«Хоровод дружбы» конспект по воспитанию толерантности между детьми (для групп общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Мандрик Ирина Львовна

Цель занятия:

закрепить знания  детей о толерантности;

воспитывать уважительное отношение друг к другу, представителям других народов;

способствовать развитию межличностных отношений, как основы толерантности у детей дошкольного возраста;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель: Мандрик Ирина Львовна

«Хоровод дружбы»

конспект по воспитанию толерантности между детьми

(для групп общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет)

Цель занятия:

закрепить знания  детей о толерантности;

воспитывать уважительное отношение друг к другу, представителям других народов;

способствовать развитию межличностных отношений, как основы толерантности у детей дошкольного возраста;

Предварительная работа:

прослушивание  а/записи с песнями о дружбе;

выставка книг;

чтение рассказов и сказок о толерантности;

беседа с детьми о толерантности;

картинки с изображениями солнышка, сердечек, улыбок, лиц детей разных национальностей, цветов, голубей…

Слайд 1

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал и рассаживаются на стульчики.

Ведущая:

Ребята, мы с вами живем на планете Земля.  В стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – это значит родная, как мама.

Давайте расскажем, какая же она, наша Родина.

Слайд 2

Выходят дети, рассказывают стихотворения.

Ведущая:

Что мы Родиной зовем?

Слайд 3

1-й ребенок:

Дом, где мы  с тобой живем,

И березки, и вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Ведущая:

Что мы Родиной зовем?

Слайд 4

2-й ребенок:

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Ведущая:

Что мы Родиной зовем?

Слайд 5

3-й ребенок:

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Все народы соберем.

Дети садятся на свои места.

Ведущая:

-В России вместе живут и работают люди разных национальностей.

-Какие национальности вы знаете?

(на все вопросы воспитателей вместе отвечают дети и родители)

(русские, татары, башкиры, украинцы, белорусы, молдаване, азербайджанцы, дагестанцы, таджики, узбеки, казахи, и т.д.)

Слайд 6

-Чем отличаются люди разных национальностей?

(внешностью, культурой, традициями, обычаями, речью, именами, фамилиями)

Слайд 7

-Чем похожи люди разных национальностей?

(у всех есть семья, все работают на разных предприятиях города, ходят,  друг к другу в гости, отмечают праздники)

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, почему мы сегодня собрались в этом зале? (ответы детей)

16 ноября – международный день толерантности. А как вы думаете, Что такое  толерантность?

Слайд 8

Ответы детей:

-это способность быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, считаться с мнением других, быть снисходительным.

-это поведение человека, который хочет жить в мире с окружающими людьми, в дружбе и в согласии.

Ведущая:

А чтобы вы не ссорились, нужно помогать друг другу и делать все вместе. Сейчас мы выйдем  и поиграем в игру «В нашем зале есть друзья».

Слайд 9

Игра «В нашем зале есть друзья».

Ведущая:

Ребята, давайте подумаем и ответим, какими качествами  должен обладать толерантный человек?

Дети по очереди с места  называют по одному слову с каждой стороны.

Слайд 10

Варианты ответов детей:

1.Расположенность к другим

2.Снисходительность

3.Терпение

4.Чувство юмора

5.Чуткость

6.Доверие                                                             Слайд 11

7.Терпимость

8.Умение владеть собой

9.Доброжелательность

10. Умение не осуждать других

11.Гуманизм

12.Умение слушать

13.Любознательность

14.Способность к сопереживанию

Ведущая:

Правильно, молодцы!

Сегодня на празднике ребята и их родители представляют несколько национальностей.

Слайд 12  Дагестан

Гостеприимство - одна из самых ярких черт культуры народов Северного Кавказа.

Согласно горской традиции гостеприимства человек, к какой бы национальности ни принадлежал, на каком бы языке ни говорил, мог обойти весь Дагестан, не тратя ни одного рубля.

Когда кавказская семья садится за стол для приема пищи, всегда накрывают на 1 персону больше, чем людей в семье. Считается, что гость, который может прийти во время еды, сразу должен садиться за стол.  Горец никогда не выпустит гостя - из дома с пустыми сумками. В них он положит хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок.  Перед уходом гостя принято ставить у крыльца кувшин с родниковой водой.Это означает: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажду».

Дагестан представляют семьи Мурада, Зейнутдина и Жасмины. Они долго готовились к празднику:учили стихотворения, репетировали национальный танец..  

Стихотворения детей

Тебя люблю и уважаю.

Тебя вовеки не предам,

Тебя хвалю и воспеваю

Навек любимый Дагестан.

Ты колыбель моя с рожденья,

Тут родились отец и мать.

Здесь мои предки в упоенье

Про юность любят вспоминать.

Слайд13

На Кавказе любят музыку и пляски

На конях джигиты скачут без опаски

На Кавказе любят делать украшения

Славятся чеканкой местные творения.

На Кавказе любят пить айран

Надевает бурку в дальний путь чабан.

На Кавказе  любят сладкий виноград

Здесь хозяин гостю, как родному рад

Дети садятся

Ведущая:

Кавказ- это юг нашей страны. А какой любимый танец у кавказских народов?

Дети: Лезгинка.

Сегодня вы увидите настоящую лезгинку в исполнении Мурада и Жасмины.

 Встречаем.  

                                                                                       

Танец «Лезгинка»

В-ль:

-Спасибо Вам большое за интересное выступление. (Дети садятся)

Кыргызстан

В-ль:

Там, где со всех сторон вершины гор,
Где юрты, и на каждой свой узор,
Где Гимн, и Герб и Флаг – народа честь,
То Кыргызстан, там  чудо земли есть.

                                                                    Слайд 14
Основной момент древней истории Кыргызстана  – это киргизские ковры из овечьей шерсти, украшенные ярким шитьем с национальным узором.

Слайд15

Многовековая традиция киргизов – это доверие к людям любой национальности.

Киргизы говорят   - «Гость - благодать дома».  

Издавна, каждый, чей путь проходил через киргизский аил, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров У киргизов не принято с ходу задавать вопросы или расспрашивать о цели приезда - сначала угощение, а потом все остальное. Любая трапеза здесь начинается и заканчивается чаепитием.  На столе  обязательно сладости, выпечка, сухофрукты и орешки, фрукты и овощи, салаты,  плов  и национальные горячие лепешки.

Уронить кусок лепешки на землю или даже просто положить её туда, даже завернутую в ткань или бумагу, также считается плохой приметой.

 

Кыргызстан представляет семья  Тимурлана.  

Они тоже готовились к празднику и приготовили национальный киргизский танец. Встречаем!

Танец в исполнении Тимурлана

-Спасибо Вам большое за интересное выступление.

Татарстан

Слайд 16

В-ль:

Татарский народ занимает по численности второе место в Российской Федерации после русских. Это особенный этнос со своей яркой и удивительно древней историей, со своими традициями и культурными ценностями.У татарского народа, как и у любого другого, существуют свои особенные традиции. Культурные традиции и особенно в плане воспитания подрастающего поколения с самого раннего детства у татар очень сильны. Решающее слово и власть в семье принадлежит отцу – главе семейства. Именно поэтому девочек учат быть покорными своим мужьям, а мальчиков – уметь господствовать, но при этом очень внимательно и бережно относиться к супруге.

Слайд 17

 Патриархальные традиции в семьях устойчивы и по сей день. Женщины, в свою очередь, очень любят готовить и почитают татарскую кухню, сладости и всевозможную выпечку. Богато накрытый стол для гостей считается знаком почета и уважения. Татары известны своим почитанием и безмерным уважением к предкам, а также людям, старшим по возрасту.

Татарстан представляет семья  Геры Буйняченко с бабушкой, Руслана Ахунова с бабушкой, Саши Ангел с бабушкой. Встречаем!  (Гера-стихотворение, Саша-стихотворение).Руслан Ахунов со своей бабушкой исполнят татарскую песню «Туган Тел».

Татарская песня «Туган Тел»

Это ещё не все. Сейчас вы увидите татарский национальный танец на мелодию песни «Апепе» в исполнении бабушки Руслана.

Татарский танец

В-ль -Спасибо Вам большое за интересное выступление.

Башкортостан

Слайд 18

В-ль Башкиры испокон века живут на юге Урала. Их родина богата рыбой, пушным зверем, всевозможной дичью. Уральские горы являются обладателями одних из самых богатейших природных недр, в них скрываются залежи самоцветов, наиболее красива здешняя яшма. В письменных источниках о башкирах впервые упоминается в середине 9 века. Самоназвание нации «башкоот», что в переводе с тюркского означает «волчья голова». Башкиры с исключительной теплотой относились к гостям, и званым и незваным они были рады. Считалось, что пришедший в дом человек может быть посланником Бога или самим Богом, обратившимся в земное существо. Большой грех – не накормить, не напоить или не согреть путника. Даже случайно попавшему в гости накрывают стол, выставляя на него все, что есть в закромах и кладовых. Гостить полагалось не более 3-х дней, а на прощание башкиры обязательно дарят подарки, особенно маленьким детям, так как считается, что ребенок, который не может в силу возраста попробовать пищу, может проклясть хозяина.

Слайд19

Башкортостан представляет семья Артура и Тимура с тетей. Встречаем!  

Стихотворение

Башкирский национальный танец

В-ль -Спасибо Вам большое за интересное выступление.

Самая главная ценность народов любой национальности  – это его жители, их дружелюбие,  радушие и гостеприимство.

В-ль:

Ребята, скажите пожалуйста, чем мы внешне похожи?

Ведущий приглашает 2 участников с обеих сторон, на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой ( одинаковый цвет волос, мы одного роста, мы-жители Земли и

т.д.)

Проводится Игра «Чем мы похожи?»

В-ль:

А сейчас мы отдохнем и поиграем  в игру «Догадайся, кто поет?»

Игра «Догадайся, кто поет?»

Все дети стоят в кругу, водящий стоит посреди круга с закрытыми глазами. По команде воспитателя, в круг выходит ребёнок, поет слова. Водящий по голосу угадывает, кому принадлежит голос. Дальше водящим становится ребенок, чей голос угадал водящий.

В-ль:

Сегодня, ребята вы будете выполнять творческую работу под названием «Хоровод дружбы».

( Каждая команда  оформляет свой плакат, на котором размещает символы доброты. Им активно помогают родители).

Слайд20

Творческая работа «Хоровод дружбы»

В-ль:

Ребята, давайте мы  с вами вспомним пословицы о Родине.

Родина любимая, что мать родная;

Человек без Родины, что соловей без песни;

На чужой стороне и Весна не красна;

Жить -Родине служить;

Родина-мать, умей за неё постоять.

Сегодня наши ребята подготовили интересные выступления и познакомили нас с традициями и культурой своего народа. В данный момент мы все проживаем на территории Российской Федерации.

Слайд21

 И в настоящее время русский народ продолжает удивлять весь мир своей чуткостью, мудростью и добротой сердец. Русские люди с гордостью должны носить свое достойное имя.

Стихотворение о России нам расскажут Тимофей и Алиса.

Стихотворение о России

Слайд22

В-ль:

А сейчас, вы увидите русскую кадриль в исполнении ребят.

Слайд23

Танец «Кадриль-балалайка»

В-ль:

Ребята, сегодня вы увидели культуру нескольких национальностей: татар, башкиров, лезгинов, киргизов. Сегодня наши гости-ваши родители приготовили национальные блюда и сейчас вам их представят. Выходите пожалуйста!

Представление блюд

Вот и подошло к концу наше занятие. А теперь, давайте подойдем друг к другу, улыбнемся и обнимемся. Постарайтесь дружить и никогда не ссориться.

Слайд 24,25,26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет по аппликации с презентацией "Зимующие птицы"

Самоанализ занятия раскрывает педагогический смысл интегрированного обучения, который  предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «В гости к Лесовичку» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Точная наука математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...

Игровой досуг «Знакомство с шахматным королевством» с детьми старшей группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет

"Шахматы-это целый мир .Мир логики и эмоций,прекрасный и страстный мир со своими взлётами и падениями,радостями и печалями .В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир"...

План образовательной работы с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности с 12 по 16 февраля 2018 г.

Тема недели: «Чем играли наши бабушки?»Цель: знакомство  с народными  промыслами,  историей игрушек.Задачи (образовательные, воспитательные, развивающие)- знакомить детей с ...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по речевому развитию "Лабиринт сказок"

Конспект занятия по развитию речи, выполненный в виде квеста. Детям предлагается задача - отыскать спрятанную Кощеем Бессмертным книгу сказок. Выполняя различные задания дети получают части ключа. Соб...