"Музыкальная гостиная"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Богачкова Елена Эрастовна

Главная задача музыкального воспитания: "Влюбить детей в хорошую музыку!. Музыка отражает наше отношение к миру, ко всему, что нас окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya.docx24.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная «Времена года. Осень»

для детей старшего дошкольного возраста

Зал празднично оформлен. На стене висят портреты композиторов, поэтов, художников воспевающих время года – осень, совместные работы детей и родителей, разноцветные гирлянды из осенних листьев.

 Дети и родители входят и рассаживаются.

Звучит пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского в исполнении музыкального руководителя.

Муз. руководитель.  Добрый день, дорогие друзья! Сегодня нашу музыкальную гостиную я хочу открыть отрывком из прекрасного стихотворения А.С. Пушкина «Осеннее утро».

Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится мертвый лист,

Стоит туман на нивах пожелтелых

И слышится мгновенный ветра свист.

Поля, холмы, знакомые дубравы!

Хранители священной тишины!

 Какое чудесное время года – осень! Оно всегда вдохновляло поэтов, композиторов, художников на создание прекрасных произведений. И сегодня нашу музыкальную гостиную мы посвящаем замечательной поре - осени.

 Всего несколько строк прозвучало из стихотворения «Осеннее утро», а перед нами уже возникла картина постепенно увядающей осенней природы. Нас охватывают разные чувства: нежность, вдохновение, радость от любования красотой и грусть от того, что мы прощаемся с летом и теплом.

  Помогла нам представить эту картину и музыка. Она уже знакома и понятна вам. Как называется эта пьеса? (Ответы детей). П. И. Чайковский очень любил природу, и в своей музыке он смог передать те настроения и изменения в природе, которые неизбежно происходят со сменой времен года.

  Красота осени вдохновляла многих композиторов на сочинение прекрасных произведений. И сейчас вы прослушайте еще одно. (Звучит концерт Вивальди «Осень» для струнного оркестра). А теперь попробуйте с помощью фантазии передать красоту музыки в движениях

Девочки исполняют танцевальную импровизацию на музыку А.Вивальди «Осень»

Дети  исполняют интонационно - речевую  игру «Эхо»

Дети повторяют интонацию музыкального руководителя

Муз. рук.

Кап, кап, кап, кап  

Дети:

Кап, кап, кап, кап  

Муз. рук.

Тихо, тихо, тихо

Дети:

Тихо, тихо, тихо

Муз. рук.

Входит в двери очень тихо

Дети:

Входит в двери очень тихо

Муз. рук.

Входит осень, не стучась

Дети:

Входит осень, не стучась

Муз. рук.

А баюкать и качать

Дети:

А баюкать и качать

Муз. рук.

Сны повсюду раздавать

Дети:

Сны повсюду раздавать

Муз. рук.

В этом птицы улетят

Дети:

В этом птицы улетят

Муз. рук.

В этом все деревья спят

Дети:

В этом все деревья спят

Муз. рук.

Тихо, тихо, тихо, тихо

Дети:

Тихо, тихо, тихо, тихо

Муз. рук.

Всюду дрема и покой

Дети:

Всюду дрема и покой

Муз. рук.

Осень спела и уходит

Дети:

Осень спела и уходит

Муз. рук.

В тихий домик за рекой

Дети:

В тихий домик за рекой

Все вместе:

Тшшш…

 Ведущая. Как легко слушать красивую музыку, которая так хорошо гармонирует с поэтическим словом!

Ведущая предлагает вспомнить стихи известных авторов об осени.

Осень – это самое любимое время года А.С. Пушкина. Этой теме поэт посвятил много своих стихов. В его творчестве был период, когда он провел осень в своем имении в Болдино и здесь написал много разных произведений. Пушкин работал стремительно и вдохновенно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(«Осень» А.С. Пушкин)

***

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

                                              Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора..

***

…Настала осень золотая,

Природа трепетна, бледна

Как жертва пышно убрана…

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Храпит - и путник осторожный

Несется в гору во весь дух;

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовет его рожок;..

 («Евгений Онегин»)

Муз. руководитель. Немало композиторов и поэтов, которые написали замечательные песни, романсы об этом удивительном времени года.

Песня «Закружилась в небе осень» Л. Вихаревой в исполнении детей

Песня «Отговорила роща золотая» Сл. С. Есенина, муз. Г. Пономаренко

 в исполнении родителей

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

(И. Бунин)

 

Исполняется детским ансамблем песня «Березонька» З.Роот

Ведущая. Самое печальное зрелище представлял сам лес. Несмотря на то, что он был сказочно красив, в нем чувствовалась скорбь по уходящей жизни.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

(Ф.Тютчев)

***

Что случилось с кленами?

Закивали кронами,

А высокие дубы

Будто встали на дыбы.

И орешник сам не свой

Шелестит густой листвой.

И чуть слышно шепчет ясень:

Не согласен, не согласен.

Есть у деревьев голоса?

Нет, просто ветер начался.

Закачались ветви

На осеннем ветре.

(А.Барто)

                   

Ведущая. Листья, кружась, падают на землю. Жизнь их оказалась недолгой. Закончился летний шелест, когда они бойко обменивались разными впечатлениями о событиях, свидетелями которых оказались, и теперь природа выполняла свои обязанности – убрать с деревьев все лишнее. Листья шелестели взволнованно, подбадривали друг друга, советуя любыми способами подольше продержаться на ветках. Деревья в этом были их союзниками, но, увы, были также бессильны перед мощью природы.

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

 (Е. Трутнева)

***

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят…

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!

(Ф.Тютчев)

***

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

 И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

 Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

 Скоро осень проснется,

И заплачет спросонья.

(К. Бальмонт)

Песня «Грустный журавушка» исполняет детский ансамбль З.Роот

Ведущая 2        Красоту осени можно выразить и с помощью красок. Как вы думаете, какими красками художница-природа рисует осень? (ответы детей)

Ведущая с детьми и родителями рассматривают репродукции картин И. Левитана, И. Грабаря и совместные работы, обмениваются впечатлениями.

Муз. руководитель. Давайте попробуем соединить краски живописного полотна со звуками музыки.

Песня «Осень-художник» З. Роот в исполнении детей

Послушайте отрывок  из балета «Золушка» С. Прокофьева и подумайте, к какой осени относится этот муз.отрывок (спокойной или агрессивной).

 Дети слушают, характеризуют музыку, к какому полотну или творческой работе подходит данная музыка.

Мальчики исполняют танец-импровизацию на музыку С.Прокофьева

 

Ведущая.  В прошлые века осенью устраивались балы, на которых собирались интересные люди. Среди них были поэты, композиторы, художники. На балу звучало много прекрасной музыки, а королем танца был – вальс.

Дети исполняют «Вальс»  Г. Свиридова

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

(С.Есенин)

Муз. руководитель. Какое прекрасное время года – осень! Это время мечты и фантазий, которые можно выразить в танце, песне и рисунке.

Ну, вот и подошел к концу наш вечер, и я предлагаю закончить его замечательной песней

 «Ах, какая осень» З.Ротт   в исполнении всех участников «Музыкальной гостиной»

Репертуар

  1. «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского
  2. Танец-импровизация (с веерами) под музыку А. Вивальди «Осень»
  3. Песня «Закружилась в небе осень» муз. и сл. Л.Вихаревой
  4. Песня “Отговорила роща золотая»   сл. С.Есенина, муз. Г.Пономаренко
  5. Песня «Березонька» муз. и сл. З. Роот
  6. Песня «Грустный журавушка» муз. и сл. З. Роот
  7. Песня «Осень-художник» муз. и сл. З. Роот
  8. Танец-импровизация на музыку С.Прокофьева из балета «Золушка»
  9. «Вальс» Г.Свиридова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Музыкальная гостиная. "Детский альбом" П.И.Чайковского с участием студентки I курсафортепианного отделения музыкального училища им. Ипполитова-Иванова.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯВ РАМКАХ ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ» «ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЖЕНЕ»Маленький рассказна музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковскогосредняя группа...

Музыкальная гостиная: музыкально-поэтический вечер «Ноктюрн»

План детского музыкально-поэтического вечера...

Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»

Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...