Педагогический проект: «Разноцветный мир творчества» (Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)
проект по рисованию (подготовительная группа)

Мажитова  Ляйсан  Маргановна. Мәжитова  Ләйсән Мәргән  ҡыҙы

Педагогический проект:«Разноцветный мир творчества»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение  

детский сад «Тылсым» с. Давлетово

Педагогический проект:

«Разноцветный мир творчества»

(Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)

Выполнила: Мажитова Л.М

Тема проекта:  Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Вид проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный.

Сроки реализации: 1 год

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы.

Цель проекта:  Развитие у дошкольников  художественного творчества  и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  1. Выявление уровня художественных способностей в творчестве детей.
  2. Обучение приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Создание условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  3. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
  4. Приумножение опыта творческой деятельности, формирование культуры творческой личности (самовыражение ребёнка). Развитие творческого воображения, фантазии, мышления дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования. 5.Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении по развитию детского творчества.  

Основные виды детской деятельности.

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевые игры; коммуникативная, включая в себя общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками; восприятие художественной литературы и фольклора; конструирование из разного материала, включая бумагу, природный и иной материал; изобразительная, включая работу с красками, пластилином, восковыми мелками и иными изобразительными материалами.

Формы, методы и приемы работы:

 1. Словесные методы - объяснения, рассказы, беседы.

2. Наглядные методы – познавательно игровые занятия. 3.Творческие виды деятельности.

Актуальность:

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.

Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому, необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты; и постараться, как можно раньше дать детям возможность проявить их на практике. Развивая с помощью взрослых творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) различными изобразительно - выразительными средствами, поэтому необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течении нескольких лет я обратила внимание на результаты изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям: умение штриховать, наносить линии цветными карандашами; умение наносить штрихи узкой и широкой кистью; умение узнавать, называть различные цвета, оттенки и смешивать их; умение правильно использовать кисти, клей и пластилин; умение использовать трафареты и печати при работе; умение убирать за собой рабочее место. Одновременно появились и другие особенности: неуверенность и скованность детей в действиях и ответах; пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположения на листе; растерянность при использовании способов нестандартного рисования; ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования. Подводя итог, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала бы творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности.

Практика показывает, что нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками законов композиции, цвета и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей и вызывает больший интерес к работе. А это значит, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования  рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Несомненным достоинством нетрадиционных техник является универсальность их использования.

Нетрадиционные художественные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, а технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, т.к. они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования в связи с применением нетрадиционных техник в совместной деятельности с детьми.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Система работы проекта

Работа с педагогами.

Консультации:

1.«Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

2.«Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Семинары-практикумы:

1. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

2. «Увлекательное рисование».

Работа с родителями:

Консультации:

1.«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии

креативности детей».

2.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».

Беседа с элементами практикума:  

«Рисуя – играем».

Цель: показать родителям значение совместных  творческих игр в семье для творческого развития ребенка.

Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

Совместная деятельность родителей и детей.

1. Открытые занятия:

1. «Кто живет в лесу».

2. «Грачи прилетели».

3. «Разноцветные бабочки».  

2. Развлечение  по изобразительной деятельности

«Путешествие в страну «Рисовандию».

3. Выставки рисунков и конкурсы.

1. «Осенние мотивы».

2. «Разноцветные кляксы».

3. «В мире животных».

4. «Времена года».

 5. Выставка работ семейного творчества.

10. Результативность

Прогнозируемый результат проектной деятельности:

для педагогов:

повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

удовлетворенность работой;

систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

для детей:

развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке;

умение самостоятельно искать нужное решение;

способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

навыки коммуникативного общения;

для родителей:

осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

бережное отношение к продуктам детского творчества;

партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.


                                    Этапы реализации проекта

1 этап:

1. Подготовительный или вводный (погружение в проект)

1.1. Выбор темы и ее конкретизация.

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Проведение диагностического обследования детей, анализ и интерпретация результатов.

1.4. Рекомендации участникам проекта (сроки, материалы, перспективный план, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

Выполнение тестовых работ (рисунков графических и в цвете)

2 этап:

2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями проекта, подбор иллюстраций, репродукций картин известных художников.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные результаты, обсуждение некоторых моментов с участниками проекта, возникших в ходе выполнения.

Внесение предложений по разнообразию нетрадиционных техник и материалов для творчества. Эксперименты с различными материалами. Создание работ с помощью нетрадиционных техник и материалов.

3 этап:

3.Трансляционно-оформительский этап

3.1. Показ результатов проекта в виде выставок работ, мастер-классов с родителями.

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Стендовая информация о проекте.

Участие в выставках и мастер-классах

4 этап:

4. Заключительный этап

4.1. Подведение итогов, помочь участникам проекта сделать выводы о своих достижениях; конструктивный анализ выполненной работы.

4.2.Обсуждение нового проекта.

Совместная деятельность с воспитателем и родителями, обсуждение проделанной работы. Обсуждение нового проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг)

Фукс Н.В, воспитатель МКДОУ д/с № 172 г.НовосибирскРазвития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг)    "Истоки спос...

Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, п...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности....

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФОП».

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой ма­ленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незн...