Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Пантелеева Анна Николаевна

Тема: «Мастерская дымковской игрушки»

 

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_risovanie_dymkovskaya_igrushka.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия

непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

 среднего дошкольного возраста

«Мастерская дымковской игрушки»

Картинки по запросу дымковские игрушки картинки

Подготовила : Пантелеева А.Н.

2017

Конспект

открытого занятия

непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

 среднего дошкольного возраста

        Тема: «Мастерская дымковской игрушки»

        Цель:  расширение знаний детей о народной дымковской игрушке.

        Задачи: 

        «Художественное творчество»: учить детей конструктивному способу лепки игрушки лошадки (из нескольких частей), передавать её пропорции закреплять приёмы лепки: формирование навыка прищипывания с легким вытягиванием всех краев (грива лошадки) и мелких деталей (ушки), примазывания головы к туловищу, сглаживание, работа со стекой; развивать творческие способности, эстетический вкус, воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

        «Познание»: закрепить знания детей о дымковской игрушке и историей её происхождения; познакомить с технологическим процессом их изготовления;   проявлять  интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.    (ФЭМП) Закрепить навыки пересчёта предметов и умения сравнивать их по величине (большой, поменьше и самый маленький), толстый - тонкий, короткий - длинный, развивать глазомер.

        «Коммуникация»: активизация и уточнение словаря на основе углубления знаний лексической темы: «Дымка», развивать умение внимательно слушать объяснения воспитателя и точно отвечать на поставленный вопрос;   формировать навыки учебной деятельности.

        «Чтение художественной литературы»: закрепить навык интонационно выразительного чтения стихов, продолжать формирование слухового внимания детей, воспитывать интерес к малому фольклорному жанру.

        «Здоровье»: продолжать обучать аккуратному обращению с глиной, формировать навык использования салфетки по окончании работы, расширять представления о важности гигиенических процедур;

         «Социализация»: обучать групповому взаимодействию в игре при составлении целого из частей, развивать умение договариваться, формировать умение соблюдать навыки культурного поведения в процессе игры.

Интеграция образовательных областей:

        «Художественное творчество», «Познание» (ФЭМП), «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация».

        Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, альбомов с иллюстрациями, беседы о народных промыслах, чтение и заучивание стихов и потешек о «дымке», проведение обучающих занятий по лепке и рисованию (роспись салфетки и платья для куклы, силуэтов петушка, барышни, лепка барашка, собачки и т.п.).

        Активизация и формирование словаря: 

дымковская игрушка: индюк, петух, барашек, козлик, лошадка, олень; барышня, нарядная, радостная, веселая, праздничная; дымковская роспись; художник, мастер, заречное село, слобода, роспись, ярмарка - свистунья, «торжок», «конюшок».

        Оборудование и материалы:  

дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек и образцов росписи, мультимедийная презентация «Дымковская игрушка», пластилин, стеки, доски для лепки, влажные салфетки.

        Ход образовательной деятельности: 

        Звучит русская народная мелодия, воспитатель в русском народном костюме созывает детей:

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары

Подходите, подходите!

Посмотрите, посмотрите!

Проходите ребятки ,к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их. А теперь проходите и присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель:  Стук в окно.

Ребята посмотрите, кто это стучится к нам ?

Дети: СОРОКА!

Воспитатель: Сорока белобока, по лесу летала, 
                        По деревьям скакала, 
                       Детский сад искала. 
                        Принесла в клюве письмо. 

Воспитатель:  показывает детям письмо.

Воспитатель:  Ребята давайте его откроем и прочитаем. Читаем письмо:

«Здравствуйте, ребятки, — 
Машутки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости! 
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».

Воспитатель:  Ребята, вы  хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

 Воспитатель: - с высокого берега реки Вятки, на котором стоит город с таким же названием Вятка, видно заречное село Дымково. Дымковские мастера каждую зиму лепили глиняные игрушки-свистульки.

Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.

Давайте получше присмотримся к игрушкам, постараемся понять, что хотели передать нам мастера Дымки. (Радость , веселье) Посмотрите, какие они красивые, яркие и расписные. (слайды презентации).

Ребята, а когда вы смотрите на эти игрушки каким становится ваше настроение?

Ребята, представьте, что мы отправились на север нашей страны, нашли село Дымково, и как будто бы мы – те самые замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами.

А это (показывает на помещение музыкального зала) наша мастерская, светлая и просторная.  И всё у нас есть для превращения обычного куска глины в фигурку.  Хотите научу?!  Настроились? Но для того, чтобы узнать, что мы будем лепить – мы с вами немного разомнёмся, а заодно постараемся угадать кого мы сегодня с вами будем мастерить.

Физминутка «Лошадка».
Цок-цок-цок-цок! Поочередное топанье одной
Я лошадка – серый бок! ногой, затем другой. 
Я копытцем постучу, Ходьба на месте. 
Если хочешь-прокачу! легкий бег на месте. 
Посмотри, как я красива, Руки на поясе, наклоны
Хороши и хвост, и грива. Туловища влево-вправо. 
Цок-цок-цок-цок! Кружатся на месте. 
Я лошадка – серый бок! 

Правильно , сегодня мы с вами будем лепить  – лошадку. Давайте с вами возьмём стульчики и пройдём в нашу мастерскую, за столы.

 Посмотрите на мою работу и скажите, из каких частей состоит лошадка? (туловище, голова, ноги, хвост, грива, уши).   Сколько кусков пластилина лежит на моей дощечке?  Сосчитай, Кристина (три). Они одинакового размера? (они все разные: большой, поменьше и самый маленький). Как вы думаете, какого размера кусок пластилина необходимо использовать для изготовления туловища?  (самый большой т.к. туловище самая большая часть лошадки). Как вы думаете, какого размера кусок  понадобится для изготовления головы? (среднего размера кусок глины). Почему вы так думаете?  Какой остаётся? (самый маленький). Что вылепим из него? (хвост). А кто напомнит мне и ребятам, какие приёмы лепки обычно используются в работе? (прямые и круговые движения рук, примазывание, вытягивание, сплющивание, сглаживание, оттягивание).  С этим разобрались. А почему у меня получилась такая неяркая игрушка? Как вы думаете?  (Работа не окончена). Правильно, дальше её необходимо расписать.

        За работу!  Но перед ней нам просто необходимо немного размять руки! Так поступают настоящие мастера!

        Пальчиковая гимнастика: «Пошёл котик на торжок».

 Пошёл котик на торжок (средний и безымянный касаются большого, а указательный и мизинец подняты вверх)

Купил котик пирожок (две ладошки соединены в форме пирожка)

Пошёл котик на улочку (средний и безымянный касаются большого, а указательный и мизинец подняты вверх)

Купил котик булочку (правым кулачком упереться в ладошку левой руки, затем поменять руки)

То ли съесть в пути (развести руки в стороны в недоумении)

То ли Ване отнести? (прижать обе ладони к груди).

        Показ воспитателем последовательности техники лепки лошадки.

 Комментирование своих действий: а теперь внимательно следите за моей работой - лепкой лошадки.  Итак, я беру самый большой кусок пластилина, для того, чтобы вылепить туловище лошадки, разогреваю его (открою вам один секрет , как быстро разогреть пластилин – нужно покрутить пластилин по спирали) раскатываю его между ладонями в толстую «колбаску». Затем, сначала с одной стороны – «колбаску» разрезаю стекой на две равные части, а затем так же со второй.  Это будут ноги лошадки, и начинаю сглаживать все неровности, затем сгибаю их, чтобы лошадка стала устойчивой, откладываю.  Дальше беру среднюю по размеру часть и раскатываю «колбаску» покороче, сгибаю её пополам: из передней части делаю голову, а из второй будет шея.  А сейчас я буду соединять шею с туловищем. Места соединения хорошо надо примазать друг к другу. Затем мы с двух сторон головы прищипываем с небольшим вытягиванием – это ушки, вдоль шеи более крупные «прищипы» – грива.  Для изготовления хвоста берём самый маленький кусочек глины и раскатываем его прямыми движениями рук в тонкую «колбаску». Получившуюся деталь мы слегка сплющиваем и примазываем к туловищу лошадки. Готовое изделие устанавливаем на дощечке.

         Вопросы на закрепление.  Что самым сложным в работе вам показалось? Что делаем сначала? Какая часть лошадки получится из самого маленького куска глины?  Чтобы получилась грива, что надо сделать?

 Напоминаю вам ребята, о том, что нужно работать аккуратно. По окончании работы воспользуйтесь влажной салфеткой для очистки рук. Приступаем!?  Пододвинем стульчики, спина прямая.

        Самостоятельная работа детей. 

        Педагог осуществляет индивидуальную помощь затрудняющимся детям.

        Готовые работы устанавливаются на подставку.

          Подведение итога занятия.

Воспитатель: Я вами довольна. Все справились с такой интересной работой. Лошадки получились у всех разные. Целый табун!  Так говорят, когда лошадей много… Но процесс не завершён. Какой следующий этап в изготовлении дымковской игрушки? (роспись). Кем мы сегодня были? (мастерами дымковской игрушки).

        Что нового вы узнали о дымковской игрушке? (её лепят, обжигают, раскрашивают).

        А почему слобода называется Дымково? (из-за дыма, который идёт из печной трубы, когда обжигают игрушки)

        Где в старину мастера продавали игрушки? (на ярмарке) 

        Какую ещё игрушку вы хотели бы научиться лепить?

         Итак, наши лошадки отправляются с нами в группу. А на следующем занятии мы её украсим расписным узором.

Дорогие наши гости мы сегодня не только научились лепить лошадку, но и как истинные мастера из Дымково знаем стишки про дымковские игрушки.

        Спасибо за ваш труд!

 

МБДОУ ЦРР Усть- Баргузинский детский сад

«Золотая рыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию «Путешествие в страну сказок»

Систематизировать знания детей о литературном жанре – сказке через игру – путешествие, учить узнавать  народные, волшебные сказки,   сказки о  животных. Развивать диалогическую реч...

Конспект открытого непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей младшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования Тема:" Разноцветные матрёшки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по  художественно-эстетическому развитию детей младшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования и игровой технологии...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего возраста «День народного единства»

Цель: Воспитание нравственно — патриотических чувств к Родине, к культурному наследию предков через ознакомление с праздником.Задачи:Социально-коммуникативное развитие:Углублять и уточнять ...

Конспект открытой Непосредственной Образовательной Деятельности по Художественно - эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Тема: «Роспись дымковского индюка»

Образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие»Интеграция видов деятельности: «Художественное развитие», «Познавательное развитие»,  «Реч...

Конспект открытой Непосредственной Образовательной Деятельности по Художественно - эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Тема: «Роспись дымковского индюка»

Образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие»Интеграция видов деятельности: «Художественное развитие», «Познавательное развитие»,  «Реч...