Консультация для педагогов по использованию музыкотерапии «Диагностика выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности»
консультация по рисованию

 Вислова Елена Валерьевна

С целью выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности, можно использовать  ряд тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_muz.diagnostika.docx30.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Школа интернат № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Та страна, которая будет учить

 своих детей искусству,

 превзойдет все остальные» (Д. Дидро).

Консультация для педагогов

«Диагностика

выявления мотивационной роли музыки

в изобразительной деятельности»

Выполнила

педагог

Вислова Е.В.

Астрахань 2019 год

Диагностика выявления мотивационной роли музыки

в изобразительной деятельности

С целью выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности, можно использовать  ряд тестов.

Тест «Диагностика воображения и оригинальности

детских рисунков".

(Ильина М.В. Воображение и творческое мышление)

При проведении теста детям предлагается  дорисовать 4 фигуры, представив, на что они могут быть похожи. Каждому раздается   лист бумаги с изображением фигур и набор цветных карандашей.

Тест проводился 2 раза в течение двух дней. В первый раз после объяснения задания дети рисуют  музыки. Во второй раз детям сначала предлагают послушать фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Вальс цветов».

После небольшого обсуждения музыки, дети приступают к рисованию, а музыка звучит фоном во время их работы.

После подведения итогов, оказалось, что при проведении теста с музыкой:

  • дети использовали в работе все цветные карандаши, тогда как без музыки они рисовали преимущественно одним, наугад выбранным карандашом;
  • большинство детей объединяли разрозненные фигуры в общую картину;
  • чаще прорисовывали детали, добавляли новые элементы;
  • вслух делились впечатлениями от работы, комментировали нарисованное во время и после работы;
  • образы и предметы отличались оригинальностью, индивидуальностью, отражали настроение детей и удовлетворенность работой (см. таблицу 1).

Таблица 1

Параметры диагностики

Без музыки

С музыкой

%

Кол-во

%

Кол-во

Использование в рисунке различных цветов (широкого спектра красок)

Соединение фигур в общую картину

Использование позитивных образов

Прорисовывание деталей

Комментарии к рисунку, во время и после работы

Оригинальность образов

Удовлетворённость работой

Таким образом:

  • музыка стала мотивом создания целостных, ярких, многокрасочных, оригинальных образов;
  • улучшилось настроение детей в процессе работы;
  • повысилась удовлетворенность рисунком как конечным результатом художественно-творческой деятельности.

Тест «Диагностика восприятия картины»

(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

«Практикум по дошкольной психологии»)

Детям предлагается для восприятия картина «В голубом пространстве» Рылова А.А. Сначала обсуждали картину без музыки. Через месяц это же произведение предлагалось для восприятия под музыку Ж.Массне «Медитация».

В результате проведения теста с музыкой:

  • дети активно участвовали в обсуждении картины и охотнее делились впечатлениями;
  • лучше понимали и чувствовали настроение картины;
  • давали более детальную характеристику в описании работы мастера;
  • обращали внимание не только на предметы, изображённые на картине, но и на переходы цвета, игру светотени, нереальность цветового исполнения;
  • стимулировалось воображение детей, картина перестала быть просто полотном, превратившись в реальность: дети придумывали и рассказывали о том, что предшествовало картине, о будущем, сочиняли несуществующих героев, якобы присутствующих в картине, пытались соотнести изображенное на картине с другими известными им событиями из жизни или из сказок (см. таблицу 2).

Таблица 2

Параметры

Без музыки

С музыкой

%

Кол-во

%

Кол-во

Понимание настроения картины

Целостное описание

Вычленение деталей

Внимание к средствам изображения (цвет, формы, образы)

Дорисовка сюжета картины в воображении

Позитивное отношение к картине

Таким образом, анализ результатов диагностики позволил определить стимулирующую роль музыки в восприятии картины и позитивном отношении к произведению искусства.

В качестве критериев выбора музыкальных произведений, направленных на активизацию эмоциональной сферы и творческого воображения дошкольников в процессе изо деятельности, были выделены следующие:

  1. выбирались произведения без слов – инструментальная и симфоническая музыка, чтобы внимание детей не акцентировалось на словах, и они больше чувствовали настроение музыки в мелодии, аккомпанементе, оркестровом и симфоническом многозвучии.
  2. использовались произведения композиторов разных стран (России, Италии, Франции, Австрии, Германии), с целью приобщить детей к всемирному золотому фонду классической музыки.
  3. диапазон эпох начинается 17-м веком (А. Вивальди) и заканчивается 20-м веком (П. Масканьи), что способствует разностороннему развитию музыкального вкуса дошкольников и обогащению их эмоциональной сферы.
  4. музыкальные произведения отбирались в соответствии с яркой образностью, художественностью и эмоциональной направленностью: от кукольно-игривых мажорных пьес (П. Чайковский, К. Дебюсси) до холодных, протяжных, грустно-минорных сюит (А. Вивальди, Ж. Оффенбах).
  5. учитывалась доступность восприятию дошкольников инструментальных и симфонических произведений, в этом смысле важна адаптация музыки по сложности ладовой характеристики, гармоничности, мелодий. Так, мелодичные пьесы французских и итальянских композиторов, сказочные номера из балетов П.И.Чайковского, шуточные пьесы И.Штрауса, Ф.Листа, В.-А. Моцарта одинаково легко воспринимаются детьми. И, наконец, одним из критериев отбора стала личностная характеристика композиторов, их эмоционально-психическое состояние (например, не включены по этой причине произведения Л.В. Бетховена), с целью положительного воздействия на хрупкую детскую психику, позитивного восприятия детьми музыки, которая не должна угнетать или подавлять сознание ребенка.

Исходя из перечисленных критериев, нами были отобраны музыкальные произведения для занятий (см. приложение 4).

Таким образом, результаты диагностики показали, что, при использовании лучших образцов мирового музыкального фонда параллельно с художественными произведениями живописи и поэзии, качественно изменяется восприятие предметов и явлений окружающей действительности и передача собственных образов и представлений в художественно-творческой деятельности детей. Как сказал Гюстав Флобер: «Только необычайные переживания порождают высокие творения».

В процессе работы с детьми главной задачей стала необходимость научить детей не бояться оригинальности и неординарности в рисунке. Этого можно достигнуть путём ухода от точного копирования образа (прорисовка карандашом, а затем раскрашивание), использованием разнообразных способов и техник изображения (рисование по мокрой бумаге, нахождение образа в цветовом пятне; рисунок из геометрических форм и фигур, палочками, верёвочная техника рисунка), комбинированием разных художественных средств и стилей изображения в одной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает....

"Хохломские ложки" комплексное занятие для подготовительной группы (музыка, изобразительная деятельность)

Хохломские ложкиКомплексное  занятие для подготовительной группы(музыка, изобразительная деятельность) Составитель Н.В. БебекинаМузыкальный руководитель МБДОУДетский сад № 129г. Уссурийск...

Конспект НОД по развитию речи, музыке, изобразительной деятельности. "Волшебный цветок"

Программное содержание:1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства,представления детей.2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность ...

Консультация для воспитателей "Использование игровых приемов и упражнений в изобразительной деятельности старших дошкольников".

Консультация для воспитателей по использования игровых приемов в изобразительной деятельности...

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием ИКТ»

Для нынешних детей самым интересным и увлекательным занятием становятся компьютерные игры.  В настоящее время невозможно искусственно оградить детей от компьютеров, так как современный мир характ...

Конспект интегрированного развлечения С детьми первой младшей группы «Весенняя прогулка» (музыка, изобразительная деятельность)

Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость.Задачи:1.Образовательная:-продолжать расширять знания детей о весенних изменениях в природе, о лесных обитателях,формируя...