Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с жанром живописи пейзаж
статья по рисованию (средняя группа) на тему

Попова Лилия Александровна

В данной статье рассматриваются основные аспекты работы педагога по ознакомлению детей смреднего дошкольного возраста с пейзажем, как одним из жанров живописи.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с жанром живописи пейзаж

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж.

        Работа по ознакомлению детей с пейзажем, как одним из жанров живописи, более полно  проводиться со средней группы. При рассматривании пейзажных иллюстраций и репродукций большое внимание уделяется тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на изображенное художником, заинтересовать их, не ставя перед ребенком цель запомнить само понятие «пейзаж».

        С детьми среднего дошкольного возраста проводится непосредственная образовательная деятельность под общей темой «Разноцветная страна», на которых дети продолжают знакомство с цветами красок и их оттенками. Дети сравнивают мир красок и мир людей. Краска похожа на человека, у которого свой характер и свои привычки, отличающие его от других людей. Цвет же - это настроение краски, ее состояние в данный момент. Такое объяснение помогает детям понять, как одной краске может соответствовать несколько цветов, несколько настроений, также как и у человека существует несколько настроений. В процессе непосредственной образовательной деятельности  дети учатся смешивать краски для получения новых оттенков. Детям предлагается изобразить в своих работах конкретный образ природы: небо, море, реку и т.п. При проведении непосредственной образовательной деятельности на тему: «Каким мы видим небо?» дети открывают для себя изменчивость цвета неба и то, от чего же зависит цвет неба (погода, время суток и освещение, время года; в одно и тоже время в разных местах небо может быть разного цвета - как радуга). Дети знакомятся с тем, как изображали небо, море художники (рассматривание иллюстраций и репродукций) и сами пытаются нарисовать их.

        Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов природы - деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т.п. Рисуя деревья («Осеннее дерево», «Сказочный лес» и др.), дети понимают, что дерево - это образ человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. В предметном рисовании дети знакомятся с понятием «контур», как линией, очерчивающей предмет.

В процессе непосредственной образовательной деятельности дети рассматривают репродукции картин великих мастеров прошлого, учатся понимать настроение картины, которое хотел передать художник. Для более глубокого впечатления от созерцания картин, в работе использовались литературные описания природы (стихи, загадки, прозаические отрывки) и музыкальные композиции, ведь только в единстве всех этих форм работы у ребенка возникает более живое и яркое представление об окружающем нас мире. Также дети знакомятся с понятием «линия горизонта» и расположением предметов в зависимости от нее.

        Рассматривание и детальное изучение дошкольниками картин о природе, позволяет им усвоить понятие «пейзаж», как один из жанров живописи. Теоретические занятия подкрепляются практическими, на которых дети, изображая пейзажи, передают свои впечатления от просмотренных репродукций или от загородной прогулки, во время которой они сталкиваются с конкретными образами природы: лес, река, озеро, небо, засохшая травинка и т.п. («Радостная осень», «Белая береза под моим окном», «Волшебница весна» и др.занятия). В работе с детьми могут быть введены различные дидактические игры: «Цветное домино», «Составь эскиз пейзажа», «Каждому дереву свое лицо» и т.п. Могут быть использованы модели, направленные на ознакомление детей с передачей пространства - первый, второй план картины.

        В практической части непосредственной образовательной деятельности  дети учатся размывать краски, делая переход от более темного к более светлому тону, учатся тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка. Детские работы становятся более интересными по содержанию и композиции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт.

В статье раскрывается опыт работы, а также наиболее характерные методы и приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью

Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан  ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с д...

«Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи»

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от ко...

Педагогический проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».

Методические разработки. Педагогический проект . Творческий, долгосрочный. Подготовительная группа. ...

Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью, пейзажем и натюрмортом статья по рисованию (старшая группа) на тему

При ознакомлении детей с пейзажной живописью решаются следующие задачи: Учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником д...

Мнемотаблицы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанрами живописи.

мнемотаблицы  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста     с жанрами живописи....