Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
статья по рисованию (старшая группа)

Евсеева ВикторияАлександровна

Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №34» второй корпус г.Бийск

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Выполнила воспитатель

Евсеева Виктория Александровна

Бийск 2022г.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают  развитие навыков рисования.

Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги: все дети талантливы. Поэтому  необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты; и постараться, как можно раньше дать детям возможность проявить их на практике. Развивая с помощью взрослых творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) различными изобразительно-выразительными средствами, поэтому необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течении нескольких лет, я обратила внимание на результаты изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям: умение штриховать, наносить линии цветными карандашами; умение наносить штрихи узкой и широкой кистью; умение узнавать, называть различные цвета, оттенки и смешивать их; умение правильно использовать кисти, клей и пластилин; умение использовать трафареты и печати при работе; умение убирать за собой рабочее место. Одновременно появились и другие особенности: неуверенность и скованность детей в действиях и ответах; пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположения на листе; растерянность при использовании способов нестандартного рисования; ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования. Подводя итог, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала бы творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности.

Практика показывает, что  нетрадиционные художественные техники   являются эффективным средством усвоения дошкольниками законов композиции, цвета и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей и вызывает больший интерес к работе. А это значит, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.                                                                    

По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Несомненным достоинством нетрадиционных техник является универсальность их использования.

Нетрадиционные художественные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, а технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, т.к. они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний к самовыражению в целом.

Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел.

Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования в связи с применением нетрадиционных техник в совместной деятельности с детьми.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

  1. Алехин, А.Д. О языке изобразительного искусства[текст]/ А.Д. Алехин. - М.: Просвещение, 2013. – 46с.
  2. Базыма, Б.А., Густяков. Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач / Б.А.  Базыма, Н.А. Густяков [текст]// Вестник ХГУ. – Харьков, 2008. – № 320. – с. 22-25.
  3. Визер, В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве [текст]/ В. Визер.– М.: Академия, 2013. – 310с.
  4. Ворсобин, В.Н., Жидкин. В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками /В.Н.Ворсобин, В.Н.Жидкин [текст]//Вопросы психологии. – Москва. – 2006. –  №3. – с. 121-124.
  5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. Союз, 2015. – 98с.
  6. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями[текст]- М.: Академия, 2015. - 109с.
  7. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования[текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Академия, 2014. –  304с.
  8. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина.– М.: Март, 2008. – 557с.
  9. Погодина, С. Художественные техники - классические и неклассические /С. Погодина // Дошкольное воспитание. – №10 – 2012. –с.52-67.
  10. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [текст]/ А.И. Савенков.– М.: Академия, 2010.  – 232с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг)

Фукс Н.В, воспитатель МКДОУ д/с № 172 г.НовосибирскРазвития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг)    "Истоки спос...

Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, п...

Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».     Л.Г. Выготский.Формирование творческ...

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФОП».

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой ма­ленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незн...