Фольклорный праздник "Посиделки" (конспект)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Луговая Елена Владимировна

Сценарий фольклорного праздника для логопедической группы старшего дошкольного возраста, на основе речевого материала разных фольклорных жанров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения  для детей 6-7 лет

Фольклорный праздник «Посиделки»

Цель:

 создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (5-6 лет) через знакомство с историей и культурой России, родного края, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Закрепить знания о русском устном и музыкальном фольклоре.

Обогатить словарь детей загадками, частушками, стихами.

Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Дать положительный эмоциональный заряд.

Предварительная работа:

Разучивание частушек и поговорок, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним, проведение русских народных игр.

Оборудование и материалы: Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на ней прялка. Дети одеты в русские народные костюмы.

 Задачи:

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.

2. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Показ слайдов:

Слайд1

Карта России

Ведущий: Дети, вы узнали эту страну?

 Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показывает на карте эти географические места, объекты)

Слайд 2

Люди в национальных костюмах

-Как называют людей, которые живут в России? (Россияне, русские)

-А как называется место, где живём мы?

-Хотынец

Слайд 3 (Хотынец)

-Как называю тех, которые здесь живёт?

-Хотынчане

Ребёнок:

Много сказочных мест в России,

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идёт.

Слайды

1. Назовите роспись, в которой используется только синий цвет.

(Гжель)

2. Назовите персонажи дымковской игрушки.

(Барыня, конь, индюк и т. д.)

3. Как назывался вид росписи на металлических подносах? (Жостов)

4. Назовите самую яркую отличительную черту Хохломской росписи.

(Золото)

5. Изделия из каких материалов чаще всего расписывали старые мастера?

(Дерево, глина)

6. Из каких городов у нас в гостях Матрёшки?

(Семёнов, Загорск, Полхов-Майдан)

7. Как называется Орловская вышивка ( Орловский спис)

     Давным-давно, с давних времён, русские люди не только умели хорошо трудиться, но и всегда почитали праздники. Только праздновали их иначе, не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.

-Ребята, а вы любите праздники? А почему?

-А какие вы знаете русские народные праздники? (Рождество Христово, Крещение, Масленицу, Пасху, Троицу)

-Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времён наших предков.

-А кто такие предки? (россияне, люди которые жили до нас, наши бабушки и дедушки, папы и мамы)

Хозяюшка:В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает.

Красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем Вас позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые.

Хозяюшка:

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Добры, молодцы идут,

Погулять немножко.

(Под р.н. песню «Ах вы сени мои сени»»  входят мальчики, одетые в русские народные костюмы, в руках музыкальные инструменты)

Мальчик:

Если есть в лесу цветы

Будет и поляночка.

Если есть в избе девчата

Будет и гуляночка.

Хозяюшка:

Парни, а девчата ваши тут?

-нет

-так позовите

-девчата!

Входят девочки под рус.нар.мелодию «А я по лугу»

Хозяюшка:

Гость на двор – хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Красному гостю – красное место.
Будьте как дома, присаживайтесь.

(дети проходят и присаживаются на лавки под народную мелодию)

Любили в старину люди, после рабочего дня вместе собираться у кого– нибудь в избе- хозяина или хозяюшки.

То песню затянут, то шуткой перебросятся. Весело было в старину! Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили  петь, так и мы споем русские народные частушки.

Говорят, что без частушки

Нету жизни никакой,

Мы частушки – хохотушки
пропоём со всей душой.

               Частушки

Мы пришли сюда ребята

На вечерку посидеть.

А девчонки все зазнались

Не хотят на нас глядеть.

 

       Что вы глупые мальчишки

Ничего не знаете

Вовсе мы не зазнаемся,

А работой заняты.

Как у нас перед дождём  квакали лягушки,

А я с печки кувырком , думала подружки.

 По деревне Маша шла

Димочку  увидела-

 Под кустом сидел и плакал:

 Курица обидела.

Если б не было воды

Не было бы кружки,

Если б не было бы нас

Кто бы пел частушки?

 Хотынецкие  ребята

Мы нигде не пропадем,

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. 

    Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Не пора ли поплясать,

Нашу удаль показать?

Русских танцев много знаем,

Их мы любим танцевать.

А на нашем празднике

Хоровод хотим сплясать!

(Водят хоровод «Под горою калина»)

Хозяюшка: 

Хорошо плясал русский народ, но и славился трудолюбием.

 Много сложил поговорок и пословиц о труде. А вы, гости дорогие, знаете ли такие пословицы и поговорки?

Доскажи словечко:

Дело мастера боится

Без дела жить – только небо коптить

Маленькое дело лучше большого безделья

Есть терпенье – будет и уменье

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Под лежачий камень вода не течёт.

Поспешишь, людей насмешишь. 

Сделал дело - гуляй смело.

 Богат был душою русский народ, наблюдателен и мудр. Много сказок придумывал. Вслушайтесь в слово «сказка»- сказывать, рассказывать. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

Любит народ своих героев, любит и знает. А вы знаете сказки?

А вот сейчас проверим.

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке! (Маша и медведь)

— Он от бабушки ушёл

И от дедушки ушёл,

А лиса перехитрила

И на носик посадила ( Колобок)


 Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? 


 Про Емелю в сказке речь... В чистом поле едет печь. Как называется сказка?-

По чьему велению, По чьему хотению? 

  Назовите сказку, в которой нет ни речки, ни пруда - Где воды напиться? Но очень вкусная вода в ямке от копытца. –Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.


 Кто помогал  Хаврошечке выполнить трудные задания в срок? 


В какой сказке Курочка, чтобы спасти Петушка, бегала к Корове, к косарям, к печке, к дровосекам, к кузнецу, в лес, за углями? 


   Из какой это сказки: «В домике было две комнаты. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка очень большая, вторая поменьше, а третья, синенькая чашечка, была Мишуткина…». 


Хозяюшка: Любил русский народ сказки слушать. Любил и веселые, озорные игры затеять.

Хозяюшка: давайте поиграем в игру «Заря-заряница»»

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота
Проходите господа,
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

Хозяюшка загадывает загадку:

Никого не обижает,
А её все толкают.(дверь)

    А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с вами? Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо.
   Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый язык. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки

Хозяюшка: загадки

Рук и ног у него нет,
А всех трясёт и качает.(ветер)

Нас семь братьев.
Летами мы равны.

А именами разны. (дни недели)

Полная печь ватрушек,
В середине — один калач.(небо, звёзды,месяц)

От одного очага весь свет греется.(солнце)

Разноцветное коромысло

Через реку повисло. (радуга)

Маленький, Беленький

 По лесочку Прыг – прыг!

По снежочку Тык – тык! (заяц)

Часто умывается, а полотенцем не утирается.(кошка)

Красная  девица сидит  в темнице, а коса на улице. (Морковь.) 

Вокруг  носу вьётся, а в руки не даётся. (Муха).

 Хозяюшка: Ай да молодцы!А теперь я вас потешу добрые молодцы да красны девицы.

Эй, мальчишки и девчушки

Есть таланты на Руси, Говорю уверенно!

Раз народ еще поет – Знать, не все потеряно!

Слайд

Поёт ансамбль «Калиновый садок»

 Хозяюшка:

  Желанными гостями на таких посиделках были не только песни, но и  скороговорки.

  Вот где начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произносили не только быстро, но и красиво. Ведь не зря народ дал им еще одно название - чистоговорки.

А  что ,парни, да девчата,  посоревнуемся? Кто лучше проговорит:

Белые бараны били в барабаны.

В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.        

 У ежа и ёлки иголки колки.

 Лежебока рыжий кот 
Отлежал себе живот.

   Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

    Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

 В старину очень любили чаёвничать. Выпивали по десять стаканов чая и говорили:"Чай пить- не дрова рубить".Приглашаем наших гостей к столу.

А сначала ответьте: с чем можно пить чай?

Проводится  игра "С чем можно пить чай"(дети передавая друг другу платочек называют продукты с которыми можно пить чай) .

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!

Тары-бары-растабары, 
Посидим у самовара-

Посиделки, посиделки –

Праздник тела и души,

Посиделки, посиделки,

До чего ж вы хороши!

(Хозяюшка приглашают всех гостей к столу)

У нас угощение, всем на удивление!

Праздник наш  мы закрываем и на чай всех приглашаем!

По окончании чаепития:

 До свидания, гости дорогие,

До свидания, гости, в добрый час.

С давних пор заведено в России:

Делу - время, а потехе - час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...