Проект "ЧЕМ МОЖНО РИСОВАТЬ"
проект по рисованию (подготовительная группа)

Селезнёва Наталья Ивановна

Рисование и исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx147.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Шугаровский центр развития ребенка – детский сад «Колосок»

городского округа Ступино Московской области

Долгосрочный проект по изобразительной деятельности

для детей старшего возраста ДОО на тему:

 «Чем можно рисовать»

Рисование и исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников.

Подготовила:

Селезнёва Н.И.

педагог дополнительного образования, воспитатель

МАДОУ Шугаровский ЦРР –

детский сад «Колосок»

Шугарово - 2020г

Содержание.

Введение ………………………………………………….

3

Актуальность проекта …………………………………….

4

Проблема проекта ………………………………………...

5

Цель проекта ………………………………………………

5

Задачи ……………………………………………………...

5

Использование технологий ………………….

5

Предполагаемый результат ………………………………

6

Материально – техническое обеспечение ………………

6

Этапы реализации проекта ……………………………….

6

Планирование организованной образовательной деятельности с детьми ……………………………………….

8

Интеграция областей …………………………………….

10

Планируемые результаты формирования творческих способностей в художественной деятельности…………

14

Результативность проекта ………………………….

15

Литература ………………………………………………...

17

Электронные ресурсы …………………………………….

17

Приложение ……………………………………………….

18

Введение.

«Творчество детей – условие становления их личности»

Ш. Амонашвили.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, развитию творческих способностей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить понятие «творчество» – как один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью. 

Способности -  представляют собой «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.  

В современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Многие исследователи судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них художественных способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивности деятельности. Так, Э.А. Голубева рассматривает детское творчество как результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Условно она выделяет три уровня художественной одаренности: эстетическая позиция личности; творческое воображение; совокупность специальных знаний, умений и навыков.

Н.С. Лейтес, соединил понятия «творчество» и «способности». Творческие способности - способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности.

Творческие способности основаны на развитии воображения и характеризуют возможность реализации нестандартного решения познавательных задач.

Одним из условий творческого развития детей в детском саду может выступить расширение использования в рисовании программных материалов.

Тип проекта: творческо - исследовательский проект.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (12 месяцев).

Участники проекта: старшая, подготовительная группа, воспитатели, родители.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый продукт проекта: выставки творческих работ детей, презентация.

Актуальность

Данный проект развивает творческие способности, познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений с помощью экспериментирования.

Интересна точка зрения Д.Б. Богоявленской, которая полагает, что «творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком».

Связь детской исследовательской деятельности с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Проблема

- отсутствуют знания о материалах, которые используем в изобразительной деятельности для развития творческих способностей.

Цель проекта: создать условия развития творческих способностей в изобразительной деятельности детей используя исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развивать интерес к изобразительной и исследовательской деятельности, художественный вкус.

2. Образовательные:

  • познакомить детей с различными материалами для изобразительной деятельности через исследование;
  • обучить приемам выполнения изобразительных работ в разных техниках изображения;
  • учить видеть прекрасное в окружающем и реализовывать свои творческие замыслы.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать любовь к родной природе, стремление создавать красоту вокруг себя.

Использование технологий:

- развитие художественно – творческих способностей;

- исследовательская;

- игровая;

- ИКТ;

- проектная.

Предполагаемый результат.

По итогам освоения проекта дети освоят разнообразные виды материалов для изображения окружающего мира, познакомятся со свойствами изобразительных материалов через исследовательскую деятельность, выполнят рисунки в нетрадиционных техниках рисования.

 Материально – техническое обеспечение:

Для проведения исследования: колбочки, вода, утюг, металлическая пластина, салфетки, лаборатория «Наураша».

Карандаши  (цветные, акварельные, восковые, графитные, пастель), магнит, краски: гуашь, акварель, пластилин, уголь и мел, гелевые ручки, соль и манка, палочки, шишки лиственницы, воск, тушь и др.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Задачи

Литература

Подготовительный этап

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Повысить компетентность педагога.

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сфера, 2019г.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013г.
  4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярослав: Академия развития: Академия холдинг, 2004г.

Подбор методической литературы для реализации проекта

Изучить литературу по теме

Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе.

Систематизировать материал для реализации проекта.

Анкетирование родителей, консультации для родителя.

Познакомить родителей с видами нетрадиционного рисования.

Интернет ресурс:

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта.

Системно выполнить проект.

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007
  2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Творческий центр «Сфера», 2019г.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «Сфера», 2018г.
  4. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. Белый город, 2016г.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая, подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2009
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярослав: Академия развития: Академия холдинг, 2004
  7. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008

Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников.

(начало года)

Выявить умения детей на каждом этапе.

Шайдурова Н. В. Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. пед. факультета. - Барнаул: БГПУ, 2005

http://doshkolnik.ru/pedagogika/10551-

Основной этап

Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества.

Проведение целевых наблюдений, игры.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, творчество.

Настольно – печатные игры

Проведение мастер-классов для педагогов и родителей.

Научить практическим навыкам в данной техники.

http://ped-kopilka.ru

Организованная образовательная деятельность.

Открытая организованная образовательная деятельность для педагогов дошкольного учреждения.

Научить выполнять работу в нетрадиционные техники рисования.

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008.
  2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярослав: Академия развития: Академия холдинг, 2004

Заключительный этап

Проведение диагностических исследований, мониторинг. (конец года)

Размещение на сайте ДОО.

Выставка детских работ для родителей.

Выявить уровень развития знаний и умений на заключительном этапе.

Познакомить родителей с результатом проекта. Повысить интерес художественному творчеству.

Шайдурова Н. В. Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. пед. факультета. - Барнаул: БГПУ, 2005

http://doshkolnik.ru/pedagogika/10551-

Планирование организованной образовательной деятельности с детьми.

Осуществление основного этапа.

Тема

Задачи.

Материалы для проведения опыта.

Свойства воды

«Волшебница вода»

Познакомить детей с исследовательским фартуком и этапами исследования объекта. Закреплять знания детей о свойствах воды (течет, нагревается, растворяет, впитывается)

Краски, кисточки, стаканы, разные вещества.

Акварель.

Что такое акварель?

Выяснить, что общего между, аквалангом, аквариумом и акварелью.

Презентация.

«Река акварель»

Пробудить фантазию и сопереживание посредством сказки. Закрепить навыки техники «заливка».

Акварельные краски, вода, кисточка, альбомные листы.

«Смешивание цветов». Окрашивание воды.

Познакомить детей с окрашиванием воды и смешиванием цветов.

Прозрачные стаканчики, пищевые красители (гуашь, акварель), теплая вода. Для начала налейте в один стакан теплой воды и растворите в ней  красный краситель (краску), в другой - синий. Перед ребенком ставите 2 наполненных стакана и много-много пустых. Теперь позвольте ребенку поэкспериментировать. Пусть смешивает краски и смотрит, что получается в итоге. Добавьте еще один цвет. Например, желтый. Теперь перед ребенком открывается неисчерпаемое количество цветовых сочетаний. Он может получить зеленый, смешав желтый и синий. Это уже четвертый цвет. А если добавить к нему красный - вот уже перед ребенком и коричневый цвет.

Секрет акварельных карандашей.

Выяснить, что общего между, аквалангом, аквариумом и акварелью.

Рисование акварельными карандашами, проведение по рисунку мокрой кисточкой.

Радуга. Спектр. Взаимодействие цветов

Познакомить детей с источником цвета – свет. Пронаблюдать цвета радуги. Познакомиться с научным термином – спектр. Развивать творческие навыки.

Материалы: фонарик, ванночка с водой, зеркало, белая бумага.

Но откуда берутся цвета? 

Источником цвета является свет. Чтобы продемонстрировать это ребенку проведем вместе с ним простой опыт.

Погрузите в ванночку с водой зеркало, направьте свет фонарика на зеркало под водой. В этом случае вода преломит свет, как призма Ньютона (с ее помощью он открыл спектр). Словите на бумагу свет от зеркала и Ваш малыш с удивлением обнаружите РАДУГУ! В научном мире радуга называется СПЕКТР.

Презентация «ДЕТЯМ о ЦВЕТЕ".

Закрепить последовательность цветов в радуге. Научить рисовать радугу одним движением.

Материалы: 7 цветов радуги, губка для посуды, альбомные листы.

Серия сказок «Гуашевое царство»

Сказка «Три царевны гуашевого царства»

Закрепить знания об основных цветах спектра (красный, желтый, синий).

Пронаблюдать со способом получения новых оттенков путем смешивания основных цветов.

Смешивание на палитре красной, синей и желтой краски.

Сказка «В гости к краске мы пойдем»

Закрепить понимание того, что три краски – красная, синяя и желтая - основные

Предложить выбрать один из цветов – нарисовать или раскрасить что – либо любимой краской хозяйки сказки

Сказка «Как две царевны – красная и Желтая – в гости к друг другу ходили»

Упражнять детей в смешивании красной и желтой красок для получения нового цвета – оранжевой краски.

Подводить детей к пониманию того, что красный, желтый, оранжевый и множество их оттенков называют теплыми цветами.

Упражнять детей в смешивании красной и желтой красок для получения нового цвета – оранжевой краски. Подводить детей к пониманию того, что красный, желтый, оранжевый и множество их оттенков называют теплыми цветами.

Приключения карандашей.

«Путешествие в прошлое карандаша»

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.

Задачи:

Образовательные:

— формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, историей его появления;

— совершенствовать навыки нетрадиционного рисования;

— закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты  в  карте наблюдений.

Материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, палочки от мороженного.

Опыт 1 — Из чего состоит карандаш? (Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе. Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.)

Опыт 2 – Твердый и мягкий карандаш.

Опыт 3 – Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются.

Опыт 4 — Свойство карандаша уменьшаться? (Дети точат карандаш точилкой).

Опыт 5 — Карандаш может быть острым и тупым.

Опыт 6 — Прочность карандаша.

Виды карандашей (цветные и простые). Акварельные карандаши.

Познакомить детей с буквенными знаками на карандаше. Выяснять свойства твердого и мягкого карандаша. Сравнить виды карандашей.

Материал: простые карандаши по твердости и мягкости; цветные карандаши и акварельные. Вода, кисточки.

Эксперимент: определить вид карандаша, выполняя штриховку.

Рисование цветными и акварельными карандашами. Вывод: акварельные краски более яркие, хорошо размываются водой.

Восковые карандаши.

Познакомить детей с основным веществом восковых карандашей. Сравнить свойства восковых свечей и восковых карандашей.

Материал: восковые свечи, спички, вода.

Опыт. Пронаблюдать плавление свечи. Твердое и жидкое состояние, холодное и горячее.

Опыт: «Восковой витраж»

Познакомить с техникой восковой рисунок.

Материал: восковая стружка, пленка для ламинирования, утюг, деревянные палочки. Опыт. Восковые карандаши натереть на обычной терке. Разложить  их между листами пленки для ламинирования (можно использовать любую термостойкую пленку) и прогладила утюгом. Вывод: «Воск легко плавится под действием тепла, он не прилипает к столу и утюгу благодаря специальной термостойкой пленке. После застывания воск превращается в единое целое. Тонкий слой окрашенного воска хорошо пропускает свет, как настоящий витраж!»

Пастель.

Обратить внимание детей на словосочетание «пастельные тона».

Свойства масляной пастели.

«Природный материал на службе художников»

Рисуем солью.

Полезные ископаемые и художественное творчество.

Растворение соли в воде. Выпаривание соли из воды.

Что такое мел. «В гостях у Хозяйки Меловой горы»

- познакомить детей со свойствами мела;

- дать детям представление о том, как добывают мел, и как мел используются человеком;

- поддерживать интерес детей к опытнической работе;

- развивать творческие способности;

- воспитывать интерес к явлениям неживой природы;

Материал: стакан, деревянная ложка, несколько кусочков мела, лупа, цветной картон, влажная салфетка, большой кусок мела, стакан с уксусом, ракушки, 10 наборов цветных мелков.

Уголь. Знакомство с природным материалом.

Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми, развивать художественные способности, представления о различных видах художественных материалов.

Материал: уголь, мел, стаканчики с водой, лупа. Презентация «Как добывают уголь»

Угольные карандаши.

Познакомить детей с новым изобразительным материалом – угольными карандашами и возможностью их применения.

- Формировать способность нахождения знаний для дальнейшего самостоятельного их применения (самостоятельная художественная деятельность)

- Учить использовать для рисования углем 2 способа: рисование концом угля для тонких линий и боком, плашмя для закрашивания большой поверхности.

Материал: угольные карандаши, восковые мелки, белая и тонированная бумага формата А4.

Знакомство с угольным углем и его отличие от угля.

Рисование чернилами.

Узнать, что общего между канцелярскими чернилами и чернилами осьминога.

Презентация «Чернила осьминога»

Гелевые ручки.

Познакомить детей с новым видом изобразительного средства. Расширить представление детей о графике. Развивать речь детей. Умение работать в парах.

Выполнение графического рисунка. Рассмотреть состав гелиевой ручки с помощью лупы. Сравнить гелиевые ручки с шариковыми.

Магнит. Рисование на магнитной доске.

Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

Материал: магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями. Лаборатория «Наураша»

«Свойства материалов»

Свойства бумаги.

  • познакомить детей с историей возникновения бумаги;
  • уточнить и расширить представления детей о бумаге, некоторых ее свойствах;
  • развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду).

• Полоски альбомной бумаги, картона, салфетки, фольги (на каждого ребенка в зависимости от количества опытов) ;

• Ножницы (на каждого ребенка)

• Емкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и с песком для безопасности, свеча, растительное масло, лимон, ватные палочки.

• Схемы опытов

Свойства ткани.

Закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять).

сундучок, образцы ткани квадратной формы, размером 20х20 см (по набору для каждого ребёнка, разной расцветки: драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён; лупа, микроскоп, ножницы, ёмкость для воды, пипетки, краски для росписи по тканям, кисточки тонкие, кусок белой хлопчатобумажной ткани размером 20х30 см, баночки для воды, салфетки, палитра.

Свойства снега.

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Песок. Рисование палочками на песке.

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность, желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, желания участвовать в исследовательской деятельности. 

Материалы: камни, листы белой бумаги, лупа, стаканчики с песком.

Свойства мыльных пузырей.

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей; со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образует плёнку.

Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Мыло детское жидкое, детский шампунь, трубочки для коктейля, сахар, ложки.

Нетрадиционные формы рисования (мятой бумагой, пальчиками, пробкой и т.д.)

Расширение представлений детей о способах рисования.

Интеграция областей.

Познавательное развитие

Наблюдение и изучение окружающего мира.

Рассматривание угля, мела, соли, круп, выделение основных общих свойств.

Игры по ФЭМП: сравнение предметов по форме, цвету, размеру.

Социально – коммуникативное развитие

Знакомство с профессиями.

Настольно – печатные игра: «Собери цветок», «Когда это бывает»

Речевое развитие

составление описательных рассказов с использованием схем.

Физическое развитие.

Пальчиковые гимнастики, «Физминутки»,

Планируемые результаты формирования творческих способностей

в художественной деятельности.

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.

Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица

Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры». 

Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.

Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор».

Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.

Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).

Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Четвёртое задание «Сказочная птица».

Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки). 

Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.

Результативность проекта

ООД «Художественное творчество/рисование»:

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Количество 24 человека – старшая группа (начало проекта)

Высокий

Средний

Низкий

Начало проекта

3 человека – 12 %

17 человек – 72 %

4 человека – 16 %

Количество 28 человек – подготовительная группа (конец проекта)

Высокий

Средний

Низкий

Конец проекта

6 человек – 21 %

19 человек – 68 %

3 человека – 11 %

Анализ проделанной работы.

Системность и поэтапность изучения тем проектной деятельности способствовали формированию изобразительных навыков, развитию творческих способностей вызвало интерес к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Результат.

В ходе изучения данной темы дети научились передавать образы предметов, совершенствуя приемы работы с различными видами художественных и природных материалов.  Познакомились с нетрадиционными техниками рисования, с новым видом  рисования палочкми Д. Кюизенера.

Вывод.

Необходимо продолжить изучать данную тему проекта для развития творческих способностей детей.

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М., 2010
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008
  4. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013
  5. Дыбина О.В. Из че-го сделаны предметы. Творческий центр «Сфера», 2019г.
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «Сфера», 2018г.
  7. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. Белый город, 2016г.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2009
  9. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-ИНТЕЗ, 2014.
  10. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.

Интернет ресурсы:

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2. http://www.maam.ru

3. https://lychik.ru

4. http://skazkacentr.ru

Приложение 1.

Экспериментальная деятельность

«Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

«Вкус воды»

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

«Запах воды»

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

«Цвет воды»

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт с чернилами «Раздели чернила»

Смешайте каплю синих и каплю красных чернил. Капните капельку этой смеси на салфетку или кусочек туалетной бумаги.  Потом капайте на пятнышко на салфетке по капельке чистой воды. Вы увидите, что по салфетке расползается пятно. Оно внутри синее и имеет красный ободок.Смешанные чернила разделились!

С.А.Лаврова «Занимательная химия для малышей»

Капля в воде

Владимир Несамарский предлагает очень простой, но необыкновенно эффектный опыт:

 
Заполняем 3-х или 5-ти литровую стеклянную банку водой из-под крана почти доверху, ставим банку на сутки (а лучше на 3 суток) в самое затененное, тихое и «нетрясучее» место. Найдите чернила или водорастворимую тушь и приготовьте обычную аптечную пипетку. Теперь настоявшуюся банку ставим на стол, и осторожно, с высоты 1-2 сантиметров роняем в нее каплю чернил. Зрелище начинается совершенно фантасмагорическое, капля в неподвижной воде разрывается осмотическим давлением на части, которые немедленно начинают вращаться из-за неравномерного отрыва частей и образовывать причудливые кольца.

Опыт «Восковой витраж»

В этом опыте предлагается смастерить витраж — прозрачную картину — из восковых стружек. Восковые карандаши натерла на обычной терке, разложила их между листами пленки для ламинирования (можно использовать любую термостойкую пленку) и прогладила утюгом.

Объяснение происходящего из книги «Простая наука»:

«Воск легко плавится под действием тепла, он не прилипает к столу и утюгу благодаря специальной термостойкой пленке. После застывания воск превращается в единое целое. Тонкий слой окрашенного воска хорошо пропускает свет, как настоящий витраж!»

http://razvivash-ka.ru/wp-content/uploads/2014/05/prostaya-nauka3.jpg

Опыт уголь «Куда делись чернила?»

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Приложение 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Из чего состоит карандаш

Художникам обязательно надо знать, из чего состоит карандаш, как же можно рисовать и не знать элементарного? Не переживайте, мы сейчас разберёмся. Карандаш состоит из деревянной оболочки, в которую заключён грифель – это такая палочка в середине карандаша. А грифель уже в свою очередь состоит из такого материала как графит. Графит добывают в земной коре. Графит (от др.-греч. γράφω — пишу) — минерал из класса самородных элементов, одна из аллотропных модификаций углерода. Он состоит из мельчайших слоёв, слои могут по-разному располагаться относительно друг друга. Слои состоят из шестиугольных слоёв атома углерода.

Как рисует карандаш?

Эту информацию интересно знать всем. Вы не обращали внимания и не задавались вопросом, почему карандаш не пишет на фотобумаге, на пластмассовых и стеклянных поверхностях и так далее? Я вам расскажу секрет, карандаш пишет только на шершавой поверхности чего либо: на бумаге, на дереве, на ткани. Почему? Сейчас вы всё узнаете. Так как графит состоит из маленьких слоёв атома углерода, проводя по бумаге, графит оставляет на ней слой за слоем своего материала. И привычные для нас рисунки, оставленные карандашом – это ни что иное как микроскопические слои оставленные после проведения по бумаге графитом.История карандаша

История карандаша.

Давным-давно, в старину, не было таких карандашей, как сейчас. Художники тогда рисовали серебряной проволочкой, а школьники писали свинцовой палочкой, которую, для удобства, вкладывали в трубочку из кожи. До сих пор, по-немецки, карандаш так и называется: «свинцовая палочка».

История карандаша началась приблизительно триста лет назад, когда вместо свинца стали использовать новый минерал – графит. Но он очень мягкий и поэтому в графитную массу стали добавлять глину. От этого графитный стерженёк становился твёрже и прочнее. Чем больше глины, тем твёрже карандаш. Поэтому и бывают карандаши разных видов: твёрдый, средний и мягкий.
Но графит ещё и сильно пачкается, поэтому у него появилась «одежда». Она стала деревянной. Оказывается, не каждое дерево подойдёт для изготовления корпуса карандаша. Нужно дерево, которое легко строгать и резать, но оно не должно лохматиться. Идеальным оказался для этой цели сибирский кедр.
Графит, глина, дерево… Это ещё не всё. В графитную массу подмешивают ещё жир и клей. Это для того, чтобы графит легче скользил по бумаге и оставлял насыщенный след. Так, около двухсот лет назад карандаш стал похож на тот, что мы привыкли видеть.

Как делают карандаши?

Изготавливали карандаши тогда вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого. В России производство карандаша организовал Михаил Ломоносов в Архангельской губернии.

Карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили стирательную резинку. Появились цветные карандаши, в которых вместо графита в грифелях используется мел со специальным клеем (каолин) и красящим веществом. Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.

Памятка «Как правильно выбрать карандаш?»


1. Подумай, для чего нужен карандаш (чертить, рисовать, штриховать).

2. Для работы выбери карандаш с подходящим значком на корпусе: Т – твёрдый (след мало видимый) М – мягкий (след хорошо видно) ТМ - твёрдо-мягкий (след зависит от нажима) НВ - для худ. работ высокого качества, СОLОR - для фонового оформления (след размытый)

3. Выясни у продавца, из какого он дерева сделан, какие карандаши больше всего покупаемы и попроси разрешения, если это, возможно, попробовать, как они рисуют.
В результате проведённой исследовательской работы я выяснила, что
существует связь, оттого что если карандаш сломался, то это зависит от его состава, качества и цены; что есть способ, по которому можно выбрать подходящий карандаш для работы; необходимо следовать памятке: «Как правильно выбрать карандаш?».

Приложение 3

Научные данные.

Что такое акварельные карандаши?

Удивительно, но из числа даже самых передовых мамочек мало кто слышал про такой инструмент для детского художественного творчества, как акварельные карандаши. А они, нужно сказать, удобнее и дешевле обычных красок. Менее маркие в процессе рисования, незаменимые в творчестве во время путешествий, открывающие новые технические возможности, эти художественные инструменты постепенно завоевывают заслуженное признание потребителей.

Секрет акварельных карандашей

Такие «акварельные» наборы представляют собой пенал с обычными цветными карандашами. Специальный грифель этих художественных инструментов оставляет на бумаге четкий графический след, имеющий одну особенность. Пользователю достаточно провести по готовому карандашному рисунку смоченной кисточкой, как, спустя секунду, контуры изображения начинают несколько размываться, превращаясь в настоящую картину-акварель.

Секрет акварельных карандашей состоит в том, что их стержень содержит специальный пигмент, беспрепятственно распадающийся в воде. Такие наборы универсальны. Их можно с успехом использовать не только как обычные карандаши, получая при этом яркие и насыщенные цвета, но и в виде удобного и мобильного заменителя настоящих акварельных красок. Наборы отлично приспособлены для переноски и использования по-за пределами художественной мастерской. Они незаменимы при необходимости точной прорисовки мелких деталей. Единственное неудобство увлажняемых акварельных рисунков – обязательное использование специальной водостойкой бумаги. Зато такие карандаши, в отличие от неумелого пользования настоящей акварелью, «на раз» справляются с задачей получения тона любой насыщенности.

Техника рисования акварельными карандашами

Методов использования акварельных карандашей несколько, а точнее два. Первый состоит в нанесении изначального рисунка на лист бумаги по принципу использования обычных цветных карандашей и последующем размытии готового изображения. Второй – в письме картины по заранее увлажненной бумаге. Являясь более сложным в исполнении, он раскрывает широчайший ряд возможностей для достижения профессионального результата.

Нужно сказать, что работать акварельными карандашами в сто крат интереснее, чем обычными цветными. А потому, осваивая возможности приобретенного набора, не забудьте приобщить к процессу еще и младшее поколение вашей талантливой семьи. Будьте уверены – юных живописцев живо заинтересуют расширившиеся горизонты художественного самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чем можно рисовать?"

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

с помощью чего можно рисовать.

Рисовать можно не только обыкновенными красками и кистями. Существует множество необычных и увлекательных способов рисования, которые понравятся Вашим детям и привьют им любовь к творчеству.Рисование ...

Практикум для родителей "Чем можно рисовать"

Знакомство родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности...

«ЧЕМ МОЖНО РИСОВАТЬ»

Уважаемые родители! Сегодня мы познакомимся с развитием моторики рук у детей в различных видах деятельности. Навыки тонкой моторики способствуют развитию речи и мышления ребенка; подготавливают руку к...

«ЧЕМ МОЖНО РИСОВАТЬ»

РИСОВАНИЕ БРЫЗГАМИ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАФАРЕТА: «Самолет», «Облака», «Зайчик», «Снеговик» и т.д. Для работы понадобятся: листы белой бумаги, цветная гуашь, жесткая кисточка для рисования брызгами и ф...

Буклет для родителей "Чем и на чем можно рисовать"

Буклет для родителей "Чем и на чем можно рисовать"...