Конспект итоговой занятия по изобразительному искусству «Башкирский орнамент. Сапог
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полилингвальный детский сад Городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Конспект итоговой занятия

по изобразительному искусству

«Башкирский орнамент. Сапог»

в подготовительной группе

Воспитатель: Бурханова Э.Ф

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель: Систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир

1)Образовательные:

- Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.

- учить детей рисовать элементы геометрического орнамента - зигзаг, ромб;

-продолжать знакомить детей с башкирским женским национальным костюмом.

2)Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; чувство цвета, формы, размера; развивать эстетическое восприятие, речь и мышление.

- развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

3)Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народ

- воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Материалы:

а) демонстрационные – иллюстрации: с элементами башкирского орнамента.

б) раздаточные - кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, трафарет сапога.

Форма проведения: совместная деятельность.

Методические приемы: организационный момент, практическая работа, физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.

Предварительная работа:

-беседы о башкирском орнаменте: его построении, элементах, цвете.

Оборудование:

женский национальный костюм.

картинки с изображением элементов башкирского орнамента,

заготовки башкирского сапога, краски, карандаш, баночки с водой, салфетки, кисточки.



Воспитатель: Добрый день, уфимцы. А почему я вас так назвала?

Дети: Мы живем в городе Уфа.

Воспитатель: А в какой республике мы живем?

Дети: Мы живем в Башкортостане.

Воспитатель: Посмотрите, как вы думаете, что за национальный костюм?

Дети: Башкирский костюм.

Воспитатель: Правильно, башкирский национальный костюм. Вы уже знакомы с этим костюмом.

-Давайте посмотрим из каких частей состоит национальный костюм.

Вспомним, как платье называется на башкирском языке – кулдэк,

поверх платья это - камзол,

а украшения на одежде – серебряные монетки.

На голове повязка – манлайса. Повторим это слово.

А на ногах - сапожки, которые называются ситек (повторить слово).

Воспитатель: Ребята, вы слышали слово орнамент? Дети, а как вы думаете что такое орнамент?

- В переводе с латинского, «орнамент» - это украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.

Украшая свои изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, о природе, традициях.

Башкирский орнамент очень яркий, красочный.

Воспитатель: Какие же виды башкирского орнамента вы знаете ?

- Их несколько видов:

Растительный орнамент из растительных элементов (листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы др.)Давайте рассмотрим некоторых из них.

Этот орнамент Кускар – бараньи рога и символ трав, орнамент сердце- означает гостеприимство.

Геометрический орнамент – из геометрических форм (квадраты, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги).

И еще один мотив в башкирском орнаменте –Ромб - символ земли и плодородия.

Солярный знак-солнце.

(Воспитатель показывает элементы на доске ).

Воспитатель: Ребята посмотрите, платье какого цвета? А платье украшено каким орнаментом?(например линия, треугольники).

А камзул посмотрите какого цвета? А камзул украшено каким орнаментом? (например треугольник).

Воспитатель: Скажите, дети, какие цвета используются в башкирском орнаменте?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: Реже используются: коричневый, голубой, синий, алый, оранжевый.

Воспитатель: А теперь скажите сапог какого цвета? (белый). Каким орнаментом украшен наш сапог.

Дети: (линия, зигзаг и ромб).

Воспитатель: Дети, в башкирском орнаменте красный цвет означает цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени, а черный цвет - наша башкирская плодородная земля.

Воспитатель: Сегодня дети я вам предлагаю нарисовать часть башкирского национального костюма- это сапоги (ситек).

Это обувь для женщин, мужчин. Мужские сапоги обычно были -черными,

а женские цветными: красными, зелеными, коричневыми.

Посмотрите какой цвет использовали?

Ответ детей: красный. Да, красный.

А из чего состоит сапожки :голенище, каблучок.

Воспитатель: А сейчас я вам покажу как мы нарисуем сапожки.

На листе где расположен сапог?( да , в середине листа,).

Воспитатель показывает на заготовке как рисовать узор.

#1056;исовать будем с помощью шаблонов.

Я накладываю шаблон, держу и обвожу простым карандашом.

Убираю шаблон и меня остался контур элемента, которого я закрашу краской ( мы делаем основу).

#1044;алее полностью закрашиваю сапог в красный цвет.

-Начинаю красить сверху вниз, слева направо.

-И сейчас моя основа должна высохнуть, пока основа сохнет я мою кисточку, и ставлю на подставку. Кисточка в воде не должна оставаться. И пока высыхает сапожек, мы устроим физминутку.

А сейчас перед тем как я начну украшать наш сапог (ситек), устроим разминку. Физминутка:

Разминая поясницу

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернитесь,

На соседа оглянись.(повороты туловища в сторону).

Чтобы стать еще умней.

Мы слегка покрутим шеей.

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять(Приседания).

Напоследок, всем известно ,

Как всегда на месте(Ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть (Дети садятся).


Воспитатель: А перед тем как мы начну рисовать, вспомним правила рисования.(Провести технику работы с красками. кисточкой):

-Когда рисую, никого не задеваем, не соседей, никого.

-Спинки прямо.

- Перед началом рисования новым цветом кисточку надо хорошо промыть.

- Держим кисть за металлическое основание кисти тремя пальцами, намочили кисть в воде, мочим только «юбочку» кисти,

-лишнюю воду убираем об край баночки или об салфетку.

-После мытья кисточки её нужно промокнуть салфеткой и убрать на подставку.

Теперь приступаем к работе. Ребята, как вы думаете, с чего надо начинать? (ответы детей). Нарисовать сапог т.е нарисовать основу.

Воспитатель:- На столах у вас лежат шаблоны сапожек. Возьмите шаблон, обводим простым карандашом, и у вас получается сапог.

А сейчас возьмите кисточки, намочите, наберите красной краски и покрасьте сапог.

Начинаем сверху вниз, слева направо.

-как закрасили сапог, вымойте кисточки, протрите салфеткой, и уберите на подставку
Отложим сапог и, пока он сохнет, мы сделаем гимнастику для глаз и рук.

Гимнастика для глаз:

Закрыли глазки, открыли глазки.

Раз-налево,два -направо,

Три-наверх, четыре- вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

(Вращаем кисти рук).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(Потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем)

Не сидится им опять. (Встряхиваем

кистями)

Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте)

Повертели. (Круговые вращения кистью)

И работать захотели. (Потираем руками)

Воспитатель: Отдохнули молодцы. Теперь возьмите подсохшие работы

(сапожки) и накладываем на наш сапог трафарет и наносим краску на вырезанный узор.
Дети работают самостоятельно.

Итог: Ребята сегодня вы какие национальные узоры повторили? Какие цвета используются в башкирском орнаменте?

А что означает башкирский национальный узор ромб? (например), какой вид?

Воспитатель: Все закончили, молодцы.

Все большие молодцы, теперь приводим в порядок свое рабочее место.

Как называется эта обувь?

Воспитатель:

Чем украшали сапог? Какой орнамент показался сложным для вас? Что особенно было и интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Заколдованный лес»

Конспект поможет закрепить умение и навыки детей в рисовании разными способами, используя разный материал: проводить прямые линии; аккуратно закрашивать готовые формы пластилином; активизировать слова...

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Заколдованный лес»

Конспект итогового занятия по ИЗО в средней группе "Заколдованный лес"....

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе "Лесные спасатели"

Развитие творческих способностей детей по средствам изодеятельности....

Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи "Кот в сапогах"

Нетрадиционное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием технологии синквейн...

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в старшей – подготовительной группе с использованием ИКТ

Конспект открытого, итогового занятия по рисованию в старшей группе. Тема: ««В гостях у художника». Программное содержание:Образовательные:• Расширить представления де...

Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи «КОТ В САПОГАХ» с использованием современного метода СИНКВЕЙН для детей подготовительной к школе группы

Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи «КОТ В САПОГАХ»с использованием современного метода СИНКВЕЙНдля детей подготовительной к школе группы...

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Заколдованный лес» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Заколдованный лес»Цель:  развитие  творческих способностей  у детей посредством изодеятельн...