Времена года в творчестве композиторов , художников и поэтов
методическая разработка на тему

Развивать  способность  эмоционально  откликаться  на  произведения  искусств. Закреплять  знания  о видах  искусств  и  их средствах  выразительности.  Формировать  творческие  проявления  во  всех  видах  музыкальной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Времена года - в творчестве художников, поэтов, композиторов ».

          интегрированное  занятие  для  детей  подготовительной  группы

   

                                                           

Цель:  Развивать  способность  эмоционально  откликаться  на  произведения  искусств. Закреплять  знания  о видах  искусств  и  их средствах  выразительности.  Формировать  творческие  проявления  во  всех  видах  музыкальной  деятельности.

Зал-  оформление соответствует  весеннему времени года.

Адажио Поль Мариа Входит Ведущая и под музыку читает стих

Ведущий:  .

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

Музыка продолжает звучать:
Выходит девочка Природа:

Четыре времени в году меняют цвет земли моей, 
Никак ответ я не найду, какое из них милей? 
Они спешат в мои края через поля, через леса, 
Есть в каждом времени своя неповторимая краса. 

Четыре времени в году природе дарят новизну, 
Я лето жду, я осень жду, а так же зиму и весну. 
Четыре времени нельзя друг с другом спутать никогда, 
И все они - мои друзья, узнать их можно без труда –

-Лето, Осень, Зима и Весна. 

входят дети  «Времена года», Под музыку выходит «Лето» с детьми у которых в руках цветы. «Осень» выходит с зонтом, а дети — с дождиком. «Зима», с детьми у которых в руках новогодняя мишура. «Весна» с теми, у кого в руках ветки с зелеными листиками. Все вместе выполняют танцевальные движения. 

Зима:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Осень:

Чтобы речки серебрились,

Чтобы зайчики резвились,

На грибах всегда была роса.

Весна :

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Лето:

Чтобы бабочка летала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый теплый дождь.

Все:     Это мир, в котором ты живешь!

Под песню “Ожидание чуда” дети  садятся на стулья и в конце под припев этой песни входят   3 Королевы Музыки Живописи и Поэзии Здороваются и представляются

КМ.    Какие виды  искусства  вам  знакомы?  (ответы детей)    Каждое  из  них   воздействует  на  

слушателей по своему .Музыка через звуки, мелодию

КП   Поэзия -  через  слово  и  рифму

КЖ    Живопись – через цвет,  оттенки, сюжет..  

Ведущий А  вам  не кажется,  что все  

эти  виды  искусства  взаимосвязаны  и  дополняют  друг  друга?  Они  про

буждают  в  нас  различные  чувства,  эмоции, создают  определённое  настроение, помогают  фантазировать,  размышлять. Когда  мы  слушаем  то  или  иное  произведение,  то  в  нашем  воображении  возникают  различные  образы,  и  чем богаче  фантазия  у  человека,  тем  ярче  и  разнообразнее  образы.

  Поэтому:

                           Здесь  мало  увидеть, здесь  нужно  всмотреться

                           Чтоб ясной  любовью  наполнилось сердце.

                           Здесь  мало  услышать, здесь вслушаться нужно,

                           Чтоб  в душу созвучья нахлынули  дружно.

Постараемся внимательно всматриваться, вслушиваться, а потом  будем  делиться  своими  впечатлениями.

 

          Ребёнок: Гонимы  вешними  лугами  с окрестных гор уже снега

                         Сбежали мутными ручьями на потоплённые  луга.

                         Улыбкой  ясною  природа, сквозь сон, встречает утро года.

                         Синея  блещут  небеса. Ещё прозрачные леса,

                          Как  будто  пухом  зеленеют.

КП Скажите -  какое время года   А.С. Пушкин  назвал  «утром  года»? (ответ), почему? (ответы)   Совершенно верно,  природа  просыпается, всё оживает, наполняется  разными  звуками (журчание ручейка,  звон сосулек, шум первой весенней грозы, пение  птиц и т.д.)

КМ. Ребята послушайте как композитор Эдварт Григ увидел просыпающееся  утро, и как он  это показал своей музыкой, произведение

 так и называется Утро

        КМ .КОМЕНТИРУЕТ

КП А  кто ещё может прочитать стихи  о весне

   Ребёнок:                                                       Е. Баратынский

                       Весна! Весна!  Как  воздух чист!

                       Как  ясен  небосклон!

                       Своей лазурию  живой слепит мне  очи он.

                       Весна! Весна!  Как  высоко

                       На крыльях  ветерка,

                       Ласкаясь к солнечным  лучам,

                       Летают  облака…

Ребёнок:       Под  солнце  самое  взвился

                      И в яркой вышине,

                      Незримый  жавронок        поёт

                      Заздравный  гимн  весне.

КП.

Многие  поэты и композиторы воспевали  эту  маленькую  птичку, потому что связывали  появление  его  песен с  началом  весны ,но  только ли жаворонки прилетают к нам весной? (скворцы, грачи, ласточки, журавли  и т.д.) а как об этом говорится в стихах И. Никитина?

Ребёнок:   Полюбуйся, весна наступает,

                  Журавли  караваном  летят,

                  В ярком  золоте день  утопает,

                  И ручьи по оврагам  шумят.

                  Скоро гости  к  тебе  соберутся,

                  Сколько  гнёзд  понавьют, посмотри!

                  Что за звуки, за  песни  польются,

                   День - деньской от зари до зари.

КМ. А  теперь  послушайте,  как  русский  композитор Н.А. Римский- Корсаков  описал  в музыке  радостное  пение  перелётных  птиц,  возвратившихся  на  родину и как художники мультипликаторы показали это в мультфильме.

Звучит  фрагмент  из  оперы   «Снегурочка»- “Песня и танец птиц”.

КМ. Как вы можете описать эту музыку?

КЖ А я вас приглашаю  на  весенний вернисаж картин 

Картины художников Весна – коментирует КЖ

Ведущая : Наши ребята приготовили веселый танец Весенняя ламбада

Дети танцуют, а в зале меняются декорации на летние: цветы в вазах, цветы на полу, шапочки и крылья насекомых,  )

Ребёнок:  Весёлое  лето, всем дорого ты,

                 В лучах ароматных пестреют  цветы.
                А в рощице  пташек звенят голоса.

                 Их песни  хвалою летят в небеса.

                 Блестящие мошки  кружатся толпой

                 И солнышко  шлёт им свой луч  золотой.

Звучит  Лето из цикла Времена года П.И. Чайковского

На фоне музыки  КП читает рассказ «Летнее утро»

  Яркие  лучи  солнца  осветили  верхушки деревьев густого леса, затем стали спускаться ниже, освещая всё  вокруг.  Сонный  лес  оживал, просыпался.  Один лучик осветил небольшую поляну, которая  расположилась посередине леса.  Могучие  деревья  как бы охраняли  этот  необыкновенно  красивый уголок земли от нежелательных  посещений.  Полянка, была покрыта  цветами,  и всё  вокруг  благоухало. Каждый  цветок старался перещеголять другой своей окраской и красотой.  Птицы  пели  на  разные голоса,  стрекотали сверчки и цикады .Над поляной в танце закружились  бабочки, казалось,  начался  балетный спектакль: грациозно  танцевали прозрачные  создания, упиваясь музыкой  природы.

Исполняется «Танец  бабочек и цветов»  музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».

КМ. Как  же все красиво в природе  как буд-то музыка звучит отовсюду.

В моем королевстве много музыкальных инструментов, приглашаю вас поиграть на них . А прозвучит сейчас замечательная музыка композитора  

Лядова “Музыкальная табакерка “  оркестр

КЖ Ну а я вас вновь приглашаю на летний  вернисаж картин

Картины художников Лето

А вот эти картины я рисовала сама

Картины художника Марии

Ведущий Время удивительно  скоротечно. И вот уже «Берёзы жёлтою резьбой  Блестят в лазури голубой…

Ребёнок:  Листья  сыплются  дождём.

                 Под ногами шелестят и летят, летят, летят…

                 И высоко от земли пролетели журавли.

                 Всё летит, должно быть, это – улетает наше лето.

                                   

КМ А в свои права вступает Осень - удивительное время года.

(Звучит «        Осень» Фридрих Шопен,  меняются декорации: в вазах осенние веточки,)

КП -  Осень  хотела  доказать всем,  что она  самое  прекрасное и щедрое время года. В первую очередь  она окрасила деревья в золотисто-багряные цвета, что привело всех  в  восторг. Кроме этого Осень щедро одарила людей обильным урожаем,  заманила в лес за грибами,  а в ответ  стала  ждать хвалебные  слова  в свой  адрес.

  Ребёнок: Есть в осени  первоначальной  короткая, но дивная  пора,

                  Весь  день  стоит  как бы хрустальный и лучезарны вечера.

                  Пустеет  воздух, птиц не слышно боле,

                  Но далеко ещё до  первых зимних  бурь.

                  И  льётся  чистая  и  тёплая  лазурь

                  На  отдыхающее поле.

                                                             Ф. Тютчев

                 

КЖ А теперь отправимся на наш  осенний вернисаж,

Картины художников Осень

КП.   Что  случилось  с  клёнами, закивали  кронами,

            А высокие  дубы будто встали на дыбы.

            И орешник сам не свой, шелестит густой листвой.

            И чуть слышно шепчет ясень: «Не согласен, не согласен!»

С чем не согласны деревья, с чем не хотят расставаться? (ответы).  Да не хотят  деревья терять свой наряд, своё убранство,  но  они бессильны перед мощью природы,  а  природа  выполняет  свои  обязанности- убрать с деревьев всё лишнее…  Только  листья взволнованно  шелестят (дети берут веточки и встают врассыпную)

КП.  Опавшей листвы разговор еле слышен:

Дети (поочерёдно) Мы с клёнов, мы с яблонь, мы с вязов, мы с вишен.

                                 С осинки, с черёмухи, с дуба, с берёзы.

                                 Нам страшно, нам  страшно – ведь скоро морозы!

Исполняется  «Осенняя песенка» муз. и  сл. Л. Олифировой

 УПР С ЛИСТЬЯМИ

 (Снова  меняются декорации - снежные  веточки в вазах,  белые воздушные шары,  пакетики с крахмалом и белое конфетти)

 

КП.:   Звонкая  погода,  снега кутерьма (разбрасывает конфетти)

            Это время года  мы  зовём?…

Как по мановению волшебной палочки  мы с вами попали в зимнее царство. Кругом тишина, всё укрыто белым снежным покрывалом…

Ребёнок:  «Тишина!»- шепнула белая поляна

                 «Тишина» - вздохнула из под снега ель.

                  За стволами зыбь молочного тумана

                  Окаймила  пухлую  постель.

                         Тёплый лес, что шапкой принакрылся чудной,

                          И заснул под нею крепко, непробудно…

                                                                                  И. Суриков

                  Чародейкою зимою, околдован лес стоит,

                   И под снежной бахромою, неподвижною, немою

                   Чудной жизнью он блестит.

                                                                                   Ф. Тютчев

Звучит фрагмент из  концерта «Зима» А Вивальди.

КМ -Как звучала музыка? (ответы)  

Мы сейчас посмотрим,  как  в движении можно передать характер музыки.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского или из балета С.С. Прокофьева «Золушка» - танец феи Драже.

А что такое  снежинки?  Это бывшие дождинки,  замёрзшие на зимнем ветру.

Снежинки легки, невесомы, музыку их воздушного танца  почти  невозможно услышать, но её можно придумать.

Дети импровизируют на хрустальных бокалах.

Под отрывок  «Фея Серебра» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица».

Но не всегда зима бывает красивой, мягкой, пушистой.  Есть у  неё  слуги – метели, да  вьюги,  как они  завывают? Страшно и неуютно становиться  душе.  Метель шумит, в трубе  гудит,  очень страшно  одному, а метель всё

«у-у»  да  «у-у».  И  вот  за дело взялся ещё один  помощник: «Нашу речку словно в сказке за ночь вымостил?…»  Снег стал рассыпчатым, хрустит под ногами, (дети берут мешочки с крахмалом и пробуют озвучить хруст снега)

А давайте  расскажем все вместе, стихотворение про снег.

 

Дети:   Как  на  горке  снег, снег и под горкой снег, снег,     ритмично хрустят

            И на ёлке снег, снег и под ёлкой снег, снег.                мешочками

            А  под  ёлкой  спит  медведь /рубель/

            Тише,  тише,  не  шуметь.

 Песня Зима Красавица

КП Посмотрите на эти картины… в нашем зимнем вернисаже….

Картины художников Зима

Королевы прощаются

Ведущий .: Мы сегодня с вами путешествовали по временам года, а кто нам помог  увидеть и почувствовать красоту природы?  Благодаря чему мы, не выходя из зала чувствовали пробуждение природы, вдыхали аромат цветов, любовались разноцветьем листвы…  Что нам создавало настроение? (ответы: музыка, поэзия, живопись, балет)  Как одним словом можно всё это назвать?(ответ)Так вы согласны со словами, что сила искусства велика?

Ребята земля – это наш дом Давайте все вместе будем беречь его, будем беречь эту красоту, что бы всегда мы могли любоваться красотой природы.

 

ЗВУЧИТ” БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ”  под которую дети уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Времена года в произведениях композиторов, художников и поэтов"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.Задачи: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения живописи, позии, музыки. Закреплять знания о средствах вырази...

Проект «Времена года глазами великих композиторов и художников»

Проект разработан для ознакомления детей подготовительной к школе группы с классической музыкой великих композиторов и картинами великих художников по временам года....

Мастер-класс для педагогов "Времена года в картинах русских художников"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов и начальной школы и направлен на знакомство детей с временами года по картинам русских художников...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Родная природа в творчестве русских художников и поэтов»

Комплексное использование видов искусств (музыка – живопись – поэзия) помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно - выразительных элементов, объединяющих разные ...

Осень! Удивительное время года, воспетое поэтами, музыкантами и художниками.

Осень! Удивительное время года, воспетое поэтами, музыкантами и художниками.Прекрасное время для прогулки с ребенком в парке сквере или в лесу.  Уже пожелтели липы. Золотыми стали березы. Зардели...