Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Пучкова Елена Ивановна

Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_risovaniyu_v_starshey_gruppe_2.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Новое.                                                                                                              Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.

Задачи:

Обучающие: Учить рисовать «завитки». Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя полученные  знания, умения, навыки.

Развивающие: Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции.

Воспитывающие: Формировать  интерес  к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое  развитие.

Физическое развитие.

Предварительная работа: Рассказ о возникновении  Хохломской росписи, Рассматривание иллюстраций, изделий хохломских мастеров. Игровые области по изо.

Активизация словаря: Хохломская роспись, мастера, народное творчество,  завиток, осочек, травинка, усики, капелька, ягодка, криуль.

Материал и оборудование: Презентация хохломской росписи.  Готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка), лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой(криулем, образец вазы с хохломской росписью.

Раздаточный материал: готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков».

Ход  НОД:

Воспитатель: Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро, дети!

- Доброе утро, гости!

Воспитатель: Отгадайте загадку

-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?.

( ответы детей)

Воспитатель: Это загадка про хохломскую роспись. - Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла? Давайте немного вспомним. Презентация на интерактивной доске.

Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель:  А давайте мы сегодня  отправимся на нашу «Ярмарку изделий народных мастеров».

Покружились, покружились и на ярмарке очутились.

(Звучит веселая музыка,  заходит скоморох , дети встают полукруг)

Скоморх: Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

(Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.)

Воспитатель: - Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Сейчас мы устроим в нашей группе народную мастерскую . Станем  хохломскими мастерами.  Распишем посуду хохломским узором. Занимайте свои места в мастерской.

Воспитатель: Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?. (ответы детей)

 На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель:  Какие цвета используются при росписи? (ответы детей)

 Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: Что является главным рисунком? (ответы детей)

Растительность  . А на чем расположены все элементы? (ответ детей) На центральном стебле (криуль)

Воспитатель :Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать? (ответы детей)

«осочки»«усики»«капельки»«ягодки»«травинки».

Воспитатель: Поиграем в игру «Угадай ». Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы назовите их правильно.

Воспитатель: А теперь мы отдохнем. (физминутка)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель:  Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".

Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.   Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие. (ответы детей)

 Сначала «ягоды» тычком, затем «осочки»«усики»«капельки»,

«завиток»«травка» .

Воспитатель: Устроим выставку - ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются.

Итог   НОД:

Воспитатель:  С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки? Почему роспись назвали хохломской? Какие элементы росписи вы знаете? (ответы детей)  Ребята а вам понравилось быть народными мастерами?  Что больше понравилось?  В чем испытывали трудности? (ответы детей

Воспитатель: Хочется сказать такие слова:

"Как волшебница жар - птица,

Чародейка, мастерица - золотая хохлома

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»

Образовательные задачи:- вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.- на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию,...

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»

Образовательные задачи:- вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.- на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию,...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях....

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью».

-Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.- Способствовать развитию у детей умения выделять специфику гжельской рос...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Знакомство с гжельской росписью"

Цель: знакомство детей с красотой и своеобразием Гжельской росписи Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формиро...