Сладкие вечера
методическая разработка (средняя группа) на тему

Вертякова Елена Викторовна

"Сладкий вечер" - это маленький праздник который проводится начиная со средней группы, во время полдника по средам. Он вносит разнообразие, новые и яркие чувства и переживания, которые очень нужны и детям, и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sladkiy_vecher.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Сладкий вечер» — это маленький праздник.

"Сладкий вечер" - это маленький праздник который проводится начиная со средней группы, во время полдника по средам. Он вносит разнообразие, новые и яркие чувства и переживания, которые очень нужны и детям, и взрослым.

Мы не стремимся к тому, чтобы на столах были необыкновенные лакомства. Добавив к полднику то, что позволяют наши возможности, особое внимание уделяем сервировке стола, в которой обязательно принимают участие дети. Закончив сервировку, мы предлагаем детям рассмотреть накрытый стол и принять решение можно ли садиться, все ли готово. Далее воспитатель приглашает своего помощника занять место рядом с собой во главе стола, и только потом занимают свои места дети. "Сладкий вечер" начитается. Воспитатель говорит, что рад видеть всех за общим столом, желает приятного аппетита, восхищается приготовленным угощением, побуждает детей выражать свое мнение о сервировке стола и предлагает пожелать друг другу приятного аппетита.

Для проведения "сладкого вечера" рекомендуется чередование организационной, заранее приготовленной деятельности (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, художественное слово, сюрпризные моменты, пение песен) и самостоятельной деятельности детей (чаепитие, беседы, суждения, рассказы, и т. д.). Воспитатель начинает с организационной деятельности, т. е. рассказывает о чем-то интересном по запланированной теме. Он активизирует, подключает детей к разговору, обобщает детские суждения. Разговор взрослых с детьми может перейти в игру ("Добавь словечко", "Узнай по описанию", фокусы, стихи, загадки, песни, сюрпризные моменты. Взрослые составляют детям компанию в их развлечениях. По окончании "сладкого вечера" воспитатель благодарит помощника за прекрасный стол, а помощник благодарит воспитателя. Вместе они благодарят детей за помощь, добрые взаимоотношения и т. д. Прощаются с героем вечера, если такой был приглашен. Дети помогают взрослым убирать со стола.

В практической деятельности используется разнообразная тематика в соответствии с возрастом, сезоном, интересом детей и воспитателя.

Вашему вниманию предлагаю ознакомится с некоторыми сценариями на тему "Сладкий вечер".

Сладкий вечер на тему«Все любят пряники».        

Воспитатель обращает внимание детей на стол.
У нас все готово к чаепитию. На столе стоит самовар, чашки, в вазочках лежат пряники. Милости прошу к нашему столу!
(дети предлагают сесть взрослым, затем занимают свои места.) Воспитатель разливает чай, предлагает отведать угощенье.
Воспитатель:
Нет ничего вкуснее, чем откусывать по кусочку пряник и запивать его глотками горячего, ароматного чая. Даже сахар можно не класть – настолько пряники 
сладкие. Мы пьем чай с пряниками и не подозреваем, сколько интересного можно рассказать про чай, про чашки, про пряники. Все что нас окружает имеет свою историю.
Сегодня я вам расскажу историю о пряниках. Как вы думаете, от куда к нам пришли пряники?
(ответы детей: в магазине купили)
Воспитатель: Да, каждый знает, что пряники в любом магазине продаются. Это сейчас мы можем пойти в магазин и купить любых пряников. Выбор большой: пряники с начинкой, пряники шоколадные, мятные, медовые, круглые, цветочками. Можем кушать их в любое время и сколько хочется. А вот много, много лет назад не всякий день разрешалось есть пряники. И уж конечно, нельзя было есть сколько хочется. Прежде всего их подавали гостям по большим праздникам, в день именин, в день крестин, ни какая свадьба не могла обойтись без пряников. Вот сегодня я вас угощаю пряниками мятными. Вкусные? (ответы детей) Да, пряники эти очень ароматные, сладкие.
Мятными они называются потому, что в них добавляют мяту.
(воспитатель достает букет сухой мяты и показывает детям, дает понюхать).
Растет мята в наших полях, сажают ее и в огородах. Цветет она мелкими фиолетовыми цветочками и растения обладают тонким сильным запахом, что если листик положить в чай, то чай будет пахнуть мятой, если положить в тесто, то пряник тоже будет пахнуть мятой. Этот цветок лечебный, в нем есть вещества, которые убивают микробов. Когда в пряники кладут мяту, пряники становятся целебными.
В каждой деревне были свои стряпухи – рукодельницы, а самые вкусные и красивые пряники были знаменитые тульские пряники – Тульские – печатные. (воспитатель достает пряник, показывает, все любуются картинкой на прянике)
Пряники с картинками называют печатными – потому что, их так же печатают, как печатают буквы или рисунки в книгах. А как все таки печатают пряники? Я сейчас вам расскажу.
Давным-давно придумали, как сделать так, чтобы на пряниках оставались картинки. Для этого брали деревянную дощечку – не очень толстую, но не тонкую. На такой дощечке пряничных дел мастер вырезал изображения птиц, растений, зверей, рыб или такую как на наш пряник. Потом он этот узор углублял своими инструментами – делал на доске выемки по рисунку, чтобы в них поместилось пряничное тесто. Помните, мы с вами летом делали из песка куличики в 
формочках: на формочках есть углубления по рисунку. Кладешь туда мокрый песок, лопаткой уминаешь, потом переворачиваешь формочку вверх дном – кулич с картинкой готов. Вот так же и пряничная доска служит: на дереве сделаны углубления, в них кладут пряничное тесто и ставят в печь. Потом, когда пряники испекутся, их вынимают вместе с доской, как на подносе. Пряник переворачивают, на готовом прянике картинка, которую мастер вырезал на доске. (еще раз рассматривают пряник, любуются и воспитатель разрезает его ножом и угощает детей).
Чаепитие продолжается, звучит веселая музыка 
(с русскими народными инструментами: балалайка, трещетка, ложки).
В конце чаепития воспитатель 
говорит: «Мы сегодня послушали историю про пряники мятные и печатные. Да не только послушали, но и полюбовались и полакомились пряничками».
А вот медовых пряников мы с вами еще не пробовали, но эта не беда. Есть у меня рецепт, как испечь эти пряники дома. В выходной день вы маму или бабушку попросите испечь их, да, и сами помогите.
(раздает листочки с рецептом)
Пряники медовые. Для теста нужно взять 3 стакана муки, стакан сахара,1/4 стакана меда,100 гр. Сливочного масла,1/2 чайной ложки соды, чайной ложки пряностей, стакана воды. Замесить тесто. Раскатать его на кружки, смазать яйцом. Выпекать 10 -15 минут при температуре 240 – 250 градусов.
(можно соединить 2 пряника сладкой начинкой).

Сладкий вечер на тему«От зерна до каравая».

Дети сидят за столом, на столе стоит самовар, чашки.
Воспитатель: У нас сегодня к чаю будет привычное, но не обычное угощение. (Выносит большой каравай).
У народа есть слова: «Хлеб – всему голова» Славиться он первый на земле, Становиться он первый на столе. (Дети любуются караваем, затем разрезают его хрустящую корочку и угощают детей).
Воспитатель во время чаепития общается с детьми.
Воспитатель: Как вы думаете откуда к нам на стол пришел каравай? (Варианты ответов).
Верно! Из булочной! А как он туда попал? И откуда? Впрочем, не будем гадать. Давайте я вам сегодня расскажу историю о каравае. Вот с булочной и начнем. Чего только нет в этой булочной! Батоны, круглые караваи, белые плетенки, булки обсыпанные маком. Настоящее хлебное царство! В магазин хлеб привозит хлебный фургон с надписью 
«Хлеб». Хлеб привозят из пекарни. Да, там пекут хлеб. Тяжелый труд у пекаря, но на помощь пришли специальные машины. Вы, наверное видели, как мама или бабушка пекут пироги.

В кастрюлю насыпают муки, наливают воды, добавляют сахар, соль, дрожжи и начинается работа руками – месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Теперь из него можно лепить все, что хочешь.

В больших городах, как наш город Челябинск нужны несколько заводов. Их так и называют – хлебозаводами. Чтобы приготовить тесто, нужна мука, зерно мелят на мельзаводах и перевозят муку в муковозах (показ иллюстраций).
Воспитатель обращает внимание детей на труд взрослых.

Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь гудят комбайны,
Хлеб идет со всей страны –
Слава тем, кто любит землю,
Тем кто трудиться на ней!

Урожай собирают днем и ночью, пока весь не соберут. Вырастить хороший урожай очень трудно. Для этого нужно много знать и старательно трудиться. Вот такое путешествие у нас с вами получилось от зернышка до каравая.

Вот он хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнце налитой.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Теперь вы знаете, откуда берется хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаете сколько труда вкладывают люди чтобы каравай лежал на нашем столе.
Поэтому так берегут каждое зернышко, каждую хлебную крошечку.

Сладкий вечер на тему«Самовар, самоварец, самоварище».        

Дети помогают накрывать на стол. Расстилают скатерть, расставляют чашки, раскладывают ложки.

Когда все готово, вносят самовар и ставят на стол. Все рассаживаются вокруг стола.

Воспитатель: стоит на столе прямо на белой скатерти «генерал»«Видите какой он важный и красивый стоит перед нами». Резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове. Стоит важный отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца, да чашки, да ложки чайные. Вроде все готово к чаепитию, но ни как не успокоиться генерал все шумит, пыхтит, волнуется. Совсем горячим стал. Дотронешься – обжечься можно.

Что за генерал такой?

Дети – самовар!

Воспитатель:

Давайте я самовар за крантик – верток, поверну – побежала струя горячая. Громко вздохнул генерал и обдал всех душистым паром. Подбежали тут к нему его солдаты – чашки, каждую он своей горячей силой одарил, а заварной чайник – чудо – чай добавляет. Разливает чай воспитатель и приговаривает:

Чай горячий, ароматный

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

Все угощаются, пьют чай.

Воспитатель:

Ребята, вам нравиться пить чай из самовара? (ответы детей)

Замечательно, у многих есть дома этот «генерал» самовар Иван Иванович?

(ответы детей)

Чай пить разговоры разговаривать.

Хочется мне сегодня вам о самоваре рассказать, а вы пейте чаек, да меня слушайте.

В России (где мы с вами живем) любили и любят пить чай, угощать им гостей. Украшением стола был всегда самовар и занимал он почетное место около хозяйки. Хозяйка всем чай разливала, да добавляла.

Самовар в народе любили и сочиняли загадки, поговорки:

- 4 ноги, 2 уха, один нос, да брюхо.

- никогда не ест, только пьет.

А как зашипит – всех приманит.

Тогда на Руси мастеров самоварщиков много работало. Каждый хотел чтобы его самовар самый лучший был, самый красивый.

Вот и делали их разными, украшали богатыми узорами, приделывали им крантики, ручки и шапочки разные. Есть самовары похожие на вазы, на бокалы, на шары круглые, а есть совсем чудные: на сундучок похожие, на паровоз, на яйцо, на петуха. Иные делались совсем маленькими – это самоварцы, а другие великаны – самоварища.

(воспитатель показывает иллюстрации самоваров разной формы).

По виду то все разные, а вот воду греют одинаково. Оттого самовар – самоваром и называется, что воду сам варит.

Раньше самовары были устроены так, что внутри угольки горели и свое тепло воде отдавали, а теперь появились самовары электрические, вот как наш красавец с приводом. Ставили самовар хозяйки на стол, после баньки, после баньки чай любили пить, на праздниках, и радости или расстройства, к пирогам и даже в жаркий день, поздним вечером собиралась вся семья, от мала до велика, и за чаем все новости обсуждали, истории рассказывали, а детям сказки сказывали. Вот и сегодня мне хочется рассказать сказку, которая называется «Жихарка» (воспитатель рассказывает сказку). Вот как славно мы с вами посидели, у нашего самовара и чаю попили, поговорили, и сказку послушали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект досуга "Сладкие вечера" во 2 младшей группе

досуг проводился во 2 половие дня вместе с родителями. воспитатель создала атмосферу русской народной избы: самовар, костюм, домашняя утварь, музыка. воспитатель проводила дегустацию чая (предлагала д...

Картотека традиций старшего дошкольного возраста «Сладкий вечер».

Создание благоприятного психологического климата в группе, привитие культуры общения за столом, знакомство детей с правилами поведения (мерами предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественн...

Проект работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп в рамках традиции «Сладкий вечер»

Проект работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп в рамках традиции "Сладкий вечер" по программе Т.Дороновой "Радуга"...

проект средней группы в рамках «Сказка - сладка, послушать сладко»

введение детей в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщение детей к книге для развития позновательной, творческой и эмоциональной активности...

"Сладкие вечера"-фольклорный сценарий

Фольклорный сценарий о нетрадиционных праздниках на Руси....

Сладкий вечер на тему: «Клюква и черника, – ягоды необыкновенные».

Сладкий вечер на тему: «Клюква и  черника,  – ягоды необыкновенные». Цель: рассказать детям о целебных свойствах ягод  клюквы и черники.Закрепить умение...