Совместная работа детского сада с родителями детей раннего возраста
статья на тему

Бойцова Наталья Владимировна

Физкультурно-музыкальные мероприятия как средство взаимодействия детского сада с родителями детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_boytsova_n.v.docx193.68 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Бойцова

 Заместитель заведующего

ГБДОУ детский сад №233

Выборгского района Санкт-Петербурга

Физкультурно-музыкальные мероприятия как средство взаимодействия детского сада с родителями детей раннего возраста.

В настоящее время стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, творческая, интеллектуально, духовно, физически и культурно развитая личность, способная к осознанному саморазвитию. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья и эмоционального благополучия человека и  для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи.

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Важным в работе с родителями считаем формирование активной позиции в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолении равнодушия, формирование положительных эмоций от совместной деятельности родителей детей и сотрудниками нашего детского сада, так как раннее формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а в дальнейшем и со сверстниками – это залог становления личности ребенка.

Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

На протяжении нескольких лет наш детский сад работает над решением проблемы взаимодействия детского сада и семьи с помощью совместных физкультурно-музыкальных мероприятий для детей раннего возраста и их родителей. Все праздники проводятся на территории дошкольного образовательного учреждения.

Как показывает практика, совместные физкультурно-музыкальные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.

С целью обеспечения целенаправленности этого процесса в данную форму работы с семьей вовлечены все специалисты детского сада: руководитель по физ. воспитанию,  медицинская сестра, воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

В системе работы нашего дошкольного образовательного учреждения мы используем различные формы сотрудничества с родителями воспитанников (как традиционные, так и нетрадиционные), но самой положительной и эмоционально-окрашенной является форма досуговой деятельности. Это открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, экологические субботники, творческие конкурсы.

В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства вносят веселые праздники, организуемые в каждое время года.

Праздник в нашем дошкольном образовательном учреждении – это веселье, радость, творчество, которые разделяют взрослые и дети. Ведь больше всего маленький ребенок любит играть, поэтому только игровой метод позволяет удержать внимание ребенка на длительное время. Увлекшись игрой, дети свободно, без напряжения выполняют задания, играют в игры, танцуют.

Совместные праздники помогают ребенку преодолеть страх, застенчивость, нерешительность, учат быть открытыми в общении, владеть своими чувствами.

Мы часто задумываемся: как привлечь родителей к совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Для этого мы выбрали путь досугового направления. В работе с родителями оно оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным, но и  вместе с тем самым трудным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. 

Родители-активисты, которые с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе – активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей. В нашем дошкольном образовательном учреждении находятся дети в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Необходимо составить сценарий праздника так, чтобы малыши поняли смысл праздника и получили положительные эмоции.

Перед проведением совместных праздников, мы, педагоги, специалисты учреждения придумываем основные организационные моменты: утверждение сценария, оформление костюмов, распределение ролей, уточняем дату и место проведения данного мероприятия, продумываем организационную среду и оформление декораций. И конечно рассматриваем варианты участия родителей в совместном празднике. Хотелось бы отметить, что все сценарии совместных с родителями праздников являются авторскими.

В нашем дошкольном образовательном учреждении праздники проходят годовой цикл и вносятся в систему художественно-эстетического развития детей раннего возраста в контексте работы с этнокалендарем.

Первый совместный физкультурно-музыкальный праздник «Осень золотая». В качестве главного действующего персонажа приглашается «Осень». Дети с родителями водят хороводы, поют песни, собирают овощи и фрукты в большой грузовик.

H:\СТАТЬЯ ЕЗОПОВОЙ\1.jpg

В ноябре проходят представления детских кукольных театров по мотивам сказок разных народов мира, приуроченные ко «Дню народного единства и примирения». Среди поставленных сказок - украинская сказка «Рукавичка», финская сказка «Веселый Матти», польские сказки в переводе В. Приходько «Приключения Мишки-ушастика», «Магазин игрушек», «Друзья». Дети приходят вместе с родителями, в нарядной одежде, как в настоящий театр. Все роли исполняют воспитатели и музыкальный руководитель.

К празднованию «Дня матери» готовится весь педагогический коллектив учреждения, но основную роль играют специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог.

 Музыкальный руководитель подбирает репертуар, инструктор по физическому воспитанию – спортивные игры. Педагог-психолог на основе авторской программы «Мой маленький мир» применяет релаксационно-оздоровительную технологию «Путешествие в сказочный лес». Родителям очень нравится атмосфера праздника, они часто бывают приятно удивлены действиями своих детей.

В сценарий традиционного зимнего праздника также включаются спортивные игры, музыкальные песни, стихотворения. На новогодний праздник к детям приходит воспитатель-Снеговик вместе со своим младшим братом – Снеговичком (ребенком). К детям приходят и сказочные персонажи – Снегурочка, кот Базилио, лиса Алиса.

H:\СТАТЬЯ ЕЗОПОВОЙ\2.jpg

H:\СТАТЬЯ ЕЗОПОВОЙ\3.jpg

Кульминацией зимнего периода является праздник «Проводы зимы» («Масленица»). В нашем дошкольном образовательном учреждении это физкультурно-музыкальный праздник с элементами фольклора. На празднике появляется «Масленица»,  дети водят хороводы, поют песни. В конце представления ребята получают подарки-сувениры.

H:\СТАТЬЯ ЕЗОПОВОЙ\4.jpg

Майские дни знаменательны итоговыми праздниками-представлениями. Наши выпускники показывают то, чему они научились за время, проведенное в детском саду. На этом празднике воспитатели и дети показывают инсценировки русских народных сказок. Педагоги с помощью родителей шьют костюмы, придумывают необходимые атрибуты. В конце праздника воспитанники получают дипломы об окончании первой в своей жизни школы – «Школы яслей».

H:\СТАТЬЯ ЕЗОПОВОЙ\5.jpg

Завершает праздничный годовой цикл в июне физкультурно-музыкальный праздник, посвященный Дню защиты детей. Этот веселый музыкальный праздник проходит на территории учреждения. Педагоги и родители украшают площадку игрушками, поделками.

H:\СТАТЬЯ ЕЗОПОВОЙ\9.jpg

Во всех праздниках акцент делается на физкультурное и музыкальное развитие детей раннего возраста. Малыши очень любят такие упражнения, как «Поймай рыбку», «Соберем букет», «Медведь и пчелы». В гости приходит игровой персонаж – медведь, у детей-пчел на голове веселые шапочки. Проводятся и соревнования родителей.

Родители и дети получают колоссальное удовольствие от совместных праздников. В книге отзывов дошкольного учреждения много благодарностей от родителей. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты и благодарности. Часто после этого они становятся активными участниками всех дел в группах, помощниками воспитателей.

Подводя итоги, можно сказать, что организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет поддержать становление личности ребенка, повысить уровень культуры педагогов и педагогическую компетентность родителей детей раннего возраста, укрепить сотрудничество семьи и детского сада. Совместные праздники дают много положительных эмоций, раскрывая возможности и способности каждого ребенка. А самое главное, что при проведении таких мероприятий родитель и ребенок становятся на шаг ближе друг к другу. Взрослый начинает смотреть на ребенка другими глазами, чувствовать его потребности и желания.

На опыте нашего дошкольного учреждения, я могу сказать, что мы реализуем многие поставленные перед нами задачи в повышении педагогической компетентности родителей и получаем огромный эмоциональный отклик от детей.

Список литературы:

1. Михайлова М.А. «Праздники в детском саду» (сценарии, игры, аттракционы), Ярославль: 1998г.

2. «Эстетическое воспитание в детском саду» (под ред. Н.А. Ветлугиной), М: Просвещение: 1985г.

3. «Образовательная область «Музыка» (А.Г. Гогоберидзе,В.А. Деркунская), Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2012г.

4.М.А.Михайлова «Детские праздники» (Игры, фокусы, забавы), Ярославль: «Академия развития», 1999г.

5.Музыкальное воспитание в детском саду (Н.А.Ветлугина), М: Просвещение, 1981г.

6.М.Ю.Картушина «Забавы для малышей (театрализованные развлечения для детей 2-3 лет), М: 2005г.

7. «Пой, пляши, играй от души» Федорова Г. П. «Детство-Пресс», 2001г.

8. «Музыкальные праздники в детском саду» (Е.А.Антипина), М: «Сфера», 2002г.

9. «Поиграем, потанцуем» Федорова. Г.П., Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1999г.

10. Г.Б.Монина, Е.В. Ларечина « Игры для детей от года до трех лет», Санкт-Петербург, Речь: 2008г

11. Имаготерапевтическая релаксационно-оздоровительная программа социально-психологической адаптации, оздоровления и развития творческих способностей «Баиньки» (Лисина Е.А.), Санкт-Петербург, 2000г

12 .Е.В.Ларечина «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка», Санкт-Петербург, 2004г.

13.  Е.В.Прохорова «Театрализованные игры для дошкольников», Санкт-Петербург, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста.

Материал раскрывает методику формирования познавательных способностей детей раннего возраста...

Совместное игровое занятие для детей раннего возраста и их родителей «Путешествие в деревню»

Совместное игровое занятиедля детей  раннего возраста и их родителей«Путешествие в деревню»...

Совместная непосредственная образовательная деятельность детей раннего возраста с родителями «Путешествие колобка»

Цель: - продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, закреплять умение различать цвет (желтый, синий, размер (большой, маленький);-развивать навык чередования п...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Совместные игры с детьми на кухне»

В настоящее время большинство родителей загружены на работе так сильно, что порой у них не хватает времени уделить внимания своему ребенку. Данная методическая разработка «Игры на кухне» б...