Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник и элементов аппликации для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Караваева Светлана Альфредовна

 «ОСЕННЯЯ ВЕТКА В ВАЗЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_osennyaya_vetka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35  компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад №35  компенсирующего вида Красносельского района СПб)

Конспект

совместной непосредственно образовательной деятельности

по рисованию

с использованием нетрадиционных техник и элементов аппликации

для  детей  старшего дошкольного  возраста

с  задержкой психического развития                      

 «ОСЕННЯЯ ВЕТКА В ВАЗЕ»

     

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности
  • Технологии рефлексивного характера

Подготовила и провела:

воспитатель Караваева  С.А.

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2020

ЦЕЛЬ: развитие у детей изобразительных умений и навыков в работе с нетрадиционными материалами и техниками, тонкой моторики пальцев рук, зрительно-двигательной координации, умения отображать в изображении основные свойства объекта – цвет, соотнесение частей по взаимному расположению.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности – техникой печати растительными элементами, рисованием ватной палочкой, пользованием трафаретом.
  2. Расширять у детей представления об используемых в процессе деятельности материалах и инструментах.
  3. Закреплять у детей изобразительные навыки.
  4. Совершенствовать у детей ориентировку на плоскости.
  5. Развивать у детей умение проверять правильность выполнения изображения путем сравнивания с образцом.
  6. Развивать у детей познавательный интерес к природе, закреплять представления об осени и её характерных признаках (становится холоднее, листья меняют окраску, опадают, часто идут дожди, птицы собираются улетать на юг).

КОРРЕКЦИОННЫЕ:

  1. Совершенствовать у детей восприятие цвета.
  2. Совершенствовать у детей в процессе работы мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие, зрительно-двигательную координацию. 
  3. Развивать у детей внимание, память.
  4. Развивать у детей объяснительно-сопровождающую и регулирующую функции речи в процессе изобразительной деятельности, побуждать детей к высказыванию по поводу своей работы, посильно объяснять последовательность ее выполнения.
  5. Активизировать словарь детей: опадают, идут дожди, листопад, разноцветные и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать творчество, воображение.
  2. Поощрять у детей проявление самостоятельности в процессе выполнения работы. 
  3. Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца, заинтересованность в процессе деятельности и получении результата, умение радоваться успеху.
  4. Воспитывать у детей аккуратность в выполнении работы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

                                       

  • иллюстрации с изображением признаков времени года - осень;
  • иллюстрации: деревья в осеннем наряде, осенний лес;
  • муляжи осенних листьев;
  • крупные предметные картинки с изображением деревьев: дуб, клен, рябина, липа или береза, ива; контурные изображения листьев данных деревьев натурального размера;
  • осенний букет в вазе;
  • листы светлого немелованного картона по количеству детей;
  • материалы и инструменты для выполнения работы на подносах по количеству детей: простой карандаш, трафарет вазы, ватные палочки, широкая кисть, гуашевые краски, засушенные листья деревьев, салфетки, тряпочки, баночки с водой, клей ПВА, карандашная стружка, клеевая кисточка, подставка или клеенка для выполнения работы;
  • образец выполнения работы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Рассматривание с детьми иллюстраций по теме «Осень».
  • Обследование с детьми природного материала.
  • Рассматривание и составление осенних букетов.
  • Наблюдение за деревьями на прогулке.
  • Чтение художественной литературы по теме «Осень», заучивание коротких стихотворений на осеннюю тематику.
  • Сюжетное конструирование на тему «Осенний пейзаж».
  • Составление изображения из частей - «Осеннее дерево», «Осенний букет в вазе», «Листопад».
  • Раскрашивание готовых контурных изображений - «Осеннее дерево», «Осенний букет», «Осенние листья».
  • Аппликация, рельефная лепка «Осенний пейзаж».
  • Заготовка карандашной стружки для выполнения работы.
  • Дидактические игры и упражнения: «Парочки» (найди такой же листик), «Разрезные картинки» (на осеннюю тематику), «Расскажи по картинке», «С какого дерева листочек?», «Что не так?» и пр.
  • Игровые упражнения на имитацию, подвижные игры, речь с движением, пальчиковые игры на осеннюю тематику, с осенними листочками: «Ветер и листочки», «Кто быстрее соберёт», «Найди такой же», «Успей взять листочек» и др.
  • Загадки на осеннюю тематику.
  • Знакомство детей с техникой  печати.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Здоровьесберегающие технологии:

  • динамические паузы: речь с движением «Осенние листья»,  упражнение «Деревья»; 
  • пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»;
  • технология эстетической направленности;
  • подвижная игра: «Ветер и листочки».

Игровые технологии:

  • технология развивающей игры: развивающие игры на развитие зрительного восприятия «С какого дерева листок?»;

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности:

  • техника печати сухими листьями;
  • рисование ватной палочкой;
  • использование элементов занимательного ручного труда - наклеивание карандашной стружки.

Технологии рефлексивного характера

  • актуализация личного опыта каждого участника образовательного процесса; поисковая активность;
  • деятельностный подход использования диалогических форм речи.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

I часть

Дети сидят на ковре. На ковре разложены иллюстрации с изображением признаков времени года - осень.

- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)   

- Правильно, осень. А как вы об этом узнали?

(ответы детей с опорой на иллюстрации, с помощью наводящих вопросов; затем педагог обобщает и уточняет ответы детей)

- Стало холодно, отцветают последние цветочки, птицы собираются улетать на юг, люди собирают урожай на полях, часто идут дожди. Листья на деревьях стали разноцветными, опадают.

- А какого цвета листья мы видели с вами на улице? (ответы детей)   

- А почему  так происходит? (ответы детей)   

- Становится холоднее, деревья готовятся к зиме. Листочки на деревьях становятся разноцветными, ветер срывает их с веток, они кружатся в воздухе и ложатся на землю.

- Послушайте стихотворение про осенние листочки:

Стихотворение

Листочки разноцветные,

Летят, летят, летят.

Кружатся, тихо падают,

Под ноги ребят.

Ветер набежит и вновь,

Вверх поднимет их,

Но вернуться к веточкам,

Невозможно им.

Подвижная игра «Ветер и листочки»

(педагог раздает детям муляжи осенних листочков, дети встают врассыпную на ковре)

- Давайте с вами поиграем с осенними листьями, а игра называется «Ветер и листочки»

(педагог напоминает правила и проводит подвижную игру, после игры дети садятся на свои места)

- Ребята, у нас на участке растут разные деревья. Попробуйте вспомнить их название. (ответы детей) 

- А как вы узнавали разные деревья? (ответы детей)   

- Ребята, давайте с вами вспомним строение деревьев. (ответы детей)   

- Да, у всех деревьев есть ствол, корни, ветки, листва. Но какие-то деревья похожи друг на друга, а какие-то совсем разные: у березы белый ствол, а у рябины яркие грозди, некоторые деревья легко узнать по необычной форме листочков, ветви у некоторых деревьев тянутся вверх, к солнышку, а у других опущены вниз.

Динамическая пауза – упражнение «Деревья»  

(дети встают врассыпную на ковре, педагог проводит упражнение)

- Давайте с вами поиграем. Я буду называть дерево, а вы понарошку «превращаться» него: в елку, липу, березу или другое дерево, показывая веточки руками. Если я назову березу – поднимаете руки вверх, елка – опускаете вниз. Будьте внимательны, помните, у каких деревьев как расположены веточки.

(педагог проводит игру, после игры дети садятся на места)

- Молодцы, какие красивые деревья растут у нас на поляне!

Развивающая игра «С какого дерева листок?»

- А хотите еще поиграть? Игра называется «С какого дерева листок?». На ковре разложены большие карточки с изображением разных деревьев: дуб, клен, рябина, липа или береза, ива. Подул ветер и разбросал, перепутал все листочки.

(педагог разбрасывает разные по форме и цвету листья – муляжи натурального размера) 

- Давайте, к каждому дереву разложим подходящие по форме листья.

(педагог проводит игру, после игры дети садятся на места)

- Посмотрите, как красивы деревья в осеннем наряде!

(педагог показывает детям иллюстрацию с осенними деревьями).

- Скажите, какие деревья вы узнали на иллюстрации? (ответы детей)   

- Какое дерево вам больше всего понравилось и почему? (ответы детей) 

II часть

- Ребята, садитесь за столы.

- Посмотрите, какой красивый букет мы собрали с вами на прогулке вчера.

(педагог с детьми рассматривают букет из осенних веток в вазе)

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Дети загибают пальчики на одной руке, начиная с больших.

Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Дети загибают пальчики на другой руке, начиная с больших.

Указательными и средними пальцами обеих рук «шагают» по столу.

- А давайте подарим маме красивый осенний букет! Только мы его не соберем, а нарисуем. И даже не нарисуем, а напечатаем. А как, я вам сейчас расскажу.

Педагог показывает детям способ выполнения работы. По ходу объяснения и частичной демонстрации действий, активно привлекает детей к выполнению элементов изображения.

- Сначала простым карандашом обводим трафарет вазы и дорисовываем веточки.

- Затем обводим красками с помощью ватной палочки нарисованные карандашом веточки и печатаем листочки: берём заготовленный сухой лист и кисточкой наносим на него краску, затем прикладываем лист к бумаге, окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок.

- Когда веточки готовы, наносим клей на  нарисованную вазу, затем покрываем её карандашной стружкой и аккуратно придавливаем к листу (после того как высохнет), ватной палочкой наносим рисунок по контуру вазы.

- По желанию полученное изображение можно дополнить деталями: дорисовать скатерть или стол.

- Вот что у нас получается! (показ детям полученного изображения)

- А сейчас предлагаю и вам приступить к работе, каждому нарисовать свой осенний букет.

(педагог раскладывает на столы подносы с подготовленными для работы инструментами и материалами)

Самостоятельное выполнение работы детьми (контроль со стороны педагога, помощь при выполнении работы детьми по необходимости, минимальная).    

III часть

(педагог выкладывает готовые работы на ковре, дети становятся вокруг – рассматривают работы, обязательно положительная оценка педагогом детских работ)                                    

- Посмотрите, ребята, какие красивые осенние букеты у вас получились, вашим мамам они очень понравятся.

- Расскажите, как вы их сделали? (ответы детей)

- А в какое время года можно собрать такие замечательные букеты. (ответы детей)

- Ну, конечно, осенью! А давайте еще раз вспомним, как узнать время года – осень.

(ответы детей с опорой на иллюстрации, с помощью наводящих вопросов)

- Как много мы сегодня с вами узнали про осень – это замечательное время года.

- А пока ваши работы подсыхают, предлагаю еще раз поиграть с осенними листочками.

Динамическая пауза – речь с движением «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения опущенными вниз руками влево-вправо.

Снова кружатся.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе на тему: «Букет цветов»

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе на тему:«Букет цветов»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) рисование с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками) на тему: «Зимнее дерево»

Цель: учить детей рисовать зимние деревья нетрадиционным способом - пальчиками.Образовательные  задачи: закрепить с детьми признаки времени года – Зима; развивать эстетическое восприятие, о...

Конспект открытого интегрированного занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Кленовый лист» для детей с ОВЗ 4-5 лет

Конспект по нетрадиционной технике рисования "Кленовый лист" для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект по ХЭР, рисование с использованием нетрадиционной техники и элементами экспериментирования. «Пускает рыбка пузыри» для второй младшей/средней группы

В завершении темы "Рыбы" рисование крышечками от бутылок и небольшое эксперементирование, для закрепления знаний о дыхании рыб. ( Конспект для детей младшего/среднего возраста - исходя из ур...