Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе " Волшебный мир красок"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Дехканова Елена Вкторовна

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmk_r.p.podgot.gr_.docx65.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Оглавление

 1. Целевой раздел

    1.1 Пояснительная записка

    1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

    1.3 Промежуточные результаты освоения программы

 2. Содержательный раздел

    2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

    2.2 Цель и задачи рабочей программы

    2.3 Модель образовательного процесса

    2.4  Содержание работы

3.Организационный отдел

    3.1 Общий объём нагрузки

    3.2 Формы и приёмы организации образовательного процесса

    3.3 Планирование с учётом темы недели.

    3.4 Мониторинг освоения нетрадиционной техники рисования

    3.5 Список литературы

                   

1.1.Пояснительная записка

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше  мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал   В.А. Сухомлинский.

Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

1.2.Целевые ориентиры образовательного процесса

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Таким образом, целевые ориентиры программы базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе.

1.3 Промежуточные результаты освоения программы

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

- Проявляет  симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

- Проявляет ответственность за начатое дело.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

                 2.Содержательный раздел

2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы)

От 3 до 4 лет

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют -трудно догадаться, что изображено ребенком. В аппликации дети учатся располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.

От 4 до 5 лет

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей.

Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами.

Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.

От 5 до 6 лет

В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон

для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько  треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

От 6 до 7 лет

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения  цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

2.2 Цель и задачи рабочей программы

Цель: Развивать потенциальные способности  ,заложенные в ребенке , интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:  - Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

-Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

- Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

- Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

2.3 Содержание работы

     Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания  и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

     Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребенка эстетическим опытом. Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами (эстетическими эталонами), которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру (Л.С. Выготский), и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие творческих способностей проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного (обобщенного) образа адекватными выразительными средствами.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.

  Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

    Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

музыкальное сопровождение. И т.д.

   Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя  раскованнее , смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

3.Организационный раздел

3.1 Общий объем нагрузки

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет - 25 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

3.2 Формы и приемы организации образовательного процесса

1. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.

2.  Непосредственная образовательная деятельность:  изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.

3. Образовательная деятельность в режимных моментах: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.

4. Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».

5. Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, оформление группового помещения к праздникам, открытые мероприятия.

     Наблюдая за детьми, можно прийти к выводу, что ребенку не всегда интересно рисовать на заданную тему. Поэтому следует предоставить ему свободу выбора. Нетрадиционные техники рисования предоставляют ребенку возможность самому выбрать, чем рисовать, как рисовать и что нарисовать. В процессе такой деятельности получаются фантастические силуэты, которые ребенок с увлечением дополняет, заканчивает. Нетрадиционное рисование – это возможность выбора. У детей активно развиваются фантазия, мышления. Ребенок заинтересован данным видом деятельности. Поэтому можно сделать вывод, средствами нетрадиционного рисования активно развиваются творческие способности.

3.3 Планирование

Месяц

Неделя        

Лексическая тема        

Непосредственно-образовательная деятельность        

Нетрадиционные техники        

Программное содержание        

Литература

Сентябрь        

1        

Диагностика        

По замыслу

(свободное экспериментирование с материалами)        

Различные        

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.        

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

2        

Диагностика        

По замыслу

 (свободное экспериментирование с материалами)        

Различные        

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.        

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

3

Детский сад. Группа.        

Рисование

«Растения в нашей группе»

Оттиск поролоном        

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.77

4        

Игрушки        

Рисование ватной палочкой

«Мячик»

Тычок

Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.111, 113

Аппликация

из мятой бумаги и бумажных шариков «Неваляшка»        

Скатывание бумаги        

Упражнять в составлении изображения из частей на плоскости, развивать мелкую моторику рук.

Октябрь        

1        

Осень. Лиственные деревья.        

 Рисование

«Осень на опушке краски разводила

Печать листьев        

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.5

Рисование

«Мое любимое дерево осенью»        

Кляксография трубочкой        

Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.37

2        

Сад. Фрукты. Ягоды.        

Рисование с использованием манки «Яблоко и груша»        

Манка + гуашь

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.        

Рузанова Ю.В

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.46, 48

Конструирование на плоскости «Виноградная гроздь»        

Крупа + тесто        

Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с манкой и тестом, развивать мелкую и общую моторику рук.

3        

Огород. Овощи.        

Рисование

«Дары осени»

Оттиск пробкой, печатками из картофеля, монотипия

Упражнять в комбинировании различных техник, развивать чувство композиции и колорита.        

Казакова Р.Г.

 Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.119

Аппликация объемная из готовых форм «Что растет на грядке?»        

Работа с трафаретом.        

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.43

4        

Лес. Грибы. Ягоды.        

Аппликация из крупы «Боровик»

Крупа

Совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с крупами, развивать мелкую и общую моторику рук.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.51, 52

Рисование

 «Грибы на полянке»        

Восковые мелки + акварель        

Совершенствовать навык работы  с восковыми мелками и акварелью.

Ноябрь        

1

Осенняя одежда        

Рисование

 «Мое любимое платье или свитер»

Оттиск печатками, рисование ластиками

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы        

Казакова Р.Г.

 Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.55

 

Рисование ватной палочкой

«Перчатки»        

Рисование ватной палочкой        

Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, развивать изобразительные навыки и умения.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.99

2        

Обувь. Головные уборы.        

Рисование

«Платок для бабушки»        

Оттиск печатками        

Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.        

3        

Посуда. Наша пища. Труд повара.        

«Необычная посуда»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».        

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.        

Казакова Р.Г.

 Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.120, 122

Аппликация «Завтрак куклы»        

Обрывание бумаги, скатывание        

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, объемности, пространственные  представления.

4        

Дом. Мебель.        

Рисование

 «Обои в моей комнате»

Оттиск печатками + поролон        

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.51

Рисование

«Ожившая сказка»

«Знакомая форма - новый образ»        

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73

Декабрь        

1

Зима. Начало зимы.        

Рисование

«Первый снег»

Монотипия, рисование пальчиками        

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.39

Рисование

 «Морозные узоры на стекле»        

Рисование  клейстером        

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.14

2        

Домашние животные.        

Рисование  «Веселый щенок»

Тычок жесткой полусухой кистью

Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании.

Рузанова Ю.В

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.54

Рисование

«Дымковская игрушка» (конь)        

Оттиск печатками        

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

3        

Дикие животные наших лесов.        

Рисование цветным клейстером «Медвежонок»

Цветной клейстер + гуашь        

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.60, 61

Аппликация из рваной бумаги

«Лесные друзья»

Обрывание бумаги        

Развивать интерес к аппликации и конструированию, упражнять в работе с клеем, развивать мелкую и общую моторику рук

4        

Хвойные деревья. Новый год.        

Рисования

«Елочка нарядная»

Рисование пальчиками, оттиск поролоном        

Закрепить умение изображать елочные игрушки.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.стр.47

Рисование соль

«Дед Мороз»        

Гуашь + соль        

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.3

Январь        

1        

Каникулы.        

КВН

 «Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности»

Различные        

Способствовать включению познанного ребенком через искусство и ознакомление с окружающим в собственную эстетическую и художественную деятельность.        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.30, 57

Рисование

 «Музыкальный рисунок»        

Различные        

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.3

2        

Рождество.        

Рисование

 «Морозный узор»        

Восковые мелки + акварель        

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.43

3        

Зима. Зимние забавы.        

Рисование

«Зимний лес»        

Рисунки из ладошки        

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

4        

Домашние птицы.        

Рисование восковыми мелками и акварелью  «Петушок»

Восковые мелки + акварель        

Совершенствовать навык работы с акварелью и восковыми мелками, упражнять в различении и назывании цветов.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.64

Февраль        

1        

Зимующие птицы.

Аппликация из рваной бумаги «Снегири и синички»

Обрывание бумаги        

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.66

2        

Транспорт. ПДД. Профессии на транспорте.        

Рисование

«Необычные машины»        

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»        

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.        

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.124

3        

День защитника отечества.        

Рисование

«Галстук для папы»        

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».        

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.73

4        

Зима. Итоговое занятие о зиме.        

Рисование

«Зимние напевы»        

Набрызг        

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5

Март        

1        

Мамин праздник. Женские профессии.        

Открытка для мамы

«8 Марта»

Печать по трафарету, воздушные фломастеры.        

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.63, 65

Рисование

«Семеновские матрешки»        

Оттиск печатками        

Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

2        

Моя семья.        

Рисование

«Мой портрет»

Черно-белый граттаж, восковые мелки + акварель, акварельные мелки        

Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции.        

Казакова Р.Р

Рисование с детьми дошкольного возраста. стр.94

Рисование + аппликация

«Моя семья»        

По выбору        

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.        

Казакова Р.Г.

Рисование с детьми дошкольного возраста.

3        

Моя родина. Наш город.        

Рисование восковыми мелками через трафареты

 «Разные дома»        

Тиснение        

Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.87

4        

Части тела.        

Рисование

«Веселые человечки»        

Волшебные веревочки        

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.35

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.79

Рисование цветным клейстером

«Клоун»

Работа с трафаретом        

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Апрель        

1        

Ранняя весна.        

Рисование

 «Ранняя весна»

Монотипия пейзажная        

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.69, 71

Рисование

 «Ветка с первыми листьями»        

Оттиск печатками        

Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки.

2        

Космос.        

Рисование

«Космический пейзаж»

Граттаж        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.45

3        

Предметы быта.        

Рисование

«Ожившая сказка»

«Знакомая форма - новый образ»        

Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.        

4        

Перелетные птицы.        

Рисование

«Грачи прилетели»

Печать ластиком        

Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81

Рисование гуашью с манкой

«Ворона»        

Гуашь + манка        

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

Май        

1        

Рыбы.        

Рисование

«Аквариум»        

Рисунки из ладошки        

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.75

Аппликация «Подводный мир»        

Обрывание бумаги, скатывание        

Упражнять в работе с бумагой разными способами и клеем, ориентироваться на листе.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.75

2

День победы.        

Рисование

«Праздничный салют над городом

Восковые мелки + акварель

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.        

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.48

Рисование «Салют»

Воздушные фломастеры        

Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.81

3        

Весна.

Итоговое занятие.        

Рисование

«Красивый пейзаж»

Рисование песком

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.        

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.87

Аппликация из мятой бумаги и жгутиков

«Веселое солнышко»        

Обрывание бумаги, скатывание        

Упражнять детей в составлении изображения из частей на плоскости.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. стр.29

4        

Растения луга, сада. Цветы.        

Рисование

«Ромашки на полянке»

Восковые мелки + акварель        

Совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью, развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию.        

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук внетрадиционной изобразительной деятельности. стр.37, 40

Рисование

 «Одуванчики в траве»        

Тычок жесткой полусухой кистью + манка        

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.

5

Диагностика.        

По замыслу.        

Различные        

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.        

Казакова Р.Г.

3.4  Мониторинг освоения нетрадиционной техники рисования

Уровни усвоения программы:

Высокий уровень        

Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень        

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень        

Ребенок нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с   изоматериалами  для создания художественного образа.

Сводная таблица уровней освоения программы «Волшебный мир красок» на начало учебного года

Технические навыки

Точность движения

Средства выразительности

Наличие замысла

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

Средний

Низкий

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

Средний

Низкий

1

Сводная таблица уровней освоения программы «Волшебный мир красок» на конец учебного года

Технические навыки

Точность движения

Средства выразительности

Наличие замысла

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

Средний

Низкий

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий

Средний

Низкий

3.5  Примерные центры для развития нетрадиционной техники рисования

Одним из важнейших условий решения задач развития творческих способностей старших дошкольников является организация развивающей предметной среды. Важно, чтобы она обеспечивала развитие активной самостоятельности детской деятельности.

  Создавая развивающую среду необходимо помнить: развивает та среда, в которой ребёнок активно действует. 

Согласно программе развивающая среда  сконцентрирована в центрах активности: центр искусства, центр строительства, центр литературы и грамоты, центр сюжетно - ролевой игры, центр науки и математики, центр естествознания. В этих центрах подобрана необходимая предметно - развивающая среда, необходимая для работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Центр искусства стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения. Занятия в этом центре направлены на развитие творческих способностей, вербального и невербального общения, общей и тонкой моторики, интеллектуальных способностей. 

В центре искусства имеются все необходимые средства для изодеятельности, такие как: акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, цветные мелки, кисти разных размеров и фактур, цветная бумага, цветной и белый картон, восковые карандаши, тушь и т.д.

Центр науки и математики обеспечен атрибутами для дополнительных материалов для использования их в художественно-творческой деятельности: бросовый материал (свечи, перья, трубочки, печатки, пробки, паралон, щетки, пенопласт, нитки, семена, листья деревьев и т.п.)

Литература и грамота включает в себя подбор художественной и познавательной литературы, картины и иллюстрации, дидактические и развивающие игры.

Ребенок в любое время может заняться творческой деятельностью. Самостоятельная и свободная творческая деятельность организуются по желанию ребёнка, при этом воспитатель уточняет у него цель работы, но в его ход не вмешивается. Ребёнок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. Материалы могут переноситься из одного центра в другой по мере необходимости. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации. Благодаря этому у дошкольников формируется стойкий интерес, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. А при решении проблемных ситуаций совершенствуются умение анализировать, решать проблему, делать выводы и аргументировать их.

3.6 Формы и направления взаимодействия с коллегами и

семьями воспитанников

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- воображения и фантазии;

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия; - пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; - внимания и усидчивости; - изобразительных навыков и умений,

- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; - речи.

Работа с детьми строится на принципах: - от простого к сложному;

– индивидуального подхода;

– развития творческой инициативы.

Во время проведения кружковых занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если педагог знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка,а семья имеет представление о педагоге, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих педагогических задач.

Рабочая Программа кружка построена таким образом, чтобы привлечь родителей к активному участию в творчестве их детей. Родители интересуются работами детей, дома рисуют с ребенком картины, применяя технику или изобразительные материалы, изученные на занятии. Поощряют желание ребенка фантазировать и передавать свои фантазии на бумаге.

Дети приносят в детский сад рисунки, выполненные вместе с мамой и папой, которые с гордостью демонстрируют окружающим, рассказывают, что и как изображали, как назвали свою картину. В группе регулярно оформляются выставки семейного творчества. Семьи воспитанников регулярно привлекаются к участию в тематических выставках рисунков с использованием нетрадиционных техник рисования и изобразительных материалов.

Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей разнообразно по форме: совместные специально организованные занятия, оформление группы к семейным праздникам, изготовление подарков к праздникам и дням рождения, встречи с художниками, посещение музея, художественных выставок, мастер — классов для родителей. Мастер - классы для родителей организуются педагогом и родителями, желающими поделиться своим мастерством. В подготовке мастер — классов большое значение придается практическим и наглядным методам.

С родителями проводятся индивидуальные и групповые (на родительских собраниях) консультации, беседы о значении нетрадиционного рисования в развитии и воспитании детей, с практическими советами и рекомендациями, способствующими повышению педагогической образованности родителей.

Для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста и отвечающие их возрастным и психофизическим особенностям,

а именно:

- формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

- создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и для самостоятельного детского творчества;

- ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

- целостное развитие личности ребенка;

- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

- актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц.

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя на занятиях комфортно, знал, что его здесь любят, поддержат.

Для реализации Рабочей Программы кружка по изобразительной деятельности «Волшебный мир красок » используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка); – наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки); – метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.); – игровые (дидактические, развивающие, подвижные); - метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание); - практические – упражнения, эксперименты и др.

Кроме общих методов, во время занятий в кружке используются методы эстетического воспитания: - метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; - метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»); - метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); - метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; - метод разнообразной художественной практики; - метод сотворчества (с педагогом, сверстниками); - метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности; - метод эвристических и поисковых ситуаций.

Все методы используются в комплексе и:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

При проведении занятий необходимо придерживаться основных правил:

1. Использование приема транслирования информации. 2. Отбор тематического содержания. 3. Главный герой рисования – ребенок.

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка. 5. Педагог создает схематические изображения. 6. Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий. 7. В качестве «физкультминутки» используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью. 8. Создание эмоционального настроя с помощью музыки, шутки, игрушки и др.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.

2. Обеспечение главных условий общения.

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.

4. Использование различных коммуникативных средств.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка.

3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.

4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,

5. Словесные игры, игры – драматизации.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника , побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение и т. д.

 Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

 В кружке проводится групповая и индивидуальная работа с детьми. Отчет о результатах работы кружка предоставляется на выставках творческих работ в группе и в ДОУ, на тематических развлечениях, в оформлении предметно — окружающей среды, на родительских собраниях, в публикациях информации на сайте ДОУ, в виде консультаций и мастер — классов с педагогами и родителями.

Календарно-тематическое планирование работы с родителями на 2016-2017 год

Сентябрь

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» (Консультация

Октябрь

«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» (Родительское собрание)

Ноябрь

«Как часто рисует ваш малыш? » (Анкетирование)

Декабрь

«Организация рабочего места ребенка в домашних условиях» (Консультация)

Январь

«Любящим родителям о рисовании с детьми» (Информация на стенде)

Февраль

«Рисуем нетрадиционными материалами» (Мастер-класс)

Март

«Рисуйте вместе с детьми» (Папка-передвижка)

Апрель

«Советы родителям по развитию творческих способностей детей» (Памятка

Май

«Наши фантазии» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями) Календарно-тематическое планирование работы с педагогами на 2016–2017 год.

Сентябрь

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» (Консультация)

Октябрь

«Педагогическая мастерская» (Совместная работа с музыкальным руководителем по подбору музыкального сопровождения к занятиям)

Ноябрь

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития» (Консультация)

Декабрь

«Игры с красками» (Создание картотеки игр, способствующих развитию творческих способностей детей)

Январь

«Значение нетрадиционного рисования для развития детей с ЗПР» (Консультация)

Февраль

Конкурс «Самый необычный рисунок» (Совместная работа педагогов и детей старшей и подготовительной групп)

Март

«Художественно - дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста» (Консультация)

Апрель

«Рисование набрызгом» (Мастер-класс

Май

«Юные художники» (Выставка детских работ - совместная работа педагогов).

3.7  Список литературы

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.

2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

4.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988.

5.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.

6.Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.

7.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.

8.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.

9.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М.: Просвещение, 1999.

10.Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

11.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,

12.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.

13.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

14.Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

15.Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.

16.Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.

17.Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.

18.Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.

19.Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.

20.Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.

21.Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.

22.Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005.

23.Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

24.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.

25.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.

26.Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.

27.Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

28.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000.

29.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.

30.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.

31.ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.

32. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005.

33.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

34.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006.

35.. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004.

36. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004

37. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. 38.. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

39. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.

40. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.

41. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

42. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Обучение нетрадиционным техникам рисования" подготовительная группа 6-7лет

Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-организационного процесса кружка "Обучение нетрадиционным техникам рисования"...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»

Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной  технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"...

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...

Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в младшей группе: «Волшебные ручки»

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно н...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе " Волшебный мир красок"

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...