Культурно-образовательная практика Тема «Что может восковой мелок?»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Подоприхина Галина Павловна

Адресат: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), подготовительная группа.

Смысл для детей: узнать, что как можно еще использовать восковые мелки

Цель педагогическая: развитие умений у детей использовать восковые мелки с помощью нетрадиционного подхода для создания собственных творческих работ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 общеразвивающего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

V ВСЕРОСИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС

«МОЯ ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»

Культурно-образовательная практика

Тема «Что может восковой мелок?»

Воспитатель:

Галина Павловна Подоприхина

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка

Проектирование образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС не может обойтись без использования культурных практик. Они стали важной структурной единицей в образовательном процессе.

Был провели анализ работ следующих авторов: Корепановой М. В., Алиевой Т.И., Сосуновой Н.Ю., Шуриловой Т.Б. Это позволило определить культурную практику как разнообразную детскую деятельность, не эпизодичную, а привычную, повседневную, в основе которой лежит приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Авторы ссылаются на Н.Б. Крылову, которая ввела это понятие в сферу образования.

Удалось выявить признаки культурной практики: тема образовательной деятельности формулируется через постановку проблемы, а ее решение должно исходить из имеющегося опыта детей, который в последствии приведет к новому опыту. Позиция воспитателя при организации культурной практика- партнерская, а ребенка- субъектная. Культурная практика позволяет сочетать в себе разные виды детской деятельности.  

Проектируя цель культурной практики, необходимо помнить, что она должна быть ориентирована на педагога и на ребенка. Подбирая задачи, которые мы совместно с детьми будем решать, уместно формулировать как конкретные результаты культурной практики. Задачи формулируются в соответствии с образовательными областями, что позволит педагогу видеть, как реализуется его программа.

Проектирование культурной (культурно-образовательной) практики

Тема «Что может восковой мелок?»

Адресат: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), подготовительная группа

Проблемная ситуация, связь темы с другими культурными практиками текущего периода образовательной деятельности: в группе есть различный материал для развития художественного творчества детей (акварельные краски, гуашь, пластилин, глина, цветные карандаши, мелки, фломастеры) Весь он хорошо и часто используется, как в совместной деятельности с педагогом, так и в самостоятельной. И только лишь один материал – восковые мелки не пользуются большой популярностью у ребят. Эту коробочку ребята стараются совсем не открывать. На вопрос- «Почему?» отвечают – «часто ломаются». Возникла проблема: как привлечь внимание детей к столь яркому, необычному и очень хрупкому материалу. Что может восковой мелок?

Смысл для детей: узнать, что как можно еще использовать восковые мелки

Цель педагогическая: развитие умений у детей использовать восковые мелки с помощью нетрадиционного подхода для создания собственных творческих работ.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:

  • дети познакомились с техниками «Сграффито», «Фроттаж», «Восковой резист», «Энкаустика» и могут использовать ее в своей свободной самостоятельной деятельности
  • дети поупражнялись в применении той или иной технике.
  • дети создали собственную творческую работу самостоятельно выбрав технику на тему «Чудесные превращения воскового мелка».

Познавательное развитие:

  • дети знают свойства восковых мелков

Речевое развитие:

  • дети используют объяснительную форму речи для аргументации выбора используемой техники.

Социально-коммуникативное развитие.

  • дети оценивают свои достижения в соответствии с поставленной задачей, определяют, что было сделать легче, а что труднее.

Необходимое оборудование:

  • книга, шкатулка с восковыми мелками;
  • демонстрационный материал видеоролик «Как это сделано. Восковые мелки» https://youtu.be/_jCKfqu7ClQ;  
  • восковые мелки, обломки восковых мелков;
  • листы бумаги, картон, ткань, вареное яйцо;
  • цветные карандаши;
  • акварельные краски, гуашь, тушь чёрная;
  • стаканчик-непроливайка с водой;
  • кисти, губка для закрашивания листа, деревянные палочки (палочки для процарапывания);
  • опавшие плотные листья деревьев, с выраженными прожилками.

Ход культурной практики:

Этап культурной практики

Методы и приемы образовательной деятельности

Ситуация взаимодействия педагога с детьми

Организация детей в пространстве группы

Необходимые материалы

Ситуация вхождения в культурную практику, постановка перед детьми задачи.

Проблемно-игровая ситуация

Воспитатель заходит в группу и обращает внимание детей на себя. В одной руке держит красочную книгу, а в другой красивую коробочку. Спрашивает у детей- «Чем мы сегодня займёмся, почитаем книгу или посмотрим, что в шкатулке?».

Дети выбирают открыть шкатулку и узнать, что там находится.

Дети удивляются, что там лежат обычные восковые мелки. Воспитатель спрашивает, почему дети стараются не открывать коробочку с восковыми мелками. На вопрос- «Почему?» отвечают – «часто ломаются». Возникла проблемная ситуация «Что может еще восковой мелок?»

Дети делятся своим опытом.

Воспитатель предлагает вместе найти информацию, как можно еще рисовать восковыми мелками и что делать с восковыми мелками, если они сломались.

Дети находятся в группе, в центрах по интересам.

Подходят к воспитателю

Книга, шкатулка с восковыми мелками

Освоение детьми способов решения задачи.

Просматривание видеоролика о восковых мелках.

Беседа в процессе просматривания презентации.

Сенсорное обследование восковых мелков

Просматривание познавательной презентации о нетрадиционных техниках рисования восковыми мелками

За поиском информации о происхождении восковых мелков их безопасности и различных техник рисования этим материалом педагог с ребятами обратились в интернет. (Где узнали, что восковые мелки используют ещё с давних времен и они назывались словом «пастель», что в переводе с латинского означает «тесто». Делают мелки из воска и добавляют красители. Поэтому они не вредные для нашего здоровья).

Воспитатель предлагает детям обследовать имеющиеся восковые мелки в группе (Обследовав с детьми наши восковые мелки, мы выяснили, что они бывают в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков, не пачкают руки и рисовать им можно не только держа острием вниз как обычный карандаш, но и положив его на бок, можно штриховать. Сравнили чем отличается штрихи, нарисованные простым карандашом, от штрихов нарисованных восковым мелком. Попробовали каждый цвет на отдельном листе бумаги, чтобы посмотреть, как он выглядит. Так как часто цвет мелка, который проявляется на бумаге, отличается от цвета мелка в коробке. Поэкспериментировали с цветами, чтобы посмотреть, как они выглядят при нанесении с лёгким и сильным нажимом, а также при нанесении друг на друга. Пробовали рисовать восковыми мелками на любой поверхности: на альбомном листе, на белом картоне, на бархатной бумаге, на деревянной поверхности, на ткани, на вареном яйце).

Воспитатель уточнил представления детей о таких техниках рисования как: «Фроттаж» (отпечатки листьев), Восковой резист (рисунок восковым мелком – сверху красками), «Сграффито» (рисование восковыми мелками и красками), «Энкаустика» (рисование расплавленными мелками). Воспитатель познакомил с техниками с помощью презентации.  

Дети подходят к интерактивной доске

Дети садятся за столы, на которых лежат коробочки с восковыми мелками

Видеоролик.

Коробки с восковыми мелками

Лист бумаги, картон, ткань, вареное яйцо

Решение детьми задачи.

Творческие упражнения (рисование)

Напоминание

Дети выбирают ту технику, которая им понравилась. делятся на подгруппы.

Первая подгруппа детей выполняет рисунок в технике «Фроттаж»
На черновик бумаги составить и приклеить композицию из листьев с плотными прожилками, затем наложить сверху альбомную бумагу и натереть её боковой стороной воскового мелка. 

Вторая подгруппа детей выполняет рисунок в технике Восковой резист.

На бумагу наноситься контурный рисунок воском, а затем она закрашивается красками. Контур при этом остается не закрашенным. Для работы применяются акварельные краски.

Третья подгруппа детей выполняет рисунок в технике «Сграффито»

Закрашивается весь лист восковыми мелками – плотно накладываются цвета на лист бумаги, не оставляя пробелов бумаги, затем прокрывается поверх черной гуашью и ждем полного высыхания листа. Далее деревянной палочкой (или другими инструментами) на поверхности процарапывается рисунок.

Четвертая подгруппа детей выполняет рисунок в технике.

На бумагу наноситься контурный рисунок, который затем покрывают капельками воскового мелка, расплавленного при помощи парикмахерского фена.

Дети делятся на подгруппы, занимают места за столами

В ходе выполнения практической работы детей звучала фоновая музыка, которая создавала положительный настрой, помогала лучше представить образ, пробуждала воображение.

Цветные карандаши.

Акварельные краски, гуашь, тушь чёрная.

Стаканчики-непроливайки с водой.

Кисти, губки для закрашивания листа, деревянные палочки (палочки для процарапывания).

Опавшие плотные листья деревьев, с выраженными прожилками.

Оценка результативности решения задачи.

Проблемно-игровая ситуация, беседа

Педагогическая оценка

По окончании творческой деятельности педагогом организовывалась временная выставка в группе, где каждому ребёнку предлагалось рассказать о своей работе, дать ей название, придумать небольшую историю, пофантазировать, высказать своё мнение о выбранной технике.

А затем, все работы поместили на выставочный стенд в раздевалке, где дети демонстрировали родителям своё творчество, а также воспитанникам младших групп и сотрудникам детского сада (с соблюдением всех защитных мер).

Педагог задавал детям такие вопросы как: что сегодня было интересным? что поняли о превращениях воскового мелка? какие затруднения испытывал? чтобы хотелось повторить ещё раз? кому вы расскажете о сегодняшней нашей творческой деятельности? как вы сможете еще использовать то, чему сегодня научились? Как вы ответите на наш главный вопрос: что может восковой мелок?

Дети стоят вокруг стола (стойки) с рисунками

Развитие культурной практики (использование изготовленных материалов, результатов познания в деятельности детей)

Продолжая вовлекать воспитанников в творческий процесс и организацию работы с освоенными различными техниками рисования восковыми мелками, воспитатель открывает детям новые возможности продуктивной изобразительной деятельности – изготовление свечи, ёлочной игрушки, нового мелка необычной формы, тем самым давая сломанному восковому мелку «вторую жизнь». Воспитатель предлагает воспитанникам тему для работы «Чудесные превращения воскового мелка».


Анализ культурной практики: по окончании творческой деятельности воспитателем организовывалась временная выставка в группе, где каждому ребёнку предлагалось рассказать о своей работе, дать ей название, придумать небольшую историю, пофантазировать, высказать своё мнение о выбранной технике.

А затем, все работы поместили на выставочный стенд в раздевалке, где дети демонстрировали родителям своё творчество, а также воспитанникам младших групп и сотрудникам детского сада (с соблюдением всех защитных мер). В ходе реализации культурной практики детям удалось создать настоящие шедевры. Очень эмоционально насыщенной и интересной для детей оказалась творческая деятельность.

Рисуя этими способами, дети пришли к выводу о том, что не стоит бояться ошибиться, так как все можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. рисовать необычными способами и особенно нетрадиционное использование восковых мелков доставило большую радость от удовлетворения оттого, что «это сделал Я – все это Мое!».

Помимо развития эмоционального интеллекта и творческих способностей у дошкольников возник интерес к работе с восковыми мелками. Даже в свободное время они стали творить и обсуждать свои работы с друзьями.

В приложении представлены фотографии культурной практики, проведенной с детьми подготовительной группы «Фантазеры».

Литература:

  1. Погодина, С. В. Художественные техники// Дошкольное воспитание. – 2011. № 1.
  2. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. – Санкт- Петербург, 2008.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ -1982г.
  4.  Румянцева Е. Веселые уроки рисования. - М.:Айрис-пресс,2014.
  5.  Уотт Фиона. Энциклопедия юного художника./Робинс,2010.
  6. Букаринова К.А. Исследование эффектов новых методов и техник восковыми мелками в живописи // Старт в науке. – 2020. – № 1. 

Интернет – ресурсы:

https://sch-rojdest.karagai-edu.ru/upload/versions/25194/48964/Korepanova.pdf

https://www.toybytoy.com/stuff/What-and-how-to-paint-with-wax-crayons

https://youtu.be/_jCKfqu7ClQ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурная образовательная практика «Волшебные крупинки»

Пояснительная записка Нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают ...

Презентация опыта работы на экспертной площадке «Культурно-образовательные практики дошкольного образования» по теме:«Лего-конструирование в ДОУ.

Цель программы: содействие развитию конструкторских и креативно – творческих способностей детей дошкольного возраста, способствующих познанию окружающего мира средствами образовательного ко...

«Культурно-образовательные практики детского сада и библиотеки, как способ развития читательской культуры ребенка»

 Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, которые в свою очередь обусловливают как позитивные тенденции его развития, так и сложные проблемы, связанные с...

Методическая разработка культурной (культурно – образовательной) практики.«Занятие с применением нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)

В целом данная практика позволила проявить инициативу по выбору цвета. Рисования ладошками самый простой из видов рисования с маленькими детьми. Такая техника рисования даёт малышам ощущение непосредс...

Культурно-образовательная практика на тему "Маршрут выходного дня в Санкт-петербурге"

Культурно-образовательная практика на тему игра –путешествие «Люби и знай свой район» проводилась в младшей группе для улучшения взаимодействия между участниками образовательного про...

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...

Консультация для родителей младшей группы на тему "Кратко о культурно-образовательной практике "Нескучный выходной" в ДОУ".

Является вспомогательным материалом к буклету с описанием  культурно-образовательной практики  "Нескучный выходной" на тему  " Ждём тебя, желанный гость, старый добрый Де...