Конспект занятия по декоративному рисованию В старшей группе На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Ольга Воробьёва

Конспект занятия по декоративному рисованию

 

 

 

 

 

                    В старшей группе

 

На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Воспитатель: Воробьёва О. В.

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Программные задачи:

- продолжать знакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

- учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

- развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

Материал:корзина, хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, тычки (ватные палочки), гуашь, стаканчики с водой, салфетки; аудиозапись народной мелодии. Кукла домовенок-Кузя.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах; просмотр видео о хохломе.

Ход:

Воспитатель 1: Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро, дети!

- Доброе утро, гости!

Воспитатель 1: Отгадайте загадку

-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?

Дети:Хохлома!

Воспитатель 1:Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.

Декоративное – украшенное, красивое.

Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.

Звучит народная музыка входит Воспитатель 2 (в сарафане с корзиной, в которой изделия хохломской росписи)

Здравствуйте, дети и гости!

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо - блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда? Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.

Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

Послушайте легенду о хохломской росписи.

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

А ещё говорят, «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5-6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.

Пришла я к вам не одна, со мной домовенок-Кузя. Ему и его друзьям подарили плошки, вот посмотрите (показывает плошку без росписи), а им так хочется, чтоб плошка была красивая. Может вы поможете расписать плошки Кузе и его друзьям?

Воспитатель 1:А как же расписывать эту посуду?

Воспитатель 2:Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.

- Какие основные цвета в росписи?

(красный, черный, зеленый, желтый, золотой)

- Какие чувства символизируют эти цвета?

(красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)

- Главный элемент росписи – травка.

- Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)

- В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина».

«Ягодки»- обычно наносят по три или веточкой (смородина). Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.

«Усики»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.

«Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

- «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.

- Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.

- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.

- Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).

Воспитатель 1. А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.

Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.

Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки).

Воспитатель 1. А вы, ребята, хотите   создавать такие красивые узоры?

Дети. Да.

Воспитатель 1. Но для этого надо немного поупражняться в их рисовании. 

Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель 1. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.

- Ребята, у вас на столе лежат шаблоны посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.

(Работа детей за столами. Звучит спокойная музыка)

 

Итог занятия

Воспитатель 1. Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные? Объясните свой выбор.

Воспитатель 2.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по декоративному рисованию

                    В старшей группе

На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».

                                                            Воспитатели: Воробьёва О. В.

                                                                                    Цветкова Е. П.


Программные задачи:

- продолжать знакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

- учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

- развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

Материал: корзина, хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, тычки (ватные палочки), гуашь, стаканчики с водой, салфетки; аудиозапись народной мелодии. Кукла домовенок-Кузя.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах; просмотр видео о хохломе.

Ход:

Воспитатель 1: Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро, дети!

- Доброе утро, гости!

Воспитатель 1: Отгадайте загадку

-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?

Дети: Хохлома!

Воспитатель 1: Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.

Декоративное – украшенное, красивое.

Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.

Звучит народная музыка входит Воспитатель 2 (в сарафане с корзиной, в которой изделия хохломской росписи)

Здравствуйте, дети и гости!

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо - блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда? Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.

Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

Послушайте легенду о хохломской росписи.

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

А ещё говорят, «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5-6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.

Пришла я к вам не одна, со мной домовенок-Кузя. Ему и его друзьям подарили плошки, вот посмотрите (показывает плошку без росписи), а им так хочется, чтоб плошка была красивая. Может вы поможете расписать плошки Кузе и его друзьям?

Воспитатель 1: А как же расписывать эту посуду?

Воспитатель 2: Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.

- Какие основные цвета в росписи?

(красный, черный, зеленый, желтый, золотой)

- Какие чувства символизируют эти цвета?

(красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)

- Главный элемент росписи – травка.

- Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)

- В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина».

«Ягодки»- обычно наносят по три или веточкой (смородина). Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.

«Усики»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.

«Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

- «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.

- Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.

- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.

- Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).

Воспитатель 1. А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.

Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.

Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки).

Воспитатель 1. А вы, ребята, хотите   создавать такие красивые узоры?

Дети. Да.

Воспитатель 1. Но для этого надо немного поупражняться в их рисовании. 

Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель 1. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.

- Ребята, у вас на столе лежат шаблоны посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.

(Работа детей за столами. Звучит спокойная музыка)

Итог занятия

Воспитатель 1. Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные? Объясните свой выбор.

Воспитатель 2.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе. Тема: Путешествие по островам.

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете, в счете в пределах 10, в счете двойками. Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором месте по счету? Развивать к...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Конспект занятия по математике в старшей группе, тема занятия: «Полёт к звёздам»

Образовательная деятельность построена на интеграции образовательных областей: познавательное развитие и социально- личностное развитие. Совместная деятельность проходит в дидактических играх с исполь...

Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...

Конспект непосредствен образовательной деятельности в подготовительной группе по рисованию «Криуль – элемент хохломской росписи»

Конспект непосредственнной образовательной деятельностив подготовительной группе по рисованию«Криуль – элемент хохломской росписи»...