Посиделки «Приобщение детей к русской народной культуры» в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)

Попова Анна Петровна

Данное мероприятие направлено на развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями; повышение двигательной и эмоциональной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русско-народные посиделки22.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСИДЕЛКИ

«Приобщение детей к русской народной культуры»

Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Повышение двигательной и эмоциональной активности.

Задачи:

Образовательные: 

-  расширение представлений о традициях русского народа;

Развивающие:

-  развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами.

-  развитие чувства дружбы и взаимопомощи.

Воспитательные:

-  воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.

Оборудование: «Карусель» - зонт с лентами, лента , канат, самовар, бублики.

Ход развлечения:

Ведущая:

Здесь не погреб, не чулан не растет за ним тюльпан

Есть здесь светлая светлица - русская горница.

Есть и печка и труба это русская …(Изба). 

Чтоб на посиделки в русскую избу попасть

Надо ворота найти да под ними парами пройти…

Родители проходят через «Золотые ворота» под музыку «Как у наших, у ворот» и занимают места в зрительном зале

Дети встают полукругом и поют «К нам гости пришли»

  1. К нам гости пришли, дорогие пришли.
    Мы не зря кисель варили, пироги пекли.
  2. С морковью пирог, и с капустой пирог,
    А который без начинки – самый вкусный пирог.
  3. А сейчас вдвоём мы для вас споём,
    Вы похлопайте в ладоши – мы плясать пойдём.
  4. Я топну ногой да притопну другой,
    Я волчком кружиться стану, а ты так постой.
  5. Наш детский сад дружбой славиться,
    Приходите, гости, чаще, если нравится.

Ведущая:

Здравствуйте, гости дорогие маленькие и большие! Рады видеть вас на наших посиделках. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют, пляшут.

Под звуки баяна выходит Хозяюшка посиделок.

Хозяюшка:

Собрались сегодня мы, хвори - нет и нет тоски.

Не хотите ль поиграть, свою удаль показать?

А наградой будет смех задорный и веселый!

Игра «Карусель»

Под русскую народную музыку дети выстраиваются в карусель: девочки берутся за ленты, мальчики поддерживают девочек за талию.

Слова: Раз- два- подхватили! Три-четыре- раскрутили!

Пять-шесть-семь-восемь-с карусели слезть попросим!

Ведущая:

Рас два, три, четыре, пять,

Будем дружно мы играть.

Вы кружок не разбивайте,

Веничек передавайте.

Будем передавать веник. 

На ком веник остановиться, тот и загадку отгадывает. 

Игра "Веник"

Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки. 

  1. Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок

Сложен красочный… (платок)

  1. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти).

  1. Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы-

Мы обуем (валенки).

  1. Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку).

  1. Если маленький мороз-

Не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться,

Мы наденем (рукавицы).

Ведущая:

Долог день до вечера, коли делать нечего.

А как с работой управились, так и отдохнуть можно…

Расступись, честной народ, отдохни немножко,

К нам Потешница идет, поразвлечь немножко.

Под р. н. м. «Как под яблонькой»» выходит

Девочка - Потешница:

Сидят в теремах-светлицах небылицы в лицах, щелкают орешка,

Да творят насмешки, ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз, как от меня до вас!

Исполняются шутливые диалоги:

1мальчик: Ой, ребята, а я что видел!

Дети: Что?

1мальчик:

Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота!

1 девочка:

Лошадь ела кашу, а мужик овес. Лошадь села в сани, а мужик повез.

2 мальчик:

Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.

А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!

2 девочка:

Катя-Катя, Катюха! Оседлала петуха.

Петух заржал, на забор забежал!

Девочка – Потешница:

Ну, ребята, вы загнули, чуть не до смерти пугнули,

Да и где же это видано? Да и где же это слыхано?

Хозяюшка:

Собирайся, народ, становись в хоровод,

Будем бойко плясать, каблуки ломать!

Хоровод «Во поле береза стояла»

Хозяюшка:

Посидите, отдохните да умом пошевелите.

Мои хитрые загадки кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки обещаю к чаю дать.

  • Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.

     За обедом в суп ныряет расписная (ложка)

  • Три струны, ее узнай-ка», ну конечно …(балалайка)
  • Она стоит в русской избе, от неё тепло везде

Вы поймете, о чём речь, это русская… (печь) 

  • Кашу варит всем дружок, круглобокий.  (чугунок).
  • Воду дед носил с утра, каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло, держит ведра (коромысло).

  • У нее доска и палка - это бабушкина … (прялка).
  • В печку слазить очень рад, а зовут его … (ухват).
  • Стоит у стола длинная кошка у нее четыре ножки.

Сидит на ней вся семья - это (скамья).

Ведущая:

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. 

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.

Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.

Как музыка начнет играть, надо ниточку в клубочек намотать.

А как закончит музыка играть, значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание? Начинаем соревнование!

Игра: "Смотай клубочек"

Выходят девочки и под р. н. п. «Ах, вы сени» вместе с мамами начинают наматывать нити на клубки.

Ведущая:

А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?

Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.

И для вас у меня есть игра-забава, где силушку молодецкую надо показать.

Игра - эстафета «Растопи печку»

Мальчики и их родители встают в две колонны. 

По команде под р. н. п. «Ах, ты береза» каждый ребенок берет палку – «Прутик», а взрослый – кубик – «уголек» и несут к печке, возвращаясь, передают эстафету другому. Победит тот, кто быстрее перенесет все предметы.

Хозяюшка:

Ой, да какие же вы молодцы, замечательно играете!

Ну, продолжаем наше веселье. (берет туесок со скороговорками):

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Грамоту вы открывайте, скороговорочку читайте,

Да складно быстро повторяйте:

1. Три сороки - тараторки тараторили на горке!

2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.

3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

4. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

5. Пекарь Петр пек пирог.

6. Ткет ткач ткани на платки Тане.

Дети и родители по очереди повторяют скороговорки, соревнуясь.

Ведущая:

Собрались мы позабавиться, да потешиться, поиграть, пошутить, посмеяться, но посиделки на Руси немыслимы были без ремесла.

Изготовление тряпичных кукол-оберегов

Хозяюшка:

До свиданья, посиделки, посиделкам каждый рад,

Делу - время, а потехе – уделили только час!

Ребенок 1:

Посиделки, вечеринки, наши яркие картинки.

Это русские картинки, жизни нашей на Руси!

Ребенок 2:

Живы традиции Руси, какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать, традиции нам надо соблюдать.

Ведущая:

Отдохнули мы на славу, победили все по праву.

Порезвились, наигрались! Много новых сил набрались.

Нагуляли аппетит вот теперь и подкрепиться,

Нам совсем не повредит.

Под р. н. м. «Белолица – круглолица» дети и родители уходят в группу для чаепития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»

Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры....

Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»

Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры....

Проект по приобщению детей к русской народной культуре в средней группе

Проект познакомит детей с русским народным исскуством, обычаями, традициями, особенностями трудовой деятельности русского народа, создаст предпосулки патриотизма и любви к Родине...