Конспект НОД для детей средней группы по художественно-эстетическому развитию (рисование)«Путешествие в страну Дымка»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

В материале представлен конспект  НОД для формирования знаний детей о народных промыялах России, а именно знакомство с дымковской игрушкой , ее историей и характерными особенностями росписи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_stranu_dymka.docx103.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 для детей средней группы по художественно-эстетическому развитию (рисование)

«Путешествие в страну Дымка»

Цель. Формирование у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.

 Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие

Задачи:

  • Развивать интерес детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству, расширять представления о народном промысле.
  • Уточнять знания о разнообразии и назначении дымковской игрушки.
  • Развивать умения  расписывать силуэт дымковской игрушки, используя в узоре элементы дымковской росписи (кружочки, точки, кольца, полоски)
  • Развивать и активизировать словарь: мастера-умельцы, дымковская роспись, дымковские мастера.
  • Воспитывать, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев, к народным промыслам.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие

Используемые современные образовательные технологии.  

  1. ИКТ – технология, презентация «Путешествие в страну «ДЫМКА»».
  2. Здоровье сберегающие технологии (подвижная игра под музыку),

Оборудование для НОД:

-Презентация «Путешествие в страну «Дымка»», ноутбук,

-магнитофон с записью русских народных мелодий

 -Образцы дымковских игрушек

-Силуэты дымковских лошадок по количеству детей.

-Принадлежности для рисования: акварель, вода, тряпочки, палитра, клеенки, салфетки

-Карточки с изображением дымковских игрушек

Предварительная совместная деятельность:

-Чтение потешек о дымковской игрушке

-Настольно-печатная игра пазл «Русские узоры»,

-Игровой набор Фрёбеля «Узоры. Дымковская игрушка»

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1.Организационная часть

Дети рассаживаются на стульчики в полукруг около ноутбука. Игровой прием «Передай волшебный шарик»

Воспитатель Шарик, весело катись,

                         Всем ребятам покажись!
(дети передают по кругу глиняный шарик)
Воспитатель: Кто из вас узнал, из какого материала этот шарик?

Дети. Из глины, из камня.
Воспитатель Ребята, этот глиняный шарик к нам прикатился из одного села. Он оставил свой след, по которому мы сможем попасть в это село. Хотите побывать в этом селе?

2.Основная часть 

    Звучит русская народная мелодия.
Остановка 1 « Дымково»
Открываются
 Слайды 2-4
Воспитатель: Дымково - это небольшой поселок в России. Послушайте про него стихотворение.
Зачитывается отрывок из стихотворения

А. Дьякова «Веселая дымка»
Возле Вятки самой Дымково - поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
Лет ему за двести, триста ль миновало.
Собирались вместе мужики бывало.
А управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали - пели, не скучали.
Как-то вятичи дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками- глина-
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки, бывало...
Глину щупать, глину мять-
Жирная, как сало!
И стали жители поселка игрушки из этой глины делать. Глина в поселке красная, а не голубая, с которой мы с вами уже познакомились.
Глину собирали в теплое время года, смешивали ее с мелким речным песком. Лепили игрушки зимой, когда на полях работы не было - там снег лежит.

Затем игрушки обжигали в печи и расписывали, зимой над каждой избой поднимался дым. Людей, которых лепили глиняные игрушки, называли мастера-умельцы, дымковские мастера.

Открываются слайды 5-6
Воспитатель Игрушки у мастеров-умельцев получались сказочные, волшебные. Считалось, что дымковские игрушки оберегают семью от несчастий, от бед. Их ставили зимой между рамами, украшали дома для детей.

Давайте познакомимся с некоторыми из них
Открывается
Слайд ы7-16 

Дети рассматривают на слайдах игрушки, свободно общаются, задают вопросы, воспитатель читает небольшие стихи о дымковских игрушках на слайдах.

Фоном звучит русская народная музыка. ,

По окончании просмотра.

Воспитатель. Давайте, «превратимся» в дымковские игрушки.

        Я буду показывать карточку с изображением игрушки, а вы под музыку придумывать движения для неё.

Физкультминутка-игра. (музыкальный монтаж- лошадки, барышни, кавалеры, собачки, индюки.) Дети импровизируют. Здоровьесбережение.

Воспитатель Ребята, давайте вспомним, как называется село, где мастера- умельцы изготавливали игрушки из глины?

Дети.- Дымково

Воспитатель. А знаете, почему так село называлось?

Дети Дым шёл из каждой трубы , вот и получилось Дымково.

Посмотрите на эти игрушки. (выставляются образцы игрушек)

Воспитатель. Что в них общего? 

Дети Все белые, сделаны из красной глины.

Воспитатель.  Как вы думаете, эти игрушки лепили и расписывали
веселые мастера или грустные?

Дети. Весёлые.

Воспитатель. Как вы догадались?

Дети. Краски весёлые, нарядные, яркие. Игрушки улыбаются.

Воспитатель Да, все игрушки расписаны яркими красками.
Чтобы они получились еще нарядней - добавляли золотую краску.
Ребята, дымковские игрушки отличаются своим узором.
Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, квадраты, полоски, волны).
Слайды 15-17

«Воспитатель. Давайте мы с вами отправимся к остановке «Мастерская» и попробуем расписать силуэты дымковских лошадок.

Звучит русская народная мелодия, дети подходят к столам, подготовленным для рисования.

Воспитатель. Посмотрите на своих лошадок, какого они цвета?

Дети. Белого.

Воспитатель. Да, как- будто мастера дымковские их побелили. Сейчас лошадки все одинаковые, а вот, когда вы их распишите, нанесёте на коней узоры, все будут разные, неповторимые. Обращайте внимание на экран.

На экране слайд17

Воспитатель. Давайте ещё раз вспомним, какими узорами можно украсить лошадку (закрепляются элементы- кружочки, точечки, полоски и т.д.) во время работы, при необходимости осуществляет технический показ на своём листе.

3.Заключительная часть

Анализ работ (прикрепляются на панно для творчества)

Воспитатель Посмотрите, какие красивые лошадки у нас получились.

        Ещё какие?

Дети. Нарядные, весёлые, игривые.

Воспитатель. Наши игрушки такими нарядными получились, потому что мы расписали их яркими красками, разукрасили разноцветными узорами.

Кто сможет рассказать о своей лошадке?

Какими узорами он расписал свою лошадку?

Дети рассказывают о своих работах, воспитатель корректирует ответы детей.

Воспитатель. Молодцы! Все вместе потрудились, очень красиво получилось, а в следующий раз мы попробуем слепить дымковскую игрушку и расписать её как настоящие мастера- умельцы! Вам из Дымково прислали мастера раскраски с дымковскими игрушками: петухами и барышнями.

Картинки по запросу дымковская игрушка картинки-раскраскиКартинки по запросу дымковская игрушка картинки-раскраски

http://img0.liveinternet.ru/images/foto/b/1/apps/1/156/1156330_16.jpgКартинки по запросу дымковская игрушка картинки-раскраски

Используемая литература

  • Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
  • Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  • Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  • Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
  • Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска.
  • И.Богуславская «Русская глиняная игрушка». Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1975г

Дополнительный справочный материал для педагога:

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Где зародился промысел?

Промысел зародился более 400 лет назад, в слободе Дымково, около г. Вятки.

Игрушку делали только женщины специально к празднику СВИСТУНЬИ, а затем он переродился в обычную ярмарку.

Материал.

Делали из красной глины, которую добывали на берегах Вятки реки.

Глину смешивали с речным песком, рубили лопатой, добавляли воду и месили её ногами. Затем скатывали глину в большие блины, заворачивали во влажную ткань и хранили её.

Способы, этапы изготовления.

Игрушку лепили по частям. Соединяли части с помощью жидкой глины, приглаживая неровности и шероховатости.

Затем игрушку сушили /от 2 до 20 дней/

Затем обжигали, остужали и белили мелом, смешанным с молоком.

Особенности строения.

Изначально делали только свистульки, затем стали делать отдельные фигурки людей и животных, а позднее стали появляться композиции. Игрушка, очень пропорциональная, похожа на настоящих людей.

Особенности рисунка и материалов.

Расписывали игрушку яркими красками, брали основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Составляли различные узоры из кругов и точек, клетки и пятен, прямых и волнистых линий. Дымковская игрушка была очень нарядная, потому, что рядом был город, мастера могли видеть красочные фарфоровые статуэтки, которые привозили из-за границы.

 

Назначение игрушки

/в старину, в наше время/

Делали игрушку разную, и уточек и свинок, барынь-водоносок, индюков.

Медведь - символизировал силу,

Баран – счастье,

Корова – достаток.

Играли дети только свистульками, другие фигурки покупали только для украшения избы. Их ставили на полки с посудой.

Сейчас дымковской игрушкой не играют. Она стала известным сувениром на весь мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей средней группы по художественно-эстетическому развитию «Приметы весны»

Цель: Формирование умения объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию и вызывать радость от восприятия результата общей работы.Задачи:- закрепить приемы лепки,- закрепить знания о примета...

Конспект образовательной деятельности в средней группе по художественно- эстетическому развитию « Друзья для Шарика».(лепка)

Цель: расширить и обобщить знания детей о дружбе.Задачи: познакомить детей с правилами дружбы; учить детей приемам размазывания пластилина и деления его на части; развивать речевые умения; р...

Конспект ОД итоговой в средней группе по художественно - эстетическому развитию (конструирование из бумаги) на тему: «Пчелка»

Ястребцева Людмила ВасильевнаМБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Средняя группаИнтегрированное  «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «физическое развитие...

Методическая разработка конспекта для детей средней группы по художественно-эстетическому развитию (лепка) Тема: «Миски для трёх медведей»

Художественно-эстетическое развитие: Вызвать интерес к лепке атрибутов для сказочных героев. Учить трансформировать шар способом сплющивания и загибанием бортиков....