Литературно - музыкальное развлечение по творчеству А.С.Пушкина
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Рабинчук Светлана Витальевна

Этот материал подходит для закрепления знаний о сказках А.С.Пушкина и для знакомства с его поэзией. Можно проводить в старшей и подготовительной группах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальное развлечение

«Путешествие по творчеству А.С. Пушкина».

        Под звон колоколов дети входят в зал и садятся на стульчики. В центре зала на небольшом столике расположены: портрет поэта, чернильница с гусиным пером, свеча в медном подсвечнике, томик стихов.

Ведущий: В самом сердце нашей необъятной страны, на Москве-реке, стоит великий и чудный град Московский. С утра до вечера полнится он колокольными звонами. «В Москве каждый день праздник» - гласит русская пословица, намекая на множество столичных церквей и храмов.

Много великих людей подарила нам Москва: писателей, поэтов, художников, учёных. Великий русский поэт А.С.Пушкин тоже родился в Москве. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково мамушкой. А вы, ребята, помните, как её звали-величали?

Дети: Арина Радионовна.

Ведущий: Хотите познакомиться с Ариной Радионовной и услышать её сказки? Тогда давайте позовём её в гости.

Входит Арина Радионовна (воспитатель в старинном костюме: старинная широкая юбка, душегрейка, чепец).

Арина Радионовна: Здравствуйте, детушки мои разлюбезные! Хочется мне вас сказками потешить, да и вас посмотреть – послушать.

Няня зажигает свечу, в зале гаснет свет. Звучит романс «Зимний вечер»

Арина Радионовна: Некоторый царь задумал жениться. Но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском сукна оденет, третья – что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. А старшие-то сёстры ой, как завидовали царевне, решили они её погубить. И, якобы, по приказу царя, посадили молодую царевну вместе с младенцем в бочку, засмолили её и бросили в море.

Звучит фрагмент «Море» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», под музыку дети читают стихи.

1-ый ребёнок:   День прошёл, царица вопит…

                        А дитя волну торопит:

                        «Ты, волна моя, вольна!

                        Ты гульлива и вольна;

                        Плещешь ты,  куда захочешь,

                        Ты морские камни точишь,

                        Топишь берег ты земли,

                        Подымаешь корабли –

                        Не губи ты нашу душу:

                        Выплесни ты нас на сушу!»

2-ой ребёнок: И послушалась волна:

                     Тут же на берег она

                     Бочку вынесла легонько

                     И отхлынула легонько.

3-ий ребёнок: Сын на ножки поднялся,

                      В дно головкой уперся,

                      Понатужился немножко:

                      «Как бы здесь на двор окошко

                      Нам проделать?» - молвил он,

                      Вышиб дно и вышел вон.

Арина Радионовна: Обручи лопнули, они вышли на землю. Сын избрал место и с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да поживать.

А как же эта сказка-то называется?

Дети: «Сказка о царе Салтане»

Правильно, ребята. Сашенька-то мой, когда вырос, много интересных сказок насочинял. Вот здесь они у меня хранятся.

достаёт сундучок, в котором лежат карточки с загадками и разрезные картинки с иллюстрациями к сказкам А.С.Пушкина

Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.

Игра «Собери картинку»

Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название.

Загадки (слова, напечатанные другим шрифтом, произносят дети):

— Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

— Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

— Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

— Ветер по морю гуляет
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

— Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдёт.

А жадность. Ребята, к добру не ведёт.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Сколько богатырей выходило из океана в «Сказке о царе Салтане»?  (33)

Как звали самого главного богатыря?  (дядька Черномор)

Откушав какого фрукта, царевна в одной из сказок упала замертво? (яблоко)

В какой гроб положили её братья - богатырей? (хрустальный)

А как же называется эта сказка? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Няня достаёт из сундучка скрипичный ключ.

Арина Радионовна: Что-то я никак в толк не возьму, что это за знак такой? Может вы, ребята, знаете?

Дети: Это скрипичный ключ.

Арина Радионовна: Какой такой ключ? Какую это он дверь открывает?

Дети:  Это музыкальный ключ. Он открывает дверь в мир музыки.

 Арина Радионовна: Ну, выходит, этот знак нам напоминает, что мы должны под музыку танцевать.

        Кто не любит скучно жить –

        Просим в круг выходить.

Танец «Кадриль».    

Арина Радионовна: Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые. А сколько ещё стихов, поэм и повестей им создано. И все они наполнены красотой и вдохновением. Особенно его стихи о русской природе.

Звучит фрагмент «Осенней песни»

Арина Радионовна: Ребята, вы догадались. Какое это время года?

Дети: Осень.

Арина Радионовна: Осень Александр Сергеевич любил больше, чем любое другое время года и писал о неё очень много.

Ребёнок:            Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

                Последние листы с нагих своих ветвей;

                Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

                Журча, ещё бежит за мельницу ручей,

                Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

                В отъезжие поля с охотою своей,

                И страждут озими от бешеной забавы,

                И будит лай собак уснувшие дубравы.

Арина Радионовна: Однако, умел поэт и зимой и весной найти что-то особенное, неповторимое, поэтичное.        

1 - ый ребёнок:    Мороз и солнце; день чудесный!

                        Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

                        Пора, красавица, проснись:

                        Открой сомкнуты негой взоры

                        Навстречу северной Авроры,

                        Звездою севера явись!

                        Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

                        На мутном небе мгла носилась;

                        Луна, как бледное пятно,

                        Сквозь тучи мрачные желтела,

                        И ты печальная сидела –

                        А нынче … погляди в окно:

                        Под голубыми небесами

                        Великолепными коврами,

                        Блестя на солнце, снег лежит,

                        Прозрачный лес один чернеет,

                        И ель сквозь иней зеленеет

                         И речка подо льдом блестит.

2 – ой ребёнок:      Гонимы вешними лучами,

                        С окрестных гор уже снега

                        Сбежали мутными ручьями

                        На потопленные луга.

                        Улыбкой ясною природа

                        Сквозь сон встречает утро года;

                        Синея, блещут небеса.

                        Ещё прозрачные, леса

                        Как будто пухом зеленеют.

                        Пчела за данью полевой

                        Летит из кельи восковой.

                        Долины сохнут и пестреют;

                        Стада шумят, и соловей

                        Уж пел в безмолвии ночей.

Арина Радионовна: Сашенька рос умным, смышлёным мальчиком. В их семье всегда царили любовь и взаимопонимание. Может быть поэтому всё его творчество наполнено любовью к природе, к своему народу, к русской деревне, к  женщинам. Вот одно из таких стихотворений.                                                        

Я помню чудное мгновенье...
 
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Арина Радионовна: Любили мы с Сашенькой чайку попить из самовара, да с вареньицем.

Приглашаю и вас моего чайку отведать.

Песня «Чайная, самоварная».

(чаепитие с самоваром, при свечах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

План – конспект литературно – музыкального развлечения по мотивам сказок А.С. Пушкина для детей 5 -6 лет.

Итоговое мероприятие по закреплению знаний о произведениях А.С. Пушкина....

Литературно-музыкальное развлечение по сказкам А.С.Пушкина "У Лукоморья"

Этот тематический досуг - итог работы детей подготовительной группы в рамка творческой недели А.С.Пушкин - детям....

«ПУШКИНСКАЯ ЛИРА» Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина

laquo;ПУШКИНСКАЯ ЛИРА»Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А. С. Пушкина в старшей группе  Составила: Ваулина И.А....

« Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» Литературно- музыкальный праздник посвященный сказкам А. С. Пушкина. Для детей старшего и среднего дошкольного возраста .

Закрепить знание детьми сказок великого русского поэта. Воспитывать любовь и интерес к творчеству русских поэтов. Прививать любовь к русской классической музыке через коллективные игры. и танцы....

Конспект литературно-музыкального развлечения в подготовительной группе "Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Предлагаемый сценарий знакомит детей с биографией и поэзией М.Ю. Лермонтова. Развивает интерес к творчеству поэта, прививает любовь к классической литературе....