ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАСТЕРОВ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Конспект организованно- образовательной деятельности по рисованию (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗО (рисование СТАРШАЯ ГРУППА)

педагог ДО по ИЗОдеятельности   Пальчикова Людмила Сергеевна  

 ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАСТЕРОВ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ                                                                                                                                 

                                                                                       

Цель: развивать интерес к народному творчеству и желание творить самим.

Задачи:

 Образовательные: закрепить знания детей о народных промыслах Воронежского края.

Развивающие: развивать творческие способности детей к изобразительной деятельности (чувство формы, цвета, ритма, композиции).

Воспитательные: воспитывать уважение к народному творчеству, людям, создающим красоту народного быта, промыслам своего края.

Материалы: изделия Воронежских промыслов и  материалы со слайдами;  грунтованная форма Воронежской матрешки, гуашь, кисти № 5, 3, 2,1, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа:  знакомство с различными видами народных промыслов Воронежского края,  роспись силуэтов различных изделий каждого промысла; разговор и просмотр презентаций, сравнение Воронежского костюма и одежды Воронежской матрешки, нанесение основных цветов одежды Воронежской матрешки.

Д  И   Составь картинку

Ход ООД:

Встречает педагог – мастерица в народном костюме:

Педагог (мастерица): Здравствуйте, гости, дорогие! Красны девицы и добры молодцы!  Хочу пригласить вас в очень интересное место, хотите?

Ответ детей: (Да!)

Педагог (мастерица):  Посмотрите – перед нами волшебная дверь. Любопытно, что за ней?

Ответы детей: (Дети дают предположения).

Педагог (мастерица): Может нам кто – нибудь прочитает, что же здесь написано?

Ребенок читает по слогам надпись на двери. ( «Город мастеров»)

Педагог (мастерица) : Правильно. Вам интересно посмотреть, что за нею? Хотите? Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три – город мастеров ПРИЙДИ».

(Открывается дверь, и мы оказываемся на выставке народных ремесел).

Педагог (мастерица): Посмотрите – какое интересное место.  Посмотрите, кто нас встречает? Как вы думаете, где мы оказались?

Ответ детей: На выставке народных ремесел, изделий народных промыслов.

Педагог (мастерица): Верно, здесь выставка – ярмарка  предметов  народных художественных промыслов. А встречает нас хозяйка – Воронежская барыня, хранительница Города мастеров. Интересно, что же она нам покажет?

Удивительному чуду мы поклонимся не раз,

И о промыслах народных поведем сейчас рассказ.

А вы знаете, что край, в котором мы живем, славится интересными промыслами. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие.

Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Давайте найдем изделия воронежских мастеров на нашей выставке.

(Дети ищут, рассматривают и высказывают свое мнение об изделиях воронежских мастеров).

Ребенок: (держит в руках глиняную игрушку). А вот глиняная игрушка нашего края, которая славится по всей России.

Ну, игрушка, просто диво,
Загляденье, как красива!
И не зря ведь говорится:
«Дело мастера боится»

2-й ребенок: (показывает и свистит в глиняную свистульку). А это рамонская свистулька. Про нее я знаю стихотворение.

Ах, игрушка - веселушка!,
До чего ты хороша.
Ты веселая свистушка,
Детвору ты развлекла.
Раньше праздник был свистунья,
Но быльем все поросло.
А девчонка- хохотунья,
Как свистит, всем хорошо

3-й ребенок: (показывает колокольчик «Воронежскую барыню»). А это колокольчик – Воронежская барыня.

Наши ручки – крендельки,

Щёки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Педагог (мастерица): (показывает на воронежский костюм)

А вот Воронежский костюм. Как вы думаете, из чего он состоит?

Ответы детей: Юбка – панева, рубаха, фартук.

Педагог (мастерица): Хорошо. А какие же цвета вы можете здесь увидеть.

Ответы детей: Здесь обязательно присутствует три цвета – белый, красный и черный. Черный цвет – цвет земли и покоя считается любимым в Воронежском крае, потому что символизирует чернозем.

Педагог (мастерица): Давайте посмотрим, в какую же одежду одета Хранительница Города мастеров?

Ответы детей: В юбку – паневу, белую рубаху, фартук.

Педагог (мастерица): Фартук и рубаха у Воронежской барыни одного цвета или какие либо другие цвета еще вы видите?

Ответы детей: На рукавах и фартуке вышивка красного и черного цветов.

Педагог (мастерица): Да, это вышивка нашего края. Воронежские вышивальщицы создавали вышитые узоры. Чаще всего фигурой, которую вышивали, был ромб. Эта вышивка украшала одежду.

Педагог (мастерица): Есть в нашей стране такое изделие народных промыслов, которое каждый иностранец хочет, как сувенир приобрести себе на память о России. Есть такая игрушка и в Воронежском крае. Кто угадает?

Ребенок: Матрешка.

Педагог (мастерица): А кто знает стихотворение о матрешках?

Ребенок: Алый шелковый платок, яркий сарафан в цветок,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская…МАТРЕШКА.

Педагог (мастерица):  Может кто – нибудь знает, как делают матрешку?

(Рассказ ребенка): Сначала вытачивают форму на токарном станке, которую сушат 5 лет. Затем подготавливают под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка. После раскраски и высыхания матрешек лакируют.

Педагог (мастерица): Да, так. Чтобы изготовить такую матрешку наши предки много трудились. Про таких мастеров говорили: «золотые руки», «мастер на все руки». Кто какие пословицы и поговорки о труде знает?

«Скучен день до вечера, когда делать нечего»;

«Сделал дело – гуляй смело»;

«Делу время, потехе – час»;

«Труд кормит, а лень портит»;

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»;

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Отлично. А теперь предлагаю немного поиграть.

Физминутка: (русская народная песня «Из под дуба…»)

Вот матрешечка проснулась, (Кулачками глаза потереть)

Сладко к солнцу потянулась, (Тянутся руками вверх)

В руки воду набрала, поплескалась, ожила. (Ладошки перед собой и поплескать на лицо, затем руки вниз, ладони параллельно полу)

Низко ветру поклонилась, (Наклониться вниз)

На травушке покружилась, (В круг себя)

На носочки встала и немного поплясала. (Немного присели, одна нога на пятку, затем повторить и другая нога на пятку).

Педагог (мастерица): Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.

Я хотела бы рассказать о нашей воронежской матрешке.

Посмотрите, какая она интересная, отличается от обычной формы.  Она появилась не так давно, «мамой воронежской матрешки» стала Елена Геннадиевна Матвеева. Наша воронежская матрешка имеет форму яйца.  Елена Геннадьевна случайно увидела бракованную заготовку – слишком округлую и с торчащим сучком. У художницы сразу появилась идея надеть на эту деревяшку  народный костюм, а сучок изобразить как прядку непослушных волос, выпадающих из-под платка. Матрешка одета в традиционный воронежский костюм. На голове – большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Черная понева (юбка), прорисованная красными линиями, образующая клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Ромб – это символ солнца.

Еще одна деталь – красный барановский платок. Их производили на фабрике воронежского купца Баранова, и платки были «писком моды» у местных мещанок и крестьянок рубежа XIX-XX веков. 

Педагог (мастерица):  Посмотрите, здесь стоят грустные матрешки, как вы думаете? Почему?

Ответы детей: (Они без цветного наряда, прописи лиц, узоров на одежде и т.д.)

Педагог (мастерица):   Да, вы правы, грустные они. Давайте поможем.

Дети: Давайте.

Педагог (мастерица):  Как им можно помочь?

Дети: Давайте мы их распишем.

Педагог (мастерица):  Расписывают матрешек мастера. А сейчас я скажу волшебные слова, чтобы вы превратились в настоящих мастеров. «Один, два, три – в мастеров превратитесь и вы».

Мастерица: Посмотрите, вот место в мастерской для росписи матрешек. А это волшебные инструменты для работы, которые нам оставили мастера.

Пальчиковая гимнастика

Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

Практическая работа детей: Дети расписывают матрешек.

Заключение.

Посмотрите, какие красивые матрешки у нас получились. Давайте поставим к нашим воронежским матрешкам подружек. Воронежская барыня очень порадовалась нашему творчеству и будет очень рада новым подружкам.

C:\Users\ASUS-X50N\Desktop\1650042991697.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»

Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...

Интегрированное занятие "Путешествие в город Мастеров"

Формировать умение детей-классифицировать предметы по родовым и видовым признакам, варьируя во времени;- составлять рассказ о происхождении предмета;- понимать и реализовывать в своем поведении нравст...

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с народным искусством родного края и изобразительной деятельности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ МАСТЕРОВ»

laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. Калинин...

Игра-бродилка "Путешествие по городу Артем" (Приморский край)

Игра-бродилка "Путешествие по городу Артем" (Приморский край)...

Конспект по художественно-эстетическому развитию в младшей группе на тему "Путешествие в город мастеров" ( мастер-класс с родителями)

Конспект по художественно-эстетическому развитию в младшей группе на тему "Путешествие в город мастеров" ( мастер-класс с родителями)...