Конспект занятия "В гости к хлудневской игрушке"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

цель: создание условий для формирования чувства любви к Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»

Конспект занятия в подготовительной группе

«В гости к хлудневской игрушке»

Подготовила Сосновцева Н.В.

г.Сухинич

Цель: Создание условий для формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Задачи:

образовательные:

-познакомить детей с хлудневской игрушкой,

-закреплять умение создавать орнамент,

-пополнять словарный запас: хлудневская игрушка, оберег, орнамент;

развивающие:

-развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, речь, мышление,

воспитательные:

воспитывать  любовь к родному краю, интерес к народной игрушке чувство гордости за свой край.

Ход занятия

Ребята, давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга.
Дружно за руки возьмёмся, 
И друг, другу улыбнёмся
Мы с тобой теперь друзья,
В путешествие пора!

Вот у нас есть карта и на ней изображена наша малая Родина.

А что же такое наша малая Родина? (ответы детей).

    ***

Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная 
Наша земля. 
Земля, где я сделал 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.

Наша малая Родина, это частица России. И мы должны беречь, славить, любить.

А кто скажет, как мы можем прославить нашу малую Родину (ответы: учиться, трудиться..).

Давайте вспомним где трудятся ваши родители, (назвать предприятия и кем-профессии).

  • Дидактическая игра «Угадай, какая профессия у человека»

                 - Каска, шланг, вода  -  … (пожарный)

               - Сцена, роль, грим  -  … (артист);

            - Читальный зал, книги, читатель  - … (библиотекарь);

             - Руль, колёса, дорога  -  … (водитель);

            -Маленькие дети, прогулки, игры- …     (воспитатель);

            - Топор, пила, гвозди  -  … (плотник);

            - Корабль, тельняшка, море  -  … (моряк);

            - Небо, самолёт, аэродром  -  … (лётчик).        

Каждый человек своим трудом может, прославить свой город, свою малую Родину. А недалеко от города Сухиничи есть деревня Хлуднево. Она тоже находится в Калужской области. Эта деревня очень известна .

А вот чем известна, мы сейчас посмотрим.

Просмотр презентации «В гости к хлудневским мастерам».

Физкультминутка.

«Звездное небо», сл. М. Яцкова, муз. И. Цветкова)

Звери и рыбы, вольные птицы, (Круговые движения руками вперед-назад.)

Все, чем богата планета Земля. (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)

Все, что живет или только родится (Присели.)

Это все наша большая семья (руки в стороны)

Ведь над нами оно одно (руки в верх)

 Это небо огромное,

Это небо бездонное, Звездное небо! (Хлопки в ладоши.)


Хлудневская игрушка - это старинный народный промысел Думинического района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне Хлуднево. Почти все жители деревни занимались гончарным делом – мужчины лепили посуду, а женщины и девочки – игрушки. Игрушки наши предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами (от слова «оберегать»). Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много было детей. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами, петушки и пр.) Перед весенними работами чтобы вырастить хороший урожай лепили игрушку – барышню со снопами пшеницы. В юбку барышне помещали сухие горошины или глиняные шарики. После обжига игрушка превращалась в грематушку (погремушку). Даже свистульки – гудухи и сопелки – лепили не только ребятам на забаву. Верили наши предки, что своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда игрушка разбивалась - ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней, послать хороший урожай.

Сделаны игрушки из глины, расписаны очень просто, незатейливо. Расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы . Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, жёлты, синий, зеленый.

Показываю настоящий образец хлудневской игрушки.

- Сегодня мы с вами то же попробуем расписать свои игрушки, как древние мастера. Давайте вспомним, как мы будем рисовать узор? (Кончиком кисточки). Какие цвета будем использовать? (Красный, жёлтый, лиловый, синий, зелёный). Как одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные). Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т. д.). Изображения на экране и мольберте помогут вам вспомнить элементы, которые используются при росписи хлудневских игрушек.

Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики сплетём 
И соединим ладошки. 
А потом как только можно 
Крепко-накрепко сожмём. 
(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.) 

Звучит спокойная музыка, ребята раскрашивают изображение хлудневской игрушки.

Молодцы, вы как настоящие мастера. А мастера должны показывать свои работы и мы устроим тоже выставку работ.

Рефлексия.

Ребята вам понравилось занятие, что особенно вас заинтересовало.

С каким ремеслом познакомились? (Хлудневская игрушка). А чем отличаются хлудневские игрушки от других?

Я предлагаю все, о чем вы сегодня узнали рассказать родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Игрушки, мишка» (возраст с 2 до 3 лет)

Конспект занятия по развитию речи для детей с 2-3 лет, знакомим детей с окружающим миром, занятие проходит в ировой форме, которое помогает стимулировать всестороннее развитие ребенка, формировать нав...

Конспект занятия «Спички детям не игрушка»

Цели и задачи: развивающие:           - научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях...

Конспект. В гости к народной игрушке

В гости к народной игрушке...

КОНСПЕКТ Конспект занятия по развитию речи «Игрушки»

Цель:Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.Задачи:Образовательные:Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках.Закрепить уме...

Конспект занятия по развитию речи: "Игрушки в гостях у ребят"

Цель: продолжать знакомить детей с игрушками, формировать умение их называть, обогащать словарный запас детей....

конспект занятия по развитию речи "Игрушки в гостях у ребят"

Занятие для детей старшей группы по развитию речи....