«ФОРМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО НАРОДНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»
презентация к занятию (младшая группа) по теме

Булахтина Елена Олеговна

Народно – прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Народно – прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Цель: систематизировать материал по ознакомлению детей первой младшей группы с народными промыслами.

Задачи:

1. Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством.

3. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

4. Совершенствовать технические навыки и умения рисовать.

5. Способствовать развитию умения рисовать декоративные элементы (точки, кружки, полоски).

6. Продолжать учить придумывать узоры для различных бумажных силуэтов.

7. Учить лепить из пластилина декоративные изделия.

Формы реализации:

Øрассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством;
Øрассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов;
Øпроведение мини-спектаклей с участием народных игрушек. Яркие, сказочные образы народно – прикладного искусства остаются в памяти малышей довольно долгое время;
Øпродуктивная деятельность (после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить разнообразные бумажные игрушки;
Ø выполнение работ из пластилина;
Øподвижные и малоподвижные народные игры;
Ø выставка детского творчества;
Ø работа с родителями.

Мы считаем, что знакомство детей с народно - прикладным искусством должно начинаться с раннего возраста. К примеру, в первой младшей группе детского сада. Возможности ребенка в декоративной лепке на этом этапе весьма ограничены: дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубление пальцем. Встреча детей с игрушками проходит в виде игр. Ребятам нравятся яркие матрешки и гладкие точеные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей.  Играя с матрешками, они говорят, что матрешек много, они большие и маленькие, у матрешек есть глаза, нос, красивые платки, а, рассматривая точеных птиц, отмечают, что голова у птицы круглая, а хвост длинный. С нашими детьми народная игрушка в основном используется для игр. Декоративной лепки в данной группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине, пластилине. Они занимаются этим с превеликим удовольствием.

Предметы                               народно – прикладного искусства:

- Дымковская игрушка. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811году. Автор его – Николай Захарович Хитрово. Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни – франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами.
- Филимоновская игрушка. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Игрушки смешны, причудливы и очень выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и др. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими – ибо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета.
- Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой Декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Существуют разнообразные виды орнаментов:

¢«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
¢«травка» — узор из крупных и мелких травинок;
¢«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
- Тверская игрушка. В городе Торжок Тверской области сравнительно недавно стали изготавливать глиняные игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью. Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки.
- Каргопольская игрушка. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски. Данной игрушке свойственны и многофигурные композиции – танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Все фигурки с короткими руками и ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Звери изображаются толстоногими и порой динамичными. В последнее время для оживления игрушек мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос.
- Богородская игрушка. Народными мастерами в селе Богородское Московской области, вот уже более 350 лет создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как глиняные, относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Содержание игрушек разнообразно – это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они игрушки – шутки. Традиционным образом является медведь. Основные виды расписных игрушек – куры, птицы на подставке с подвижным устройством.
- Гжельская посуда (примерно с 14 века). В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Алёнушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой. Появились скульптуры, изображающие космонавтов и спортсменов с олимпийскими факелами.
       Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не созданного произведения. Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений) не может. Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются выставки детских рисунков, поделок. Которые мы систематически организуем в нашей группе.
       После всего сказанного, можно сделать ввод о том, что знакомство детей с предметами народного творчества оказывает благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.
  Библиография:
1.Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.
2.Дурасов Н.А. Каргополькая глиняная игрушка. Л., 1986.
3.Дорожин Ю.Г., Соломенникова О.А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004.
4.Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.
5.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. М., 2005.
6.Википедия (свободная энциклопедия) http://ru.wikipedia.org
7.Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum/dpi.html

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФОРМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО НАРОДНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ» I младшая группа № 3 Воспитатель: Булахтина Е. О.

Слайд 2

Народно – прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Народно – прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Слайд 3

Цель: систематизировать материал по ознакомлению детей первой младшей группы с народными промыслами. Задачи: 1. Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства. 2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством. 3. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. 4. Совершенствовать технические навыки и умения рисовать. 5. Способствовать развитию умения рисовать декоративные элементы (точки, кружки, полоски). 6. Продолжать учить придумывать узоры для различных бумажных силуэтов. 7. Учить лепить из пластилина декоративные изделия.

Слайд 4

Формы реализации: рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством; рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов; проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек. Яркие, сказочные образы народно – прикладного искусства остаются в памяти малышей довольно долгое время; продуктивная деятельность (после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить разнообразные бумажные игрушки; выполнение работ из пластилина; подвижные и малоподвижные народные игры; выставка детского творчества; работа с родителями.

Слайд 5

Мы считаем, что знакомство детей с народно - прикладным искусством должно начинаться с раннего возраста. К примеру, в первой младшей группе детского сада. Возможности ребенка в декоративной лепке на этом этапе весьма ограничены: дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубление пальцем. Встреча детей с игрушками проходит в виде игр. Ребятам нравятся яркие матрешки и гладкие точеные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей. Играя с матрешками, они говорят, что матрешек много, они большие и маленькие, у матрешек есть глаза, нос, красивые платки, а, рассматривая точеных птиц, отмечают, что голова у птицы круглая, а хвост длинный.

Слайд 6

С нашими детьми народная игрушка в основном используется для игр. Декоративной лепки в данной группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине, пластилине. Они занимаются этим с превеликим удовольствием.

Слайд 7

Предметы народно – прикладного искусства: Дымковская игрушка . Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811году. Автор его – Николай Захарович Хитрово. Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни – франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами.

Слайд 8

Филимоновская игрушка. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Игрушки смешны, причудливы и очень выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и др. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими – ибо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета.

Слайд 9

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой Декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Существуют разнообразные виды орнаментов: «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами; «травка» — узор из крупных и мелких травинок; « кудрина » — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Слайд 10

Тверская игрушка. В городе Торжок Тверской области сравнительно недавно стали изготавливать глиняные игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью. Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой , белый, чёрный, зелёный, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки.

Слайд 11

Каргопольская игрушка . Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски. Данной игрушке свойственны и многофигурные композиции – танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Все фигурки с короткими руками и ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Звери изображаются толстоногими и порой динамичными. В последнее время для оживления игрушек мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос.

Слайд 12

Богородская игрушка. Народными мастерами в селе Богородское Московской области, вот уже более 350 лет создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как глиняные, относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Содержание игрушек разнообразно – это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они игрушки – шутки. Традиционным образом является медведь. Основные виды расписных игрушек – куры, птицы на подставке с подвижным устройством.

Слайд 13

Гжельская посуда (примерно с 14 века). В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Алёнушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой. Появились скульптуры, изображающие космонавтов и спортсменов с олимпийскими факелами.

Слайд 14

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не созданного произведения. Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений) не может. Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются выставки детских рисунков, поделок. Которые мы систематически организуем в нашей группе.

Слайд 15

После всего сказанного, можно сделать ввод о том, что знакомство детей с предметами народного творчества оказывает благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.

Слайд 16

Библиография: Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004. Дурасов Н.А. Каргополькая глиняная игрушка. Л., 1986. Дорожин Ю.Г., Соломенникова О.А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной . М., 2005. Википедия (свободная энциклопедия) http://ru.wikipedia.org Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum / dpi.html

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме :«Использование народно – прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию»

Описывается работа по ознакомлению народной игрушки, знакомство с декоративными росписями народов России (Гжель, Хохлома, Городец,Дымка)....

Работы детей по народно-прикладному искусству

Здесь представлены работы детей по изо деятельности  по теме:народно-прикладное искусство....

кружковая работа по народно прикладному искусству

кружковая работа по народно прикладному искусству...

Кроссворд для педагогов по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим до...

Педагогический проект «Народно-прикладное искусство как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми с ОВЗ»

Изменения, происходящие в образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся оригинальнос...