водой

                                                                    Ноябрь

5

Филимоновские свистульки.

           

Рассказ об истории промысла. Ватные палочки, пёрышко

 

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно прикладного искусства.

Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы бумаги 20х30 см, гуашь, кисти, баночки с водой, ватные палочки

6

Рисование

«Филимоновский петушок»

Выставка изделий филимоновских мастеров

 Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадикионную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Вызвать интерес к творчеству филимоновских мастеров.

иллюстрации с изображениями филимоновских игрушек силуэты петушков, кисти, гуашь, баночки с водой

7

Лепка. «Филимоновские олени и коровки»

глина

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; Учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорции и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе

Филимоновские подлинные игрушки – олени и коровки, глина, стеки, салфетки, баночки с водой

8

Рисование. «Филимоновский табунок»

Ватные палочки, пёрышко

Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на последовательность расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побелённых игрушках

иллюстрации, окрашенные игрушки, вылепленные детьми; таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, кисти, пёрышко, баночки с водой, салфетк

                                                                              декабрь

9

Каргопольские легенды Рассказ об истории

Рисование тычком, ватными палочками,

Познакомить с каргопольской игрушкой Закрепить знания детей  каргопольских игрушек, Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Рассказ об истории русского народа, проживающего на севере России. Учить рисовать элементы росписи изображениями каргопольских игрушек.

Презентация о каргопольском промысле. Листы бумаги 20х30см, таблицы с элементами росписи, кисти, гуашь, ватные палочки.

10

 Рисование. «Волшебная птица Сирин»

Рисование тычком, ватными палочками

Развивать у детей умение самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умения составлять узор из штрихов, точек, каёмочки, перекрещивающимися линиями и украшать бумажный силуэт птицы. Воспитывать интерес к народному творчеству

Каргопольские игрушки, иллюстрации, таблицы с элементами росписи, гуашь, баночки с водой, салфетки

11

Лепка “Каргопольский медведушко»

Глина, стеки, мокрые тряпочки, стаканчики с водой. Лепка из целого куска глины.

Закреплять приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, заглаживание)

Каргопольские игрушки, иллюстрации, таблицы с элементами росписи, гуашь, баночки с водой, салфетки

12

 Рисование. «Каргопольская коза

Ватные палочки, тычки, пёрышко

Развивать у детей умение самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму.

Каргопольские игрушки, иллюстрации, таблицы с элементами росписи, Совершенствовать умения составлять узор . гуашь, баночки с водой, салфетки

                                                                       январь

13

Золотая хохлома. Рассказ об истории промысла

Ватные палочки, тычки

Познакомить детей с хохломским народным промыслом. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отображать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

Иллюстрации с изображениями хохломских предметов декоративно – прикладного искусства, таблицы с элементами хохломской росписи. листы бумаги 20х30см, ватные палочки, гуашь, кисти, тычки

14

Рисование «Шарфики для козлят»

Ватные палочки, тычки

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой-тычком

Хохломские изделия, иллюстрации с изображениями хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные полоски 10х30см жёлтого, красного, чёрного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, гуашь, кисти, ватные палочки, печатки-тычки

15

Рисование «Ложка для Мишутки» по сказке три медведя

Ватные палочки, тычки

Учить составлять узор на силуэте ложки из элементов хохломской росписи. Закрепить знания цветов, используемых в хохломской композиции. Развивать интерес к хохломскому искусству, вызвать сочувствие к героям сказки. Хохломские изделия, иллюстрации с изображениями хохломских предметов декоративно-прикладного искусства

Силуэты ложек, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

16

Рисование «Чашки трёх медведей»

Ватные палочки, пёрышко

Учить составлять узор на силуэте чашки из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, п*ростой трилистик, ягоды смородины). Закрепить умение сочетать цвета используемые в хохломской композиции. Развивать интерес к хохломскому искусству, вызвать сочувствие к героям сказки. Закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться тычком

Гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, театр на фланелеграфе «Три медведя», силуэты чашек жёлтого и красного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, гуашь, кисти, ватные палочки, печатки-тычки

Февраль

17

«Городецкая лошадка»

Рисование пальчиками

Учить прорисовывать элементы городецкой росписи, используя технику рисования пальчиками. Учить узнавать городецкую технику росписи дерева, её характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

Листы бумаги 20х30см, таблицы с элементами городецкой росписи, гуашь, кисти, ватные палочки, тычки

18

Весёлый Городец. Рисование пальчиками

 Презентация. Листы бумаги 20х30см, таблицы с элементами городецкой росписи, гуашь, кисти, ватные палочки, тычки

19

Рисование. «городецкий петушок»

Ватные палочки, пёрышко, бумажные жгутики.

 Учить узнавать городецкую технику росписи дерева, её характерные признаки. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи, используя технику рисования пальчиками. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории

 Выставка городецких изделий, иллюстрации с изображениями городецких изделий декоративно-прикладного искусства

20

Рисование. «Расписные доски»

Ватные палочки, пёрышко, бумажные жгутики

Учить прорисовывать элементы городецкой росписи, используя технику рисования пальчиками. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

Выставка городецких расписных досок, видеоряд, иллюстрации с изображениями городецких изделий декоративно-прикладного искусства.

21

Рисование+аппликация «Городецкий фазан»

атные палочки, пёрышко, бумажные жгутики, самоклеющаяся цветная бумага.

Учить составлять узор по городецким мотивам, располагая его на силуэтах различной формы.

Видеоряд, иллюстрации с изображениями городецких изделий декоративно-прикладного искусства.

                                                                                 март

22

Сине-белое чудо Гжели

Рассказ о промысле Пёрышко, кисти разной толщины.

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего)

Выставка гжельских изделий, иллюстрации с изображениями гжельских изделий декоративноприкладного искусства

23

Гжельская чашка

Пёрышко, кисти разной толщины

Учить детей рисовать узор «гжельская сетка»

Выставка изделий гжельских мастеров, иллюстрации с изображениями гжельских изделий декоративноприкладного искусства.

24

Гжельская ваза

Пёрышко, кисти разной толщины.

Учить детей рисовать цветок «гжельская роза»

Выставка изделий гжельских мастеров, иллюстрации изделий с гжельской росписью, бумага, трафареты

25

Лепка. Декоративные

Глина, стеки, мокрые тряпочки, баночки

Закреплять приёмы лепки Выставка изделий гжельских мастеров, фигурки водой. (оттягивание, прищипывание, заглаживание)

 Выставка изделий гжельских мастеров, иллюстрации изделий с гжельской росписью, бумага, трафареты.

                                                                         Апрель

26

Жостовские.

Рассказ о промысле. Тушь, кисти разной толщины, тычки, ватные палочки.

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказ о жостовском промысле. Учить узнавать жостовскую технику росписи, передавая её характерные признаки. Учить прорисовывать элементы жостовской росписи, используя технику рисования пальчиками. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину

Выставка жостовских изделий, иллюстрации с изображениями

26

Жостовские подносы

Тушь, кисти разной толщины, тычки, ватные палочки.

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказ о жостовском промысле. Учить узнавать жостовскую технику росписи, передавая её характерные признаки. Учить прорисовывать элементы жостовской росписи, используя технику рисования мазками. Учить делать мазки используя две краски

Выставка жостовских изделий. Презентация

27

Павло-посадские платки.

Кисти разной толщины, тычки, ватные палочки, бумажные жгутики

Познакомить детей с творчеством павло-посадских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративноприкладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам

Выставка павло-посадских платков, иллюстрации с изображениями павлопосадских платков.

28

Павло-посадские платки

Кисти разной толщины, тычки, ватные палочки, бумажные жгутики.

Продолжать знакомить детей с элементами павло-посадской росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Выставка павло-посадских платков

Презентация.

                                                                                 Май

Русская матрёшка

Ватные палочки, кисти разной толщины, тычки, ватные палочки, бумажные жгутики.

Познакомить детей с историей русской матрёшки

 Видео фильм «История русского костюма»

Русский костюм

 (сарафан)

Кисти разной

 толщины, бумажные жгутики, пёрышко.

Познакомить детей с историей

 русского костюма.

Презентация.

Русская костюм (рубашка

Кисти разной толщины, бумажные жгутики, пёрышко.

Познакомить детей с историей русского костюма.

Презентация.

 Викторина

Закрепление материала по ознакомлению с русским декоративно прикладным искусством

Дидактические пособия, раздаточный материал. Дидактические игры

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных художественно-графических техник.

Тема

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

сентябрь

1.

Рисование «Дымковские кони»

Бумажные жгутики, ватные палочки

Расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить расписывать характерные особенности внешнего вида дымковской игрушки.

Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Силуэты дымковского коня, гуашь, салфетки, баночки с водой, клей

2.

Рисование + моделирование «Как у чудо – индюка все расписаны бока».

Бумажные жгутики, ватные палочки, клей, цветной клей.

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским

Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

3.

Рисование Дымковская барышня

Рисование пальчиками, «тычком», ватными палочками.

Учить расписывать барышню узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским

 Тема Нетрадиционная техника Программное содержание Оборудование Октябрь 1 Рисование «Дымковские кони» Бумажные жгутики, ватные палочки Расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить расписывать характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Силуэты дымковского коня, гуашь, салфетки, баночки с водой, клей 2 Рисование + моделирование «Как у чудо – индюка все расписаны бока». Бумажные жгутики, ватные палочки, клей, цветной клей. Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. птицам. 3 Рисование Дымковская барышня Рисование пальчиками, «тычком», ватными палочками. Самостоятельная роспись дымковской барышни. Таблицы с элементами дымковской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, кисти, «тычки», ватные палочки. 4 Лепка «Филимоновские красавицы». Ватные палочки, бумажные жгутики. Обобщить знакомство детей о филимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству. Филимоновские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. Ноябрь 5 Рисование «Филимоновский хоровод». Перышко, кисти разной толщины. Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделий, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, перышко. красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. 6 Рисование филимоновский барышни Тычки, бумажные жгутики, кисти разной толщины Самостоятельная роспись филимоновской барышни. Филимоновские барышни 7 Каргопольская игрушка. Лепка «Полкан-кентавр». Глина, стеки, мокрые тряпочки, стаканчики с водой. Обобщить знакомство детей о каргопольских игрушках Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству. Каргопольские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. 8 Рисование «Могучий Полкан-богатырь». Рисование пальчиками, «тычком», ватными палочками. Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы ро списи и Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, ватные палочки, кисти, «тычок». самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. Декабрь 9 Рисование каргопольской барышни Самостоятельная роспись каргопольской барышни. Выставка каргопольской игрушки. 10 Знакомство с разнообразием русской матрешки. Рисование пальчиками, «тычком», ватными палочками. Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки. Выставка матрешек из разных городов России. Иллюстрации и детские книги с изображением матрешек 11 Рисование «Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки» (полхов-майданская матрёшка) Печатки, «тычки» Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полховмайдановских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи Матрешки из разных городов России. Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полховмайданских, загорских и семеновских матрешек. матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки». 12 Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись двухсторонних матрёшек) Рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, ватные палочки, «тычки» Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Таблицы с элементами росписей матрешек (семеновской, полховмайданской, загорской), модели двусторонних матрешек, краска гуашь, ватные палочки, кисти, «тычок», трафареты, воздушные фломастеры Развивать творчество и фантазию. Январь 13 Знакомство с русским народным костюмом Кисти разной толщины, Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Русский народный костюм. Иллюстрации и фотографии с русским народной одеждой. 14 Рисование «Оденем Ваню и Маню в русский костюм» Бумажные жгутики, ватные палочки, цветной клей. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – цветным клеем. Иллюстрации с изображением русского костюма (пособие «Русский народный костюм», детали костюмов для росписи, цветной клей. 15 Апплиация (Русский костюм) Цветная бумага,ножницы, клей. Расширять знания детей о русском народном костюме. Самостоятельно составить узор на силуэтах русского костюма Иллюстрации с изображением русского костюма (пособие «Русский народный костюм», детали костюмов, клей, кисти, салфетка 16 Знакомство с богородской резной деревянной игрушкой. Картон серого цвета, карандаши , ножницы, крепёж (болтики) Познакомить детей с новым промыслом – богородскими резными игрушками. Познакомить с о собенно стями их изготовления, своеобразием композиции. Выставка богородских резных игрушек. Альбомы с иллюстрациями игрушек. Февраль 17 Лепка «Богородский медведь». Глина, стеки, мокрые тряпочки, стаканчики с водой. Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, Богородские игрушки. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. аккуратность. 18 Рисование «Богородские игрушки» (графика) Простые карандаши, пастель, пёрышки. Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Учить рисовать богородскую игрушку графическим способом, стараясь передать движение и строение персонажей. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду. Богородские игрушки. Бумага, простые карандаши. 19 Рисование «День рождения Ушастика» (роспись посуды). Ватные палочки, «тычки», цветной клей. Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из более сложных элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Баночки из-под кремов, в виде старинной посуды, покрашенные под фон хохломских изделий, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей. 20 Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно). Ватные палочки, «тычки», цветной клей. На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству. Бумажные силуэты лепестков цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей Март 21 Рисование «Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа). Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками, печать по трафарету, воздушные фломастеры, набрызг. Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий. Учить рисовать новые элементы росписи – Розан, Городецкого коня и птицу. Согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы. У воспитателя картонная ширма в виде одной-двух комнат и две-три небольшие куклы, картонная мебель: стулья, кресла, стол, диван, кровати и др.., с прикрепленными к ним бумажными частями, которые будут расписываться узорами. Таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, фломастеры, кисти, ватные палочки, «тычки», трафареты, воздушные фломастеры, зубные щетки, стеки 22 Рисование «Городецкие птицы» Ватные палочки, «тычки», кисти разной толщины. Продолжать учить рисовать новые элементы росписи – Розан, Городецкого коня и птицу. Учить составлять узор в соответствии с формой и величиной силуэта. Выставка городецких досок. 23 Гжельский промысел Лепка «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа). Ватные палочки, кисти разной толщины Обобщить и расширить знания детей о гжельском промысле. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться. Гжельский сервиз. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. 24 Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза). Ватные палочки, «тычки», Учить рисованию гжельской розы, использованию двойного мазка. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы Побеленные детские изделия, Таблицы с элементами гжельской росписи, краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки», после побелки, использовать приёмы кистевой росписи. Апрель 25 Конструирование «Чайная пара» Бумага, ножницы, клей. Конструирование чашки и блюдца из бумаги. Склеивание деталей. Выставка изделий гжельских мастеров, иллюстрации изделий с гжельской росписью, бумага, трафареты, ножницы, клей 26 Рисование «Чайная пара» Ватные палочки, «тычки», кисти разной толщины. Роспись изготовленной чайной пары. Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего) Выставка изделий гжельских мастеров, иллюстрации изделий с гжельской росписью, изготовленные из бумаги чашки и блюдца, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой. 27 Искусство Жостова. Рассказ о промысле. Ватные палочки, «тычки», кисти разной толщины. Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного Выставка изделий жостова. Видеофильм «Жостовская красота». Бумажные трафареты разной формы черного, красного, желтого, синего цветов; краска декоративно-прикладного искусства. Учить выполнять элементы жостовской росписи и составлять несложные композиции. гуашь, мягкие кисти. 28 Рисование «Жостовские подносы» Рисование пальчиками. Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Выставка жостовских подносов. Май 29 Рисование «Шаль всем на диво - нарядна, красива» (коллективная работа) Холодный батик. Закрепить знание детей о средствах выразительности декоративного украшения павловопасадских шалей. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов, умение согласовывать свои действия с работой товарищей. Павловопосадские шали и платки. Ткань размером 100*100 см по краю с бахромой, белого и красного цвета, краски для росписи методом батика, кольцо для закрепления ткани, кисти. 30 Знакомство с вологодскими кружевами. Экскурсия в Русскую горенку Ватные палочки, «тычок» Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о Кружевные изделия вологодских мастериц; репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». детского сада содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе. Видеофильм «Вологодские кружева», Сказка «Семь Катерин». Таблица с элементами кружев. Бумага черного цвета размером 20*30 см., краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». 31 Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои» Черно-белый граттаж Продолжать знакомить детей с народным промыслом «кружевоплетение»; показать красоту кружевных изделий вологодских мастериц.. Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой. Использовать в работе нетрадиционную сеткой. Использовать в работе нетрадиционную технику рисования – черно-белый граттаж. Таблица с элементами кружевоплетения. Силуэты одежды черного цвета, палочки для техники граттажа, салфетки. 32 Рисование по замыслу. Все знакомые техники. Закрепить знания, умения, навыки по декоративноприкладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя различные Изделия народных промыслов. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, краски, кисти, «тычки», нетрадиционные техники рисования. Развивать творческие способности детей ватные палочки и т.п..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО НАРОДНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»

Народно – прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.Народно – прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит дет...

Перспективный план кружковой работы по декоративно-прикладному - искусству "Цветная бусина"

Перспективный план кружковой работы по декоративно-прикладному - искусству"Цветная бусина"...

Опыт работы по теме :«Использование народно – прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию»

Описывается работа по ознакомлению народной игрушки, знакомство с декоративными росписями народов России (Гжель, Хохлома, Городец,Дымка)....

Работы детей по народно-прикладному искусству

Здесь представлены работы детей по изо деятельности  по теме:народно-прикладное искусство....