Конспект к презентации "Чудо хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Довгий Валентина Александровна

Конспект  по рисованию в старшей группе на тему "Роспись ложки". Хохлома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chudo-hohloma.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ

ГРУППЕ НА ТЕМУ «РОСПИСЬ ЛОЖКИ»

(ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ)

Программное содержание:

  1. Познакомить с новым элементом – завиток, учить рисовать волнистую линию плавным движением, закрепить умение рисовать ягоды (штампом), простые листья при помощи мазка, травку.
  2. Учить детей составлять узор в круге. Передавать колорит росписи, сочетание цвета, фона и элементов растительного узора.
  3. Обобщить представления детей о народном искусстве России (роспись посуды и игрушек); разбираться в особенностях Хохломской и Дымковской росписи; умение видеть и понимать красоту окружающих вещей.
  4. Продолжать знакомить детей с изделиями Хохломы. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.
  5. Обогащать словарь детей словами: завиток, листья, рябинка, кайма.

Методические приемы: игровой, показ выполнения элемента росписи, художественное слово, рассказ.
Методы: словесный, наглядный, практический.

Предварительная работа:

рассматривание предметов, украшенных дымковской и хохломской росписями, иллюстраций с изображениями предметов декоративно-прикладного искусства; целевые прогулки для сравнения рябины настоящей с её изображением на произведениях хохломских мастеров.

Материалы: акварельные краски, гуашь, кисти, тычки, баночка с водой, плоскостные бумажные фигуры ложек, презентация «PowerPoint»

Ход:

Воспитатель:

- Я вижу, что у вас хорошее настроение, а знаете, куда мы с вами сегодня отправляемся? В прошлое. На ярмарку.

- Вы хотите знать, как жили люди раньше и чем занимались? (Да) Ведь раньше у них не было ни телевизоров, ни компьютеров, больших магазинов, и люди устраивали ярмарки!!!

- Но как же мы туда попадём? Ведь машины времени у нас нет (ответы детей). Ой, я вспомнила, а ведь у нас же есть волшебный цветок - это «цветик – семицветик».

Ну что, готовы в путь? (Да) Давайте произнесём волшебные слова:

                      «Лети, лети лепесток,

                       Через запад на восток.  

                       Через Север, через Юг

                        Возвращайся, сделав круг.

                       Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели:

                       «Мы хотим отправиться на несколько лет назад».

(Дети закрывают глаза, играет музыка. Потом звучит весёлая музыка, звуки ярмарки. Дети открывают глаза.)

- Ребята, вы слышите, что это за звуки? Так ведь это же весёлая ярмарка. Помните, я вам говорила, что на большие праздники устраивали ярмарки. На них можно было купить всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарке выступали артисты, устраивались различные аттракционы.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Что твоя душа желает-

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается-

Наша ярмарка открывается!

(Далее педагог обращает внимание на столы с игрушками, домашней утварью, раскрашенными разными росписями. За этим столом стоит мастер, который продает свою продукцию.)

Мастер: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите на изделия посмотрите, может, что вам и понравится, может, что вам и приглянется.

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Воспитатель: Ой, посмотрите, сколько здесь красивых изделий. Различные игрушки, посуда …Вам нравится, ребята? (Ответы детей)

Мастер: (загадка)

              Листочки, ягодки, цветочки,

              Стебелёк, завиток.

              Здесь хозяева три цвета:

              Чёрный, красный, золотой.

              Как зовут товар такой?

Дети: Хохлома!

Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей по содержанию загадки). А посуда хороша, так и радуется душа!

Воспитатель: А что же это за игрушки?  

Мастер: Веселая белая глина

                  Кружочки, полоски на ней,

                  Козлы и барашки смешные,

                  Табун разноцветных коней,

                  Кормилицы и водоноски,

                  И всадники и ребятня,

                  Собачки, гусары и рыбы,

                  А ну, назови-ка меня!

Дети: Это Дымковские игрушки.

Воспитатель: А из чего они сделаны? (Из глины.)

-А что ещё вам здесь понравилось? (Ответы детей. Свистульки, матрёшки, красивые расписные тарелки и т. д.)

- Ребята, как вы думаете, что же общего у всех этих изделий? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает ответы детей.

- Все эти изделия очень красивые, они сделаны мастерами из разных материалов. Роспись этих изделий отражает красоту родного края. Если посмотреть на дымковские игрушки можно представить заснеженные сугробы, по которым идут барышни с румянцем на щеках, в яркой одежде. Мастера-художники также используют различные элементы природы в росписи: ягоды, листья, стебельки, цветы. В этом и проявляется мастерство художника, его наблюдательность. Да, очень сложная работа у мастеров.

Воспитатель: Здесь очень красиво и весело, но нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с мастером и в путь.

Мастер: Ребята, вы мне очень понравились, но с Ярмарки не уходят с пустыми руками, я вам предлагаю свои заготовки ложек, в память о нашей встрече. И вы сами можете их расписать и побывать в роли мастеров – художников.

Дети прощаются, берут заготовки ложек и с помощью волшебного цветка возвращаются назад в детский сад.

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей.) А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. (Дети проходят за столы). А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись Хохлома!

Воспитатель: Сегодня мы с вами мастера-художники по росписи ложек. Нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно. У каждого из вас плоскостная форма ложки. Деревянные ложки украшают хохломской росписью. Посмотрите на образцы и скажите: как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму.)

- Ложку мы будем расписывать хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябины? (Ответы детей.)

- А на каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток.)

- Какие ещё знакомые элементы можно использовать? (Листья.) Дети вспоминают, как рисуется лист рябины - рисуется одним примакиванием.

- А теперь можно приступить к работе:

               Чтоб начать нам рисовать

               Нужно пальчики размять.

(Пальчиковая гимнастика.)

«Мамины помощники»

Раз, два, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку чуть мы не сломали.

Пока маме помогали.

Звучит тихая музыка, дети рисуют.

               Роспись хохломская, словно колдовская,

               В сказочную песню просится сама.

               И нигде на свете нет таких соцветий,

               Всех чудес чудесней наша хохлома.

- Посмотрите, как я буду расписывать ложку. В центре ложки мы рисуем завиток один, другой. От завитка кончиком кисти рисую листики. А вот ягоды мы нарисуем штампом. Выйди, нарисуй ягоды – Рома. Приступаем к работе. Дети  группы дорисовывают узор на ложке.

Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой в народном стиле. Кто не успел дорисовать, отложите свои работы, мы обязательно к ним вернемся вечером.

- Молодцы, ребята!!! Вы работали как настоящие мастера. Ваши ложки получились яркими, нарядными, красивыми!!!Спасибо ребята!

Анализ работ:

- Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?

- Как расположен узор?

- Какое использовано сочетание красок?

- Какие элементы росписи использованы в работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Золотая хохлома" для детей старшей группы

Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста с хохломской росписью...

Конспект НОД "Золотая хохлома"

Расширять знания детей о народном искусстве; уточнять представления о хохломском промысле; учить детей находить характерные особенности хохломских изделий; формировать эстетическое отношение к произве...

Конспект образовательной ситуации "Хохлома"

Конспект образовательной ситуации "Хохлома" построен в соответсвии требований ФГОС....

Конспект " Декоративная тарелка - хохлома"

Выполнить узор для тарелочки с использованием элементов хохломской росписи....

Конспект занятия "Золотая хохлома"

Цель: развитие  представления о разнообразии народных  художественных промыслов...

Конспект НОД "Золотая хохлома"

Непрерывная непосредственно-организованнная деятельность в старшей группе "Золотая Хохлома"...