Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе " Ознакомление детей с гжельской росписью"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Турчанинова Татьяна Александровна

 Этот  конспект поможет педагогу легко и и интересно познакомить детей с русской народной росписью гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого занятия в старшей группе  по рисованию «Гжельские узоры».

Цель: познакомить с русской народной росписью гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

Задачи:
1.Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме.
2.Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
3.Формировать умение передавать элементы росписи.

4.Воспитывать интерес к народному декоративному искусству.

 5.Закреплять умение рисовать акварелью. Вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Оборудование:

Компьютер, акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, кукла Дед, книжка -самоделка.
 

Ход занятия:
Здравствуйте, ребята.

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с очень красивой росписью, но сначала вспомните,  какие росписи вы уже знаете?

(Ответы детей)

Замечательно. Вы настоящие знатоки росписей!
Сегодня  я хочу познакомить  вас  с Гжельская росписью! Вы слышали о такой? Может быть кое –кто слышал , но не все знают что же это за роспись такая? А когда мы чего-то не знаем где можно найти ответ, ребята?

(Ответы детей: спросить у мамы , воспитателя, прочитать в книге, найти ответ в интернете)


Правильно! Тогда нам, наверное,  поможет компьютер! Включаем его?

 

Просмотр презентации.

Вот и познакомились мы с гжельской росписью.

- У меня для вас есть сюрприз, - волшебный сундучок. В нем сказки, были да небылицы живут. А вы хотите послушать сказку из моего сундучка?

Ответы детей.

- Тогда я предлагаю вам сесть по- удобнее и слушайте внимательно. Только расскажу я вам не сказку, а быль. Ну, слушайте. 
В некотором царстве, в тридесятом государстве, в самом центре земли русской, в деревушке под названием «Гжель», жил да был древний старик по прозванию Федот. Долгую жизнь Федот прожил. Сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью выучился. А руки у него не простые – словно золотые. 

Так и прозвали его «Федот- золотые руки». Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы, да ягоды красоты неописанной. Взмахнет другой раз – зацветут узоры еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого. 

Сам рисовал дед узоры, да других обучал своему затейливому искусству. Много было у Федота учеников, и все они выросли в больших мастеров и расписывали посуду не хуже учителя своего. Живут они и поныне.

Ребята, а вы хотите пойти в ученики к мастеру - Золотые руки?

Ответы детей.


- Ну тогда, где тут мой сундучок со сказками? Раз, два, три, Дед Федот выходи!

(из сундука достаю куклу деда Федота)

- Здравствуй Дед Федот!

- Здравствуйте ребята! А вы и впрямь хотите быть моими учениками?

(- Да, хотим)

- Тогда для начала, я задам вам несколько вопросов и узнаю, что вы знаете о гжельской росписи.
- Какие изделия лепили мастера?
(разную посуду: чайники, чашки, сахарницы, блюдца, самовары, фигурки людей…)
- Как украшали свои изделия?

(расписывали краской)
- Какие цвета использовали?

(синий цвет разных оттенков, темно-синий, голубой)

- Да. Вы уже кое-что знаете о гжельской росписи. Это хорошо. Молодцы.

А давайте- ка  заглянем в мой сундук!

 Достаем из сундука раскраски.

      Так как вы только начинающие ученики, у меня для вас есть рисунки- помощники, они вам помогут познакомиться с гжельской росписью и потренироваться. Чтобы когда я к вам пришел в следующий раз вы уже сами смогли нарисовать гжельский узор.

 Я предлагаю вам подойти к столу и взять то, что вам понадобится для рисования узоров.

Предлагаю вам перед работой размять наши пальчики, чтобы спорилась работа лучше. И руки наши не уставали.

Пальчиковая гимнастика

Наши синие цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки. 

Ну что за работу?


В ходе занятия мастер Федот осуществляет контроль за работой детей.

 - Ох, мне уже в сказку пора, заканчивайте рисовать цветы да ягоды.

(дети дорисовывают)

- Я вижу, вы и вправду умелые ребята. Давайте-ка посмотрим, чему вы научились. Несите свои работы вот на этот стол, аккуратно, осторожно ставьте.

- Вы все молодцы. Все очень старались. Руки у вас хоть и маленькие, да очень умелые. Знатные мастера из вас вырастут. А мне ребята пора домой. Что-то я у вас загостился.
- До свидания, Дед Федот, спасибо тебе. Приходи к нам еще.

- До свидания дети. Время будет зайду. 
- Раз, два, три, Дед Федот заходи!

(куклу убираю в сундук)

- Мне понравилось, как вы сегодня занимались, работали хорошо. Вы были внимательными и очень старались.

- А вам понравились наше занятие?
-Чем оно вам понравилось?

-Что запомнилось?

-Что вам показалось сложным.
-Кому бы вы показали свои работы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гжельские узоры

Слайд 2

Цель: познакомить детей с русским народным промыслом на примере гжельской росписи. Задачи: . Закреплять представления детей о народных промыслах. Развивать у детей интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

Слайд 3

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным – давно жили – были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую – белую . И решили лепить из нее посуду разную, да такую , какой свет не видывал.

Слайд 4

Вот такую глину, использовали мастера ля своей удивительной посуды.

Слайд 5

А славится Гжель своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее – синее . Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки или подсвечники ведет рука художника кисточку с краской. То сильнее, то слабее нажимает на нее.

Слайд 6

И все, что кисть рисует, становится синим и голубым . И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная получается роспись

Слайд 8

Самое особенное в гжельской росписи - это «мазок с тенями». Каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому.

Слайд 9

Элементы росписи

Слайд 13

Синие птицы по белому небу Море цветов голубых Кувшины и кружки- быль или небыль? Изделия рук золотых. Синяя сказка- глазам загляденье, Словно весною капель. Ласка, забота, тепло и творенье- Русская звонкая гжель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД рисование в старшей группе на тему: "Портрет любимой воспитательницы".

Закрепить знания детей о портретной живописи ее особенностях, о том, что художник в портрете передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека его характер, настроение; продолжат...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе на тему «Роспись мордовской рубахи-панар»

Программные задачи.Продолжать знакомить детей с мордовской росписью - ее калоритом, составляющими элементами.Закреплять, располагать узор на изделии.Совершенствовать навыки работы с кистью.Развивать ч...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе по теме «Городецкая роспись»

Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.  Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение стро...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: «Плюшевый медвежонок».

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны спец...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе с применением нетрадиционных техник рисования: «В гостях у Весны»

Конспект открытого занятия по рисованиюв старшей группес применением нетрадиционных техник рисования:«В гостях у Весны» Тема занятия: «В гостях у Весны»Образовательна...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе "Осенний лес" (нетрадиционная техника рисования - печать листьями)

Цель:   Формировать умение детей видеть природную красоту,  продолжать совершенствовать способность образного восприятия природной красоты, а также ее передачи при помощи нетрадиционног...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Знакомство с Гжельской росписью»

Задачи:Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине –голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.Развивающая: развивать умение выделять ее специфику...