Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Дунаева Елена Владимировна

Закрепить знания детей о творчестве К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений.

Совершенствовать речевые навыки дошкольников, развивать эмоциональность речи, чувство юмора, память, логическое мышление, внимание.

Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного типа Колпинского района

г. Санкт-Петербурга

Литературная гостиная

по произведениям

С.Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова

с использованием драматизации и электронной презентации

                                                    Составила и провела:

                                                воспитатель

 Дунаева Елена Владимировна

Санкт-Петербург

2017 год

Программные задачи:

  • Закрепить знания детей о творчестве К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова.
  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений.
  • Совершенствовать речевые навыки дошкольников, развивать эмоциональность речи, чувство юмора, память, логическое мышление, внимание.
  • Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

Предварительная работа.

Чтение произведений детских писателей, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по одноименным произведениям, прослушивание аудиозаписей со сказками К. И. Чуковского, драматизация отрывков произведений, изображение героев, выставка рисунков, книг в группе.

Материалы: электронная презентация «Детские писатели», выставка книг, атрибуты для драматизации отрывков из произведений, подбор музыкального сопровождения.

Ход мероприятия

Слайд №1   Портрет С. Я. Маршака

Воспитатель: - Родился Самуил Яковлевич Маршак в городе Воронеже. Он рано полюбил стихи и стал сочинять сам. Во время В.О. войны писал тексты для плакатов. Много путешествовал. Заинтересовался английской литературой.

Слайд №2  Перевел английские стихи для детей и выпустил сборник «Английских песенок».

Воспитатель читает несколько самых известных стихов:

Слайд №3 «Кораблик»

Слайд №4 «Три феечки»

Слайд №5 «Кузнец»

Слайд №6 «Перчатки»

Слайд №7 «Барашек»

Слайд №8 «Тетя Трот и кошка»

Воспитатель: - А теперь я предлагаю отгадать произведение по иллюстрации к нему. (Можно предложить родителям)

Слайд №9  «Рассеянный с улицы Бассеяной»

Слайд №10 «Детки в клетке»

Слайд №11 «Багаж»

Слайд №12 «Усатый полосатый»

Слайд №13 «Кошкин дом»

Слайд №14–19 Ребенок читает отрывок из произведения «Рассеянный с улицы Бассеяной».

Воспитатель: - Ребята, у Вас дома есть, наверно, какие-нибудь животные. А я знаю одну девочку, у которой был котенок, такой весь усатый полосатый. А вы хотите с ними познакомиться?

Сценка «Усатый – полосатый»

Жила была девочка. Как ее звали?

Кто звал, тот и знал.

А Вы не знаете.

Сколько ей было лет?

Сколько зим – столько лет,

А сорока еще нет.

А всего четыре года.

И был у нее… Кто у нее был?

Серый, усатый,

Весь полосатый.

Кто это такой? Котенок.

Стала девочка учить котенка говорить:

-Котик, скажи: мя-чик.

А он говорит: мяу!

Котик, скажи: Лошадь.

А он говорит: мяу!

Котик, скажи: Э-лект-ри-чест-во.

А он говорит: мяу-мяу!

Все мяу, да мяу.

Вот какой глупый котенок.

Закутала девочка котенка в платок и пошла гулять.

Люди спрашивают: - «Кто это у Вас?»

А девочка отвечает: - «Это моя дочка».

А люди спрашивают: - «А почему у вашей дочки серые щечки?»

А девочка отвечает: -«Она давно не мылась.»

Люди спрашивают: - «Почему у нее мохнатые лапы, а усы как у папы?»

Девочка отвечает: - «Она давно не брилась.»

А котенок как выскочит, как побежит, - и все увидели, что это котенок усатый, полосатый.

 - Вот какой глупый котенок!

А потом, а потом

Стал он умным котом,

А девочка тоже выросла, и теперь учится в первом классе сто первой школы.

Воспитатель: - Но не все кошки такие безобидные. Давайте посмотрим на кошку в другой сказке С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (режиссерская игра ребенка)

Пела ночью мышка в норке:

 - Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

 - Голосок твой слишком тонок.

Лучше мама не пищи,

Ты мне няньку поищи.

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

 - Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

 - Га-га-га, усни, малютка,

После дождичка в саду

Червячка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

 - Нет, твой голос не хорош,

Слишком громко ты поешь.

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

 - Иго-го! – поет лошадка,

Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

 - Нет, твой голос не хорош,

Очень страшно ты поешь.

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

 - Приходи к нам, тетя-кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошку:

 - Мяу-мяу, спи, мой крошка,

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

 - Голосок твой так хорош,

Очень сладко ты поешь.

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

 Физкультминутка.  Веселая игра на внимание «Я – не я».

(Дети встают в круг: на «Я» - встать, руки вверх, «не Я» - присесть)

 

- Кто любит шоколад?

 - Кто любит мармелад?

 - Кто не моет уши?

 - Кто любит гранат?

 - Кто любит виноград?

 - Кто любит урюк?

 - Кто не моет рук?

 - Кто любит мороженое?

  - Кто любит пирожное?

 - Кто любит ириски?

 - Кто лакает из миски?

 - Кто любит помидоры?

 - Кто жарит мухоморы?

 - Кто любит кино?

 - Кто разбил окно?

 - Кто любит печенье?

 - Кто любит варенье?

 - Кто любит мед?

 - Кто все время врет?

 - Кто хочет пельмени?

 - Кто хочет банан?

 - Кто упрямый, как баран?

 - Кто хочет «Кока-колу»?

 - Кто вымоет всю школу?

Слайд №20       Портрет К. И. Чуковского

Воспитатель: - Настоящее имя К. И. Чуковского – Николай Васильевич Корнейчук. Родился он в Санкт-Петербурге. Мама работала прачкой, жили очень бедно. Но он не сдался, получил образование. Корнею Ивановичу предложили писать для детей. Он очень волновался. Все произошло случайно. Однажды он ехал в поезде со своим сыном, который в то время болел. И чтобы он не плакал, придумывал истории о крокодиле, который «…с Кокошей и Тотошей по аллее проходил…» Через несколько дней мальчик помнил наизусть все стихи и просил сочинить еще. Так и появились истории, которые мы читаем до сих пор.

Отгадайте произведение по иллюстрациям к ним.

Слайд №21 – «Мойдодыр»

Слайд №22 – «Краденое солнце»

Слайд №23 – «Телефон»

Слайд №24 – «Муха-Цокотуха»

Слайд №25 – «Федорино горе»

Слайд №26 – «Айболит»

Слайд №27 – «Бармалей»

Слайд №28 – «Путаница»

Слайд №29 – «Тараканище»

Вопитатель: - Чуковского звали дедушкой Корнеем. Давайте заглянем к нему в кабинет.

Инсценировка  «Телефон»

У меня зазвонил телефон.

 - Кто говорит?

 - Слон.

 - Откуда?

 - От верблюда.

 - Что Вам надо?

 - Шоколада.

 - Для кого?

 - Для сына моего.

 - А много ли прислать?

 - Да пудов этак пять или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

 - Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

 - Постой, не на той ли неделе

Я выслал две пары

 Отличных калош?

 - Ах, те, что ты выслал

 На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем, не дождемся,

Когда же Вы снова пришлете

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош.

А потом позвонили зайчатки:

 - Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

 - Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонили цапли:

 - Пришлите, пожалуйста, капли,

Мы лягушками нынче объелись

И у нас животы разболелись.

А потом позвонила свинья:

 - Нельзя ли прислать соловья,

Мы сегодня вдвоем с соловьем

Чудесную песню споем.

 - Нет, соловей не поет для свиней!

Позовите-ка лучше ворону!

А вчера поутру кенгуру:

 - Не эта ли квартира Мойдодыра?

Я как рассердился да как заору:

 - Нет, это чужая квартира!

 - А где Мойдодыр?

 - Не могу Вам сказать,

Позвоните по номеру сто двадцать пять!

Я три ночи не спал,

Я устал,

Мне б заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лег – звонок…

 - Кто говорит?

 - Носорог.

 - Что такое?

 - Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

 - В чем дело?

 - Спасите!

 - Кого?

 - Бегемота!

Наш бегемот

 Провалился в болото.

 - Провалился в болото?

 - Да! И ни туда ни сюда!

О, если Вы не придете,

Он утонет, утонет в болоте,

Умрет, пропадет

Бегемот!!!

 - Ладно! Бегу! Бегу!

Если смогу - помогу!

 - Ох, не легкая это работа

Из болота тащить бегемота!

Почти во всех произведениях главными героями были звери. Давайте посмотрим еще один сюжет из сказки «Тараканище»

Инсценировка «Тараканище»

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке,

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле…

Едут и смеются,

Пряники жуют.

Вдруг из подворотни

Страшный великан

Рыжий и усатый та-ра-кан!

Таракан, таракан, тараканище!

Звери испугались,

В обморок упали.

Только вдруг из-за кусточка, 
Из-за синего лесочка, 
Из далёких из полей 
Прилетает Воробей. 
Прыг да прыг 
Да чик-чирик, 
Чики-рики-чик-чирик! 

Взял и клюнул Таракана — 
Вот и нету великана. 
Поделом великану досталося, 
И усов от него не осталося. 

То-то рада, то-то рада 
Вся звериная семья, 
Прославляют, поздравляют 
Удалого Воробья!

Воспитатель: - Ребята, а вы соблюдаете чистоту своего тела? Любите ли вы мыться. А я вот знаю одного мальчика, который…Впрочем, сейчас вы все увидете сами.

Инсценировка  «Мойдодыр»

Одеяло 
Убежало, 
Улетела простыня, 
И подушка, 
Как лягушка, 
Ускакала от меня. 

Я за свечку, 
Свечка — в печку! 
Я за книжку, 
Та — бежать 
И вприпрыжку 
Под кровать! 

Я хочу напиться чаю, 
К самовару подбегаю, 
Но пузатый от меня 
Убежал, как от огня. 

Боже, боже, 
Что случилось? 
Отчего же 
Всё кругом 
Завертелось, 
Закружилось 
И помчалось колесом? 
Утюги 
за 
сапогами, 
Сапоги 
за 
пирогами, 
Пироги 
за 
утюгами, 
Кочерга 
за 
кушаком — 
Всё вертится, 
И кружится, 
И несётся кувырком. 

Вдруг из маминой из спальни, 
Кривоногий и хромой, 
Выбегает умывальник 
И качает головой: 
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, 
Неумытый поросёнок! 
Ты чернее трубочиста, 
Полюбуйся на себя: 
У тебя на шее вакса, 
У тебя под носом клякса, 
У тебя такие руки, 
Что сбежали даже брюки, 
Даже брюки, даже брюки 
Убежали от тебя.

Я — Великий Умывальник, 
Знаменитый Мойдодыр, 
Умывальников Начальник 
И мочалок Командир! 

Если топну я ногою, 
Позову моих солдат, 
В эту комнату толпою 
Умывальники влетят, 
И залают, и завоют, 
И ногами застучат, 
И тебе головомойку, 
Неумытому, дадут — 
Прямо в Мойку, 
Прямо в Мойку 
С головою окунут!» 
Он ударил в медный таз 
И вскричал: «Кара-барас!» 

И сейчас же щетки, щетки 
Затрещали, как трещотки, 
И давай меня тереть, 
Приговаривать: 

«Моем, моем трубочиста 
Чисто, чисто, чисто, чисто! 
Будет, будет трубочист 
Чист, чист, чист, чист!» 

«Вот теперь тебя люблю я, 
Вот теперь тебя хвалю я! 
Наконец-то ты, грязнуля, 
Мойдодыру угодил!» 
Надо, надо умываться 
По утрам и вечерам, 
А нечистым 
Трубочистам — 
Стыд и срам! 
Стыд и срам! 

Воспитатель: - У Корнея Ивановича была дочка Мура или ласково Мурочка.

Она любила рисовать. Давайте посмотрим на нее.

Инсценировка «Закаляка»

Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это - ёлочка мохнатая.
Это - козочка рогатая.
Это - дядя с бородой.
Это - дом с трубой».
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я её боюсь!»

Воспитатель: - Ребята, назовите самого известного доктора в сказках Чуковского.

Инсценировка «Айболит»

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».

И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки.
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Слайд №30   Портрет Сергея Владимировича Михалкова

Сергей Владимирович начал писать с 9 лет.

 Давайте споем песенку «Красота», стихи к которой написал Михалков.

Стихотворение «Прививка»

— На прививку! Первый класс!

— Вы слыхали? Это нас!.. —

Я прививки не боюсь:

Если надо — уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и — пошел...

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу один из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

— На прививку! Первый класс!

— Вы слыхали? Это нас!.. —

Почему я встал у стенки?

У меня... дрожат коленки...

Инсценировка «А что у Вас?»

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят!

- А у нас в квартире газ!
А у вас?

- А у нас водопровод!
Вот!

- А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.

- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар!

- А у нас огонь погас -
Это раз!
Грузовик привез дрова -
Это два!
А в-четвертых - наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется - пилот!

С лесенки ответил Вова:
- Мама - летчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры!
А у Левы мама - повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама - вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот!

Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо!
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Воспитатель: - Сегодня мы вспомнили замечательных детских писателей. Мы будем продолжать читать их произведения. Ребята, большое спасибо за подготовку, за участие, за ваше старание! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака

Конспект развлечения по произведениям С.Я Маршака...

«Литературная игра по произведениям С.Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто» в подготовительной группе

Развивать  у детей интерес к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений....

Литературная гостиная: «Вот какой рассеянный» Самуил Маршак

Литературная гостиная: «Вот какой рассеянный» Самуил Маршак...

Сценарий литературной викторины по творчеству С. Я. Маршака_К. И. Чуковского_С. В. Михалкова в подготовительной группе

Сценарий литературной викторины по творчеству С. Я. Маршака_К. И. Чуковского_С. В. Михалкова в подготовительной группе...