Знакомство с пейзажем в дошкольном возрасте
консультация по рисованию (подготовительная группа)

Иванова Марина Александровна

Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей.

Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество, способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее чувство любви к своему родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл знакомство детей с пейзажем169.63 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с пейзажем

в дошкольном возрасте. 

Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей.

Пейзаж — один из основных жанров живописи и, вероятно, самый популярный. Слово «пейзаж» французского происхождения (в переводе — страна, местность),

Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Знакомство с пейзажной живописью начиная со средней группы осуществляется в разных сферах и видах деятельности: знакомство с произведениями искусства, изобразительную деятельность, развитие речи, музыкальную деятельность, ознакомление с окружающим миром (наблюдение, экскурсия).

В работе с детьми по воспитанию эстетических чувств через пейзажную живопись используем различные методы и приемы: индивидуальная работа, наблюдения, экскурсии, беседа, рассказ, рассматривание картин о природе, художественное слово, игровые приемы. Все они между собой взаимосвязаны и дают положительные результаты.

Стремясь сформировать у каждого ребенка умение чувствовать красоту природы ее совершенство используем при наблюдениях стихи и произведения поэтов: И. Сурикова, С. Есенина, Е. Тургенева, А. Толстого и др.

Живое наблюдение природы, восприятие ее в стихах конкретизирует восприятие детей, делает его более осмысленным.

Рассматривая картины о природе, знакомим детей с пейзажной живописью. Подчеркивая, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, используя разные средства выразительности. Рассматривая картины беседую с детьми, обращаю внимание на то, как изобразил природу художник, как нарисовал деревья, кусты, небо и т. п. Все это способствует созданию в рисунке детей развернутого пейзажа, т. е. Помогает не только воспроизвести им отдельные образы природы с индивидуальными способностями, но и раскрыть взаимосвязи между ними, расположить предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года и наконец выразить чувства.

При развитии творческой выразительности детских рисунков в первую очередь обращаем внимание на эмоции детей. Эмоция — это движущая сила воображения, а следовательно, и выразительности детского творчества. Поэтому в первую очередь стараемся удивить детей темой, заинтересовать их. Чем сильнее захватывает ребенка тема, тем более выразительно он старается ее передать. Для этого используем игровые приемы, показ нового способа действия, художественное слово и др.

Рассмотрим возрастные особенности детей:

Средняя группа

Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Старшая группа

 Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, развивать навык созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Развивать навык передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

Развивать навык передачи в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Развивать навык передачи положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Развивать навык передачи движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: развивать навык располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Сюжетное рисование. Развивать навык у детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.). Развивать композиционные умения, развивать навык располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать навык располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Подготовительная к школе группа

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; развивать навык аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

 Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; развивать навык активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

Продолжать развивать навык у детей рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

 Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

Развивать навык новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, развивать навык плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), развивать навык осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Развивать навык видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; развивать навык создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные).

Развивать навык замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Развивать навык у детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

Сюжетное рисование. Продолжать развивать навык у детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.

 Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

С детьми рассматриваются следующие произведения:

1. Левитан И. И. «Золотая осень», 1895. Холст, масло, 82x126 см. Государственная Третьяковская галерея.

2. Сарьян М. С. «Финиковая пальма. Египет», 1911. Картон, темпера, 106x71 см. Государственная Третьяковская галерея.

3. Поленов В. Д. «Московский дворик», 1878. Холст, масло, 64,5x80,1 см. Государственная Третьяковская галерея.

4. Рерих Н.К. «Канчэндзона. Гималаи», 1933. Картон, темпера, 30,6x45,6 см. Государственная Третьяковская галерея.

5. Айвазовский И. К. «Радуга», 1873. Холст, масло, 102x132 см. Государственная Третьяковская галерея.

6. Саврасов А. К. «Грачи прилетели», 1871. Холст, масло, 62x48,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

7. Лентулов A.B. «Звон. Колокольня Ивана Великого», 1915. Холст, масло, бронза, серебро, наклейки из тисненой фольги на бумаге, 211x213 см. Государственная Третьяковская галерея.

8. Шишкин И. И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872. Холст, масло, 117x165 см. Государственная Третьяковская галерея.

Использованная литература:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводная таблица образовательных задач по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажем

анализ содержания программ "Детство", "Радуга", "Программа обучения и воспитания в детском саду" по блоку изобразительная деятельность...

Конспект интегрированного занятия "Вечерние пейзажи" для детей старшего дошкольного возраста

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира...

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста. «Осенний пейзаж».

Широки возможности работы с детьми в технике, основанной на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных кр...

Перспективное планирование образовательной деятельности: жанры живописи (пейзаж, портрет, портрет). (старший дошкольный возраст)

ØЖивопись дает простор для детской фантазии и возможность  для разнообразной деятельности  ребенка. Посредством живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваютс...

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с жанром живописи пейзаж

В данной статье рассматриваются основные аспекты работы педагога по ознакомлению детей смреднего дошкольного возраста с пейзажем, как одним из жанров живописи.       ...